Национальный реестр правовых актов Ресни'чшки Бе гар\ сь. - 2000. - Л» 109. " Национальный реестр правовых акюв Республики Ьелар>сь. - 2000.
Декретом № 22 Совету Министров Республики Беларусь было поручено до 1 июля 2001 г. рассмотреть вопрос о целесообразности дальнейшей деятельности организаций, созданных Правительством Республики Беларусь в форме объединений (концернов). В отношении государственных объединения, входящих в третью группу, Декрет № 22 поручил облисполкомам и Минскому горисполкому принять необходимые меры по приведению учредительных документов объединений, созданных местными исполнительными и распорядительными органами, в соответствие с требованиями этого Декрета.
Декрет Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2002 г. № 29 «О внесении изменений и дополнений в Декреты Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 г. № 11 и от 16 ноября 2000 г. № 22» (далее - Декрет № 29) установил следующее: объединения, созданные республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами, а также объединения, созданные до 1992 года, имущество которых передано в собственность Республики Беларусь союзными либо республиканскими государственными органами, приводят свои учредительные документы в соответствие с настоящим Декретом, ГК, Декретом Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 г. № 11 и иным законодательством в сроки, устанавливаемые соответствующими государственными органами для каждого объединения, но не позднее 1 января 2004 г.
В случае невыполнения по истечении месяца с указанной даты перечисленными организациями требований по приведению своих учредительных документов в соответствие с законодательством, эти организации подлежат ликвидации в установленном порядке.
Действующий ГК предусматривает следующие формы объединений хозяйствующих субъектов в целях осуществления согласованной предпринимательской деятельности-
- ассоциации (союзы) (ч. 1 п. 4 ст. 46 );
- финансово-промышленные и иные хозяйственные группы (ч. 2 п. 4 ст. 46 );
- простые товарищества (ст. 911).
Согласно п. 2 ст. 22 ГК, индивидуальные предприниматели также могут быть участниками ассоциаций (союзов). Кроме того, они могут объединяться в рамках простого товарищества
Прежде чем давать характеристику перечисленных форм остановимся на употреблении понятия «объединение» в действую-
щем законодательстве Общее определение понятия «объединение» отсутствует. Оно дается по отношению к некоммерческим организациям - ассоциациям (союзам), общественным и религиозным объединениям.
Что касается интеграционных образований в экономике, целью создания которых является осуществление предпринимательской деятельности, то для них какого-либо общего понятия не существует. В юридической литературе их предлагают именовать «группами» , «корпорациями» .
На наш взгляд, нет смысла обращаться к нерусскоязычным понятиям, в то время как правоприменительная практика и правовая доктрина давно используют исконно русское понятие «объединение». Следует согласиться с И. С. Шиткиной, предлагающей использовать понятие «объединение» для обозначения различных форм интеграции в экономике, а для отличия этих форм объединений от других, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не преследующих соответственно получения прибыли в качестве основной цели деятельности, называть их «предпринимательскими объединениями».
Хотя ассоциации (союзы) не относятся к предпринимательским объединениям, т. е. не осуществляют предпринимательской деятельности, тем не менее в рамках этих организаций субъекты хозяйствования могут осуществлять согласованные действия, направленные, например, на ограничение конкуренции, или другим способом влиять на состояние рынка.
Правовой основой создания и деятельности ассоциаций (союзов) являются положения ГК, закрепленные в ст. 121 - 123 Ассоциации(союзы) представляют собой объединения коммерческих организаций, созданные на основе договора в целях координации их предпринимательской деятельности, представления и защиты их общих имущественных интересов. В силу прямого указания ч. 1 п. 3 ст. 121 ГК, ассоциация (союз) является юридическим лицом со всеми его признаками. При этом ассоциация (союз)
' Кулл 1Ш М. И. Государственно-монополистический клич гали ни и юридическое лицо. Июр.тр.-М.. 1997.-С П8-139.
Кашанниа Г В Хомнет венные говаршнеиваиобшества: правовое регулирование виу|-рифирменноплея1елы|Остп.-М.. 1995.-С". I.
ШнгкннаИ.С Прсхпрннмматечьскнсобъединения. Учеб.-праю. пособие. - М.: Юрисгъ, 2001 -С. 13.
не отвечает по обязательствам своих членов, в тот время как они несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере и порядке, предусмотренном учредительными документами ассоциации(союза)
Ассоциации (союзы) могут осуществлять предпринимательскую деятельность только посредством создания хозяйственного общества или участия в нем либо преобразования в хозяйственное общество или хозяйственное товарищество (ч. 2 п. 1 ст. 121 ГК).
Учредительными документами ассоциации (союза) являются учредительный договор, подписанный ее членами, и устав, содержание которого определяется п. 2 ст. 48 и п. 2 ст. 122 ГК.
Минимально необходимое количество членов ассоциации (союза) в ГК не определено. Данный вопрос решается по усмотрению участников объединения Условием создания ассоциации (союза) является согласие антимонопольного органа (ч. 2 ст. 11 Закона о предприятиях)
Система управления в ассоциации (союзе) представлена общим собранием, которое включает всех членов и является высшим органом управления, и исполнительными органами, которые могут быть коллегиальными и (или) единоличными.
Учитывая договорную природу ассоциации (союза), ГК предоставляет ее членам право выхода из ассоциации (союза) по окончании финансового года. В этом случае вышедший член несет субсидиарную ответственность по обязательствам ассоциации (союза) пропорционально своему взносу в течение двух лет с момента выхода, если эти обязательства возникли во время его членства в ассоциации (союзе). Новый член может войти в состав ассоциации (союза) только с согласия других членов. Его вступление в ассоциацию (союз) может быть обусловлено субсидиарной ответственностью по обязательствам ассоциации (союза), возникшим до его вступления.
Правовое положение финансово-промышленных и иных хозяйственных групп будет подробно рассматриваться в следующей главе. Здесь отметим, что Указ Президента Республики Беларусь от 27 ноября 1995 г. № 482 «О создании и деятельности в республике хозяйственных групп» предусматривает создание хозяйствен-
1 Собрание \каюв Прсшлента и пооановюний Кабинета Министров Республики Ы..1ар\сь.- 1495!-Л» 34. -С| 820
ной группы способом, при котором одному участнику группы (головной организации) принадлежат доля в имуществе каждого из иных участников группы или другие допускаемые законодательством права таким образом, что эта доля или эти права обеспечивают головной организации возможность принятия или отклонения решений в высшем органе каждого иного участника хозяйственной группы. Созданная таким способом хозяйственная группа есть не что иное как холдинг
Понятие «холдинг» в Республике Беларусь впервые было закреплено в законодательстве о приватизации. Положение о холдингах, создаваемых в процессе разгосударствления и приватизации республиканской собственности, утвержденное Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 апреля 1993 г. № 250 с послед, изм. и доп. (далее - Положение о холдингах), определяет холдингкак юридическое лицо любой организационно-правовой формы, в состав имущества которого входят и (или) в управлении которого находятся доли (акции) в имуществе иных юридических лиц, обеспечивающие ему право принятия или отклонения решений, принимаемых их высшими органами управления.
Положение о холдингах различает три типа холдингов:
- производственный - холдинг, менее 50 процентов имущества которого составляют доли (акции) в имуществе иных юридических лиц и осуществляющий кроме функций держателя акций хозяйственную деятельность;
- финансовый - холдинг, более 50 процентов имущества которого составляют доли в имуществе иных субъектов хозяйствования;
- смешанный (производственно-финансовый) - холдинг, более 50 процентов имущества которого составляют доли (акции) в имуществе иных юридических лиц и осуществляющий кроме функций держателя акций хозяйственную деятельность.
В приведенном выше определении холдинг представлен как основное общество, имеющее возможность определять решения дочерних и (или) зависимых обществ. Но целесообразно, и в первую очередь с позиций практики, определять понятие «холдинг» в широком смысле слова, т. е. как совокупности основного и дочерних и (или) зависимых обществ.
1 Сойраннс постановлений Правите п.ства Республики Нсларусь- 1')°Л-№ 12.-С"|. 208. ПО
Холдинг рассматривается в законодательстве Республики Беларусь не как общеправовое явление, а лишь применительно к процессу разгосударствления и приватизации. Однако ГК. не используя напрямую понятие холдинга, допускает возможность его создания по системе основное - дочернее (зависимое) общество.
Холдинг представляет собой очень сложное явление как с экономической точки зрения, так и с правовой. Поэтому, не вдаваясь в подробности, отметим, что сущность холдинга как объединения вертикального типа составляют отношения экономической зависимости и контроля («системы участия»)
Преимущества холдинга как формы организации предпринимательской деятельности в крупных масштабах заключаются в «снижении рисков потери собственности, диверсификации капитала, уменьшении издержек на управление при централизации ряда функций и проч.» Учитывая возможную монополизацию рынка для государственной регистрации холдинга также необходимо получение согласия антимонопольного органа (п. 3 Положения о холдингах).
Как отмечалось выше, ГК не предусматривает такую форму объединения субъектов хозяйствования, как концерн,а организации, функционирующие в такой форме, должны привести свои учредительные документы в соответствие с законодательством до 1 января 2004 г.
Концерн в советском законодательстве 80 - 90-х годов представлял собой добровольное объединение предприятий, как правило, одной отрасли, обладающее статусом юридического лица. Сущность концерна заключается в наличии единого центра принятия решений, касающихся хозяйственной деятельности всех входящих в его состав предприятий, которые при этом не теряют экономической и юридической самостоятельности Обычно в качестве такого центра выступает предприятие, занимающее доминирующее положение на рынке, имеющее контрольную долю участия в предприятиях, работающих на данном рынке. Последнее обстоятельство свидетельствует о схожести концерна и холдинга. В настоящее время эти две формы объединений субъектов хозяйствования соотносятся как экономическое содержание (концерн) и организационно-правовая форма выражения этого содержания (холдинг)
| Шигкниа И. С. Укаг соч С. 79. " ШшкпмаН.С Ука). соч.-С. 75.
III
Холдинг наиболее распространен в государствах англо-саксонской системы права, концерн же впервые появился в законодательстве Германии (континентальная система права). Функционирующие на сегодняшний день в Республике Беларусь концерны соответствуют данной выше характеристике с той разницей, что в отличие от Германии и России они имеют статус юридического лица.
Концерны как экономическое единство входящих в них субъектов предпринимательской деятельности могут приобретать также форму финансово-промышленных групп.
Договор простого товарищества (договор о совместной деятельности) в настоящей работе не характеризуется, поскольку он как разновидность обязательств изучается в Особенной части гражданского права.