Движущие силы развития медиабизнеса
Спрос на сдвоенном рынке СМИ
Развитие СМИ — как в глобальном масштабе, так и в отдельных странах мира — в последние десятилетия идет быстрыми темпами. Достаточно посмотреть вокруг себя, чтобы оценить, какое место в жизни современного человека занимают масс-медиа. Мы окружены медиано- сителями и медиасодержанием, тратим время и деньги на СМИ и формируем свои представления о действительности, опираясь не столько на собственный опыт, сколько на информацию и мнения, почерпнутые из масс-медиа. СМИ, как мы видели, оказались в центре свободного времени современного человека.
Причины, стимулирующие постоянный на протяжении всей истории медиаиндустрии рост, объясняются наличием объективных общественных потребностей, выражаемых такой ключевой экономической категорией, как спрос.
Спрос — это экономическая категория, присущая товарному хозяйству и проявляющаяся в сфере обмена, торговле. Спрос выражает совокупную общественную потребность в товарах и/или услугах. Спрос находится в постоянном взаимодействии с предложением, и соотношение спроса и предложения на рынке представляет собой один из основных экономических законов товарного хозяйства.
СМИ. как уже неоднократно подчеркивалось, представляют собой уникальную индустрию, поскольку производят свой продукт для двух рынков. Первый рынок — это рынок товаров, на котором в качестве товара выступает содержание. Второй — это рынок услуг, и СМИ, организуя для рекламодателей нужные им аудитории, активно на нем конкурируют'. Сама медиаиндустрия тем самым представляет собой сдвоенный рынок товаров и услуг, а спрос на СМИ необходимо рассматривать отдельно для каждой группы клиентов — аудитории и рекламодателей-
1 Вартанова Е. Л.Медиаэкономика зарубежных стран. М.: Аспект Пресс, 2003. С. 48-
Спрос на сдвоенном рынке СМИ
Спрос аудитории на СМИ. По мере развития общества потребность аудитории в СМИ постоянно растет. По сравнению с периодом пятидесятилетней давности количество масс-медиа увеличилось практически на порядок. Поразительно, но подавляющее большинство вновь возникающих СМИ находят свою аудиторию, многие самостоятельно добиваются финансового успеха. Потребности в СМИ сегодня весьма разнообразны, и потому речь идет не только об удовлетворении ими таких актуальных для современного человека потребностей, как информационные, но и многих других — партиципарных, мобилизационных, организационных и др. В этом ряду все более важными становятся потребности современной аудитории в развлечениях. В результате последние все более перемещаются в сферу СМИ, где и удовлетворяются. В современном обществе, основанном на потреблении, движимом потреблением и развивающемся благодаря потреблению, многие потребности, сам спрос на товары и услуги часто формируются не столько потребителем, сколько производителем и продавцом. Однако для медиаиндуст- рии как сектора экономики важен не столько процесс формирования спроса, сколько результат — факт его возникновения и удовлетворения. Какие бы мотивации и движущие силы ни стояли за процессом формирования спроса аудитории на СМИ, именно он остается движущим фактором количественного развития масс-медиа.
Доказательств растущего спроса аудитории на СМИ множество. Сколько бы ни жаловались газеты на потерю читательского интереса, их положение остается в целом относительно стабильным. По данным Всемирной газетной ассоциации, газеты ежедневно читают 1,4 млрд читателей. За последние 5 лет — с 2002 по 2007 г. — на 14,5% вырос и суммарный тираж газет, причем положительную динамику показывают как платные, так и бесплатные газеты. Совсем уж удивительно выглядит рост тиражей платных газет: за 5 лет они выросли более, чем вдвое, составив 40,8 млн экз. в день. Общее число платных ежедневных газет в 2007 г. впервые превысило символический рубеж 11 000'.
На фоне даже такого позитивного роста газетной индустрии еще более впечатляюще выглядит развитие телевизионной и радиоиндуст- Рии, Интернета и мобильной телефонии. Наиболее ярким примером является увеличение числа пользователей Интернета и сетей мобильной связи на глобальном и национальном уровнях в течение последней де- КаДы, с момента появления предложения этих услуг широкой потребительской аудитории (табл. 11).
1www.wan-press.org.london2007
Глава 3. Движущие силы развития медиабизнеса
Таблица //
Динамика пользования Интернетом и телефонией с 2000 по 2007 г.
|
Источник:World Development Indicators database, September 2008. |
Технологический прогресс постоянно создает новые возможности для расширения медиаиндустрии. Если 30 лет назад было практически невозможно представить, что компьютер может стать альтернативой газетам, журналам, ТВ и радио, то сегодня процесс конвергенции — и количественно, и качественно — преображает медиаландшафт. Число каналов, по которым современный человек может получать медиасодер- жание — результат труда журналистов и редакций СМИ, выросло и за счет прогресса в кабельном и спутниковом ТВ, и за счет появления глобальной Сети, и вследствие развития мобильных сетей связи. Возникли тысячи новых СМИ, существующих только в Интернете: онлайновые газеты, интернет-радиостанции, сайты, вещающие как ТВ в глобальной Сети, подкастинговые и видеокастинговые службы обслуживают почти четвертую часть всех жителей планеты, ведь аудитория Интерне-
Спрос на сдвоенном рынке СМИ
та сегодня уже превышает 1,5 млрд человек. Практически невозможно рока определить число абонентов сетей мобильной телефонии, пользующихся своими телефонами как каналами доступа к СМИ, однако для них производится содержание, создаются информационные и развлекательные сервисы, формирующие своего рода мобильные СМИ.
Для обслуживания количественно увеличившихся за последние десятилетия медиаканалов требуется все больше журналистов, редакторов, продюсеров — словом, различных медиапрофессионалов. При этом существенно изменились и формы организации медиабизнеса. Так, число сотрудников традиционных редакций стало сокращаться, однако выросло количество стрингеров, фрилансеров, т.е. журналистов, работающих за пределами редакционных штатов. Сами медиакомпании в возрастающей степени стали привлекать к созданию контента не собственных сотрудников, а различные внешние компании. В телеиндустрии этот процесс проявился в расширении киноиндустрии и становлении сектора невещательных продюсерских компаний, реализующих свои программы на рынке, в радиоиндустрии наметился рост числа звукозаписывающих компаний, в компьютерном секторе возникла и быстро развилась индустрия компьютерных игр. По оценкам экспертов, обороты индустрии игр в мире сегодня превышают обороты теле-, кино- и музыкальной индустрии и достигают 25 млрд долл.'.
Спрос аудитории на СМИ в контексте социальной динамики. Очевидно, что спрос аудитории на содержание СМИ не статичен, а меняется вместе с обществом, его структурой и шкалой потребностей в отдельных социальных группах. Рассматривая изменения спроса аудитории на СМИ в контексте трансформации социальных структур, проанализируем основные подходы к выделению групп внутри общества.
Принципы такого выделения у разных авторов, естественно, различны, но для многих основным критерием остается доступ к материальным ресурсам, на чем и основывается классовая теория общества К.. Маркса. До настоящего времени доступ к материальным ресурсам остается важнейшим показателем принадлежности к группам общества, хотя по мере развития общества и экономики число критериев выделения социальных групп существенно выросло.
М. Вебер, развивший идею Маркса о доступе к средствам производства как основном критерии выделения классов, предложил и другие показатели социальной стратификации — квалификацию, мастерство, статус, принадлежность к политическим партиям. Не только облада-
' Индустрия рекламы. 2007. № 13-14. С. 19.