Структура и инфраструктура рыночной экономики. Кругооборот ресурсов, продуктов и денег в рыночной экономике

В предыдущем параграфе речь шла о рыночных структурах, различающихся по способу организации отрасли, способу взаимодействия фирм, виду конкуренции. Теперь рассмотрим структуру рынка, понимаемую как взаиморасположение и взаимосвязь составляющих рынок частей, устройство рынка.

Структура рынка может быть субъектной и объектной. Если субъектная структура рынка раскрывает состав его участников, то объектная зависит от того, чем на данном рынке торгуют.

Как известно, субъектами рынка являются домашние хозяйства (индивидуумы) и фирмы.

Домашние хозяйства, владеющие ресурсами, получают факториальные доходы (доходы собственников производственных ресурсов). Выделяют следующие укрупненные виды ресурсов: труд, капитал, земля (природные ресурсы), предпринимательская способность. С собственностью на ресурсы связаны доходы домашних хозяйств.

Вторая категория участников рынка — это фирмы. Они занимаются производством благ, в процессе которого используют ресурсы, покупаемые у домашних хозяйств. Соответственно, плата за привлекаемые ресурсы составляет издержки фирм, а выручка от продажи произведенных благ — доходы фирм.

Рассматривая объектную структуру рынка, можно выделить прежде всего рынок потребительских благ (товаров и услуг) и рынок ресурсов. Потребительские блага производятся фирмами и покупаются людьми для конечного потребления. Ресурсы принадлежат домашним хозяйствам и покупаются фирмами для производства товаров. Среди ресурсных можно выделить рынки труда, капитала, земли, которые в свою очередь подразделяются на рынки квалифицированного и неквалифицированного труда, фондовые и валютные, рынки различных природных ресурсов и т.д. Товарные рынки структурируются по видам товаров, которые бывают длительного пользования, широкого потребления, продовольственными и т.д.

Структуру рынка можно классифицировать по географическому принципу, выделив местные (локальные) рынки, региональные, национальные и международные.

Для эффективного функционирования рынка важно наличие развитой рыночной инфраструктуры — совокупности институтов, обеспечивающих работу рынка; организаций, с помощью которых работают рынки ресурсов и товаров, циркулируют потоки товаров, ресурсов и доходов между фирмами и домашними хозяйствами (хотя субъектами инфраструктуры зачастую являются также фирмы). Существует множество институтов рыночной инфраструктуры. В зависимости от широты интерпретации данного понятия к инфраструктуре можно отнести даже все магазины, дороги между местами проживания потребителей и местами расположения фирм и т.д.

Остановимся лишь на некоторых организациях инфраструктуры, наличие которых позволяет причислить рынок к категории достаточно развитых. Это ярмарки, аукционы, биржи.

Под ярмаркой понимается рынок товаров, периодически организуемый в установленных местах. Формой продажи товаров, которая проводится в определенном месте в определенное время на основе конкуренции покупателей, является аукцион. По способу организации аукционы весьма разнообразны, но наиболее известным является аукцион с повышением цены (так называемый «английский» аукцион).

Очень важную роль играют биржи, на которых осуществляются сделки купли-продажи товаров, ресурсов и на основе взаимодействия спроса и предложения формируются рыночные цены. Самые распространенные — это биржи труда, товарные, фондовые и валютные биржи.

К инфраструктурным организациям рынка можно отнести также брокерские фирмы, торговые дома, холдинги, страховые компании, торгово-промышленные палаты, аудиторские фирмы.

Фиаско рынка. Роль государства

Наши рекомендации