Тема 4. Рынки факторов производства. Рыночные структуры

Особенности рынка факторов производства. Спрос и предложение на рынке факторов производства. Рынок труда. Рынок капитала. Рынок земли.

Конкуренция и ее виды: ценовая и неценовая. Эффективность конкурентных рынков. Совершенная и несовершенная конкуренция. Типы рыночных структур, рыночная власть. Монополии, олигополии, монополистическая конкуренция. Антимонопольное законодательство.

Тема 5. Правительство как экономический агент

Фиаско рынка в рыночной экономике. Фиаско правительства в рыночной экономике. Теория общественного выбора. Экономика бюрократии.

Раздел 3. МАКРОЭКОНОМИКА

Тема 6. Деньги и денежное обращение. Статистические измерения макроэкономических показателей

Деньги как инструмент рыночного хозяйства. Сущность денег и их функции. Ликвидность. Виды денег. Денежные агрегаты. Банковская система. Денежный мультипликатор. Рынок денег. Монетарная политика. Инфляция и ее виды. Антиинфляционная политика

Национальная экономика. Система национальных счетов и ее значение (СНС). Основные понятия СНС. Методы расчета ВВП по потокам доходов и товаров. Индексы цен. Экономические циклы. Стабилизационная политика. Экономический рост и развитие. Типы экономического роста. Модели экономического роста.

Тема 7. Модели общеэкономического равновесия и социально-экономическая политика государства.

Общее равновесие и благосостояние. Макроэкономическое равновесие: модель «АD-АS», «Кейнсианский крест», «модель IS-LM». Фискальная политика. Налоги. Кривая Лаффера. Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Денежно-кредитная политика. Социальная политика государства.

Тема 8. Экономика переходного периода и экономическая безопасность России

Общество как развивающаяся система. Этапы развития и периодизация. Экономика переходных периодов. Темп преобразований. Шоковая терапия и планомерность. Социальные проблемы. Основные задачи переходного периода и их реализация в России. Разгосударствление собственности. Предпринимательство и теневая экономика. Социальные гарантии. Формирование открытой экономики.

Содержание и концептуальная структура экономической безопасности. Индикаторы экономической безопасности и пороговые значения

5.ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Изучение курса «Экономика» предполагает работу с учебной и научной литературой и периодическими изданиями, выполнение творческих заданий, организацию научных дискуссий студентов.

В качестве организационных форм занятий по дисциплине учебным планом определены лекционные и семинарские занятия. Семинарские занятия проходят по темам, требующим дополнительного времени для осмысления экономических проблем, являющиеся основными для данной дисциплины.

Работа на семинарских занятиях проводится в форме опросов, обсуждения проблем, рассмотренных студентами в процессе выполнения домашнего задания, дискуссии на темы подготовленных ими докладов, демонстрации и обсуждения выполненных творческих зданий, решения тестов и задач.

При осуществлении текущего и итогового контроля используется рейтинговая система оценки знаний. Итоговая контрольная работа включает в себя тестовые задания и задачи по всем дидактическим единицам курса. Форма итогового контроля, предусмотренная учебным планом - экзамен.

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов для подготовки к практическим занятиям

Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ

Темы. 1. Принципы экономической теории

Контрольные вопросы:

1. Какие блага вы можете назвать экономическими?

2. Как соотносятся возможности и потребности людей?

3. Какой принцип лежит в основе экономического выбора?

4. Перечислите основные принципы экономической теории

Наши рекомендации