Оценка конкурентов на основе бенчмаркинга
Бенчмаркинг– это выявление успешно применяемых другими предприятиями методов управления.
Бенчмаркинг впервые появился в 1972 г. Тогда исследовательско-консалтинговая компания PIMS установила, что для поиска эффективного решения в области конкуренции необходимо знать опыт других предприятий, которые имеют успех в похожих условиях.
Этапы развития бенчмаркинга:
реинжиниринг или ретроспективный анализ продукта (1972-1976 гг.);
бенчмаркинг конкурентоспособности (1976-1982 гг.);
бенчмаркинг процесса (1982-1986 гг.);
стратегический бенчмаркинг (1986-по настоящее время);
глобальный бенчмаркинг (развивается как будущий инструмент организации международных обменов).
В настоящее время используются следующие виды бенчмаркинга:
Бенчмаркинг конкурентоспособности –измерение характеристики предприятия и ее сопоставление с характеристиками конкурентов; исследования специфических продуктов, возможностей процесса или административных методов предприятий-конкурентов.
Бенчмаркинг процесса– деятельность по изменению определенных показателей функциональности для их сопоставления с показателями предприятий, характеристика которых является совершенной в аналогичных процессах.
Внутренний бенчмаркинг– бенчмаркинг процесса, осуществляемый внутри организации, основанный на сопоставлении характеристик производственных единиц аналогичных процессов.
Функциональный бенчмаркинг– сравнение определенной функции двух или более организаций в той же отрасли (секторе).
Общий бенчмаркинг– бенчмаркинг процесса, который позволяет сравнивать определенную функцию двух или более организаций, независимо от сектора экономики.
Процесс бенчмаркингаосуществляется в следующем порядке:
1 этап – определение объекта анализа превосходства (для кого необходимо изучать и использовать чужой опыт).
2 этап – выявление партнеров по анализу превосходства (кто является лучшим).
3 этап – сбор информации (подбор информации о собственном предприятии; сбор данных о партнере по анализу превосходства; использование дополнительных источников информации; документальное оформление данных; проверка имеющихся в наличии данных).
4 этап – анализ информации (упорядочение и сопоставление полученных данных; контроль качества информационных материалов; выявление и устранение факторов, которые могут исказить сравнение; выявление недостатков в работе по сравнению с лучшими методами; понимание причин, объясняющих существование недостатков; проведение анализа по выбору между изготовлением продукции за счет собственных ресурсов и поставкой со стороны).
5 этап – реализация полученных сведений (внедрение разработанных возможностей улучшения и дальнейшая эволюция предприятия с учетом перспектив развития, в этот период наибольшее значение приобретают такие навыки менеджеров как управление изменениями).
6 этап – контроль процесса и повторение анализа (необходимо следить за развитием установленных оценочных показателей результатов работы предприятия, проверять достижение промежуточных целей и соблюдение планов по ресурсам и срокам, повторение анализа превосходства через определенный период времени из-за постоянных изменений во внешней и внутренней среде).
Заключение
Курсы «Экономика для менеджеров» рассматривает рынки отдельных товаров и ресурсов, а также изучает способы, при помощи которых менеджер руководит использованием ограниченных ресурсов таким образом, чтобы достичь поставленной цели наиболее эффективным способом. Знания, которые дает данная дисциплина, необходимы сегодня практически каждому человеку для понимания сложного мира экономических отношений, формирования рыночного типа поведения. И прежде всего в них нуждаются те, кто по роду своей профессиональной деятельности должен принимать управленческие решения, разрабатывать стратегию компании, заниматься маркетингом или распределять финансовые ресурсы.
Как и всякое учебное пособие, данная книга предназначается для преподавания и изучения, то есть пользоваться ею могут как студенты, слушатели, так и преподаватели.
В учебном пособии рассматриваются экономические проблемы на микроуровне. Так как программа по курсу «Экономика для менеджеров» может иметь различия и по объему учебных часов, и по перечню тем, нами предлагается несколько вариантов использования учебного пособия. Так, если необходимо получить глубокое представление по всем вопросам и научиться обоснованно принимать управленческие решения, следует ознакомиться со всей литературой, представленной в списке, а также выполнить все предлагаемые практические задания. Если поставлена цель ознакомления с дисциплиной, то преподавателем могут быть выбраны задания с невысокой степенью сложности.
Рекомендуем также выполнить итоговое задание по анализу рынка и конкуренции, так как оно позволяет некоторым образом систематизировать полученные знания и комплексно подойти к решению экономических проблем. Данное задание легче всего выполнять людям, имеющим практический опыт и использующим данные по конкретному предприятию. Исходя из этого, задание может быть рекомендовано в первую очередь для системы переподготовки специалистов и для студентов-заочников. Для студентов, получающих высшее образование по дневной форме обучения, при выполнении задания требуется помощь преподавателя, который может предоставить им необходимый конкретный материал.
Библиография
1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб., 1998.
2. Ансофф И. Стратегическое управление. М., 1989.
3. Байе М.Р. Управленческая экономика и стратегия бизнеса. М., 1999.
4. Вэриан Х.Р. Микроэкономика. М., 1997.
5. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика: в 2 т. СПб., 1998.
6. Дихтль Е., Хершген Х. Практический маркетинг. М.,1995.
7. Дойль П. Маркетинговое управление и стратегии. СПб., 1998.
8. Долан Э.Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. СПб., 1992.
9. Долан Э.Дж., Линдсей Д. Микроэкономика. СПб., 1994.
10. Емцов Р.Г., Лукин М.Ю. Микроэкономика. М., 1997.
11. Ивашковский С.Н. Экономика: микро- и макроанализ. М., 2001.
12. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. СПб., 2002.
13. Майталь Ш. Экономика для менеджеров. М., 1996.
14. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: в 2 т. М., 1992.
15. Меньшиков С.М. Новая экономика. Основы экономических знаний. М., 1999.
16. Миниэкономика / Е.В.Попов, А.И.Татаркин. М.,2003.
17. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. М., 1999.
18. Нуреев Р.М. Основы экономической теории: Микроэкономика. М., 1996.
19. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. М., 1992.
20. Портер М. Международная конкуренция: Пер. с англ./ Под ред.В.Д.Щетинина. М.,1993.
21. Райзберг Б.А., Фатхутдинов Р.А. Управление экономикой. М.,1999.
22. Теория фирмы / Под ред. В.М.Гальперина. СПб., 1995.
23. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. М., 2000.
24. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М., 1998.
25. Франк Р.Х. Микроэкономика и поведение. М.,2000.
26. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение: в 2 т. М., 1992.
27. Хейне П. Экономический образ мышления. М., 1991.
28. Шерер Ф.М., Росс Д. Структура отраслевых рынков. М., 1997.
29. Экономика / Под ред. А.С.Булатова. М., 2000.
30. Экономическая теория/ Под ред.А.И.Добрынина, Л.С.Тарасевича. СПб., 2001.
31. Энджел Д. Поведение потребителей. СПб., 1999.
32. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. М.,1998.