Учебно-методическое обеспечение дисциплины. Министерство образования и науки Республики Казахстан
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Екибастузский инженерно-технический институт
Имени академика К.И. Сатпаева
Кафедра: | «Экономики и менеджмента» им. З.А. Галимова |
«УТВЕРЖДАЮ»
проректор по учебной работе,
к.т.н., профессор
__________ Турсунов М.Ж.
«___»_____________20__ г.
Методические указания к выполнению СРС
по дисциплине: «Экономическая теория» |
Специальность: | 050506 «Экономика» 050507 «Менеджмент» |
Форма обучения: | очная |
Всего кредитов: | 2 | ||||||
Курс: | 1 | ||||||
Семестр: | 1 | ||||||
Лекции | 15 | часов | 6 часов | ||||
Практические | 15 | часов | 6 часов | ||||
Лабораторные | |||||||
СРСП | 30 | часов | 6 часов | ||||
СРС | 30 | часов | 72 часов | ||||
Трудоемкость | 90 | часов | 90 часов | ||||
Экзамен | 1 | семестр | 1 семестр | ||||
Екибастуз – 200__ г.
Методические указания составлены на основании ГОСО РК 3.08.310- 2006 для специальности 050506 «Экономика» и ГОСО РК 3.08.310- 2006 для специальности 050507 «Менеджмент» |
Методические указания составил
К.э.н. профессор | Имангожин С.И. |
(должность, звание) (подпись) (Фамилия И.О.)
Старший преподаватель | Абылкасова Ж.Б. |
(должность, звание) (подпись)
Методические указания рассмотрены на заседании кафедры
«Экономика и менеджмент» |
Протокол №__02_ «__07_» ____октябрь___ 2008 г.
Заведующий кафедрой: К.э.н., доцент | Рахишева А.Б. |
Одобрена учебно-методическим советом экономического факультета
Протокол №_ от______ 200_ г.
Председатель: к.э.н., профессор | Имангожин С.И. |
Одобрена учебным отделом
Начальник | Бирюкова Л.Ф. |
Офис: ул. Энергетиков, 54, ауд.№ 49а
Тел: 8 (7187) 33 - 05 – 53 (вн. 106)
Е- mail: [email protected]
ВИДЫ ЗАДАНИЙ ПО СРС
Недели | Тема | Задание для СРС | Рекомендуемая литература |
Место и роль экономической теории в развитии общества | Доклад на тему «История экономических учений». Письменно дать ответ на вопросы («Верно/ неверно») | [10] стр. 10-21 | |
Основы общественного производства | Составить терминологический минимум | [10] стр. 22-32, | |
Отношения собственности и их роль в экономике | Расшифровать экономические термины из СРСП 2 (работа с экономическим словарем) | [12] стр. 22-52, [14] стр. 41-56 | |
Основные формы организации экономики | Подготовить доклады по теме. Составить терминологический минимум | [2] стр. 57-67 | |
Типы экономических систем и закономерности переходной экономики | Изложить особенности экономической системы развитых стран (доклад по любому государству) | [3] стр. 22-32, [2] стр. 41-56 | |
Сущность и механизм функционирования рыночной экономики | Письменно дать ответ на вопросы («Верно/ неверно») | [1] стр. 41-58, [4] стр. 76-99 | |
Основы теории спроса и предложения | письменно дать ответ на вопросы («Верно/ неверно») | [13] стр. 80-129 | |
Основные подходы к периодизации развития общества | Подготовить доклад по одному из типов цивилизаций | [13] стр. 32-52, | |
Предпринимательская деятельность, ее основные виды и формы | Доклад по вопросам проблем развития предпринимательской деятельности и недобросовестной конкуренции. | [14] стр. 32-42, | |
Основы теории индивидуального воспроизводства | Составить терминологический минимум | [11] стр. 22-32, | |
Кругооборот и оборот капитала | Составить кроссворд | [3] стр. 60-79 [4] стр. 100-111 | |
Издержки и доход фирмы (предприятия) | Решение задач №1,2,3 (СРСП 8), письменно дать ответ на вопросы («Верно/ неверно») | [1] стр. 180 | |
Рынки факторов производства и формирование факторных доходов. | Составить схему формирования и распределения прибыли предприятия. | [5] стр. 167 | |
Национальная экономика как система | Решение задач №1,2,3 (СРСП 10), письменно дать ответ на вопросы («Верно/ неверно») | [14] стр. 258 | |
Макроэкономическое равновесие | Составить терминологический минимум | [10] стр. 122-162, | |
Цикличность экономического развития | Сделать сообщение из истории экономической мысли («Теория недопотребления» С. Сисмонди, Мировой кризис 1929-1933 гг., «История теории длинных волн» Н.Д.Кондратьева.) | [15] стр. 22-32, | |
Безработица и инфляция. | Составить терминологический минимум | [15] стр. 367 | |
Основные направления экономической политики | Составить терминологический минимум | [15] стр. 122-222, | |
Экономический рост как цель общественного воспроизводства | Выполнить задание №1 (СРСП 13). | [3] стр. 80-129 |
Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Основная литература:
1. Курс экономической теории: Учебник. Под общей редакцией проф. Чепурина М.Н., проф. Кисилевой Е.А. 4-е дополненное и переработанное издание - Киров: «АСА», 1999г.
2. Теоретическая экономика. Политэкономия: Учебник для вузов/Под ред. Г.П. Журавлевой и Н.Н. Мильчаковой. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.
Дополнительная литература:
3. Основы экономической теории. Учебное пособие/под ред. М.А. Сажина, Г.Г. Чибрикова. М.: Издательство «Экономика», 1995г.
4. Экономическая теория. Учебник/ под ред. д.э.н. проф. А.И. Добрынина, д.э.н. проф. Л.С. Тарасевича. – 3-е изд. доп. и испр. С.-П. Издательский дом «Питер», 2001 г.
5. Экономическая теория: Учеб. для студ. Вые. Учеб. заведений/ Под ред. В.Д. Камаева. - 6-е изд., перераб. И доп. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000
6. Назарбаев Н.А. Стратегия развития Республики Казахстан на период до 2030 года. (Казахстан - 2030). -Алматы, 1997.
7. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник: М.: Юрист, 1997г.
8. Экономическая теория (политэкономия); Учебник /Под общей ред. акад. Видяпина В.И., акад. Журавлевой Г.П. - М.: ИНФРА. - М, 1999г.
9. Экономика; Учебник / под ред. доц. А.С. Булатова. М.: Издательство «БЕК», 1995 г.
10. Теоретическая экономика. Политэкономия: Учебник для вузов/Под ред. Г.П. Журавлевой и Н.Н. Мильчаковой. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.
11. Ефимова Е.Г., Бордунова С.А. Мировая экономика.: Учебное пособие- М.: МГИУ, 1998
12. Лебедева С.Л., Шлихтер С.Б. Мировая экономика. Учебник. - М.,МГТУ, 1994
13. Ломакин В.К. Мировая экономика. . учебник .-М., 2000
14. Национальная экономическая система. Баймуратова У. Алматы, 2000г.
15. БуглайВ.Б., Ливенцев Н.Н. Международные экономические отношения. Учебное пособие. Под ред. Ливенцева Н. 2003г.
16. Грис Т., Леусский А., Лозовская Е.С. Мировая экономика. Под ред. Тарасевича., С-Питерб., 2001г.
17. Современная экономика: многоуровневое учебное пособие. Под ред. Мамедова О.Ю. Ростов ,1996г.
СРС №1
Тема :«Предмет экономической теории.»
«Основы общественного производства»
Задание на СРС.
Дать ответы по принципу «Верно/неверно» (Письменная работа)
1.Основная цель изучения экономической теории- помощь в достижении коммерческого успеха.
2.Информация о реальном уровне инфляции в стране является частью позитивного подхода.
3.Экономическая теория не может использовать математические методы, так как не является точной наукой.
4.Любая точка на кривой производственных возможностей является эффективной, так как она показывает максимальный выпуск товара, возможный при имеющихся ресурсах.
5.Монетаризм признает большую роль государства в управлении экономикой.
СРС №2
Тема :«Отношения собственности и их роль в экономике».
«Формы общественного хозяйства.»
Задание на СРС.
1. Изучить законы и законодательные акты РК в отношении прав собственности (использовать Гражданский кодекс РК)
Темы докладов на СРС:
1. Приватизация сельскохозяйственного производства в Казахстане.
2. Крестьянские хозяйства, перспективы их развития.
3. Разгосударствление и приватизация собственности: формы, методы, проблемы.
4. Проблемы становления частной собственности в РК.
5. Акционерная форма собственности: преимущества и недостатки.
СРС №3
Тема :«Общая характеристика рыночного хозяйства».
«Основные типы экономических систем»
Задание на СРС.
1.Изложить особенности экономической системы развитых стран (доклад по любому государству)
2. Используя материалы таблицы покажите роль государства в регулировании экономики.
СРС №4
Тема :«Основы теории спроса и предложения».
Задание на СРС.
Работа с экономическим словарем (расшифровать термины письменно)
1. Рента
2. Акциз
3. Фьючерс
4. Опцион
5. Политика «шоковой терапии»
6. Либерализация
СРС №5
Тема :«Основы теории спроса и предложения».
«Основные подходы к периодизации развития общества»
Задание на СРС.
Тема: «Поведение потребителя в рыночной экономике»
Для анализа поведения потребителя воспользуйтесь следующими заданиями:
1. Предположим, что цена 1 кг. капусты равна 20 тенге, а 1 кг. лука -15 тенге. Потребитель может израсходовать 90 тенге на покупку капусты и лука. Укажите несколько возможных вариантов покупки капусты и лука. Постройте бюджетную линию потребителя.
2. Потребитель расходует 120 тенге в месяц на потребление товаров X и Y.
На схеме № 3 показано положение равновесия для потребителя. Найдите цены товаров X и Y.
3 Письменно дать ответы по принципу «Верно/ неверно»
1. Для совершенно конкурентного рынка характерен контроль фирмы над рыночной ценой
2. Если рыночная цена товара постоянна, то увеличение объема выпуска не повлияет на размер прибыли фирмы, приходящейся на единицу выпуска.
3. На рынке совершенной конкуренции фирмы ведут ценовую войну
4. Рабочая сила выступает в качестве объекта купли- продажи на финансовом рынке.
5.Монополистическая конкуренция представлена множеством производителей.
6. Спрос изменяется при изменении цены.
7. Рост доходов вызовет расширение спроса на любой товар.
8. При росте цен увеличивается объем предложения.
9. Равенство объем покупок и продаж достигается только при равновесной цене.
10. Между ценой и объемом спроса существует прямая взаимосвязь
СРС №6
Тема : «Предпринимательская деятельность, ее основные виды и формы».
Темы докладов на СРС.
1. Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы становления в РК.
2. Недобросовестная конкуренция.
3. Проблемы становления рыночной инфраструктуры в РК.
4. Формирование и развитие фондовых бирж в Казахстане.
5. Товарные биржи: сущность и тенденции развития.
6. Формирование казахстанского рынка ценных бумаг.
Задание на СРС.
1. Используя Гражданский кодекс Республики Казахстан, дайте характеристику сущности предпринимательства и его организационно-правовых форм.
2. Работа с экономическим словарем (расшифровать термины письменно)
1. Амортизация
2. Аренда
3. Инвестиции
4. Лизинг
5. Полезность
6. Экономическая политика
7. Политическая экономия
СРС №7
Тема :«Кругооборот и оборот капитала (фондов) предприятия».
«Издержки и доход предприятия (фирмы)»
Задание на СРС.
Дать ответы по принципу «Верно/неверно» (Письменная работа)
1. Бухгалтерские затраты включают явные и неявные затраты.
2. Любые затраты на производство товара носят альтернативный характер.
3.Чем больше объем производства в фирме, тем меньше средние постоянные затраты.
4.Средние общие затраты равны сумме средних переменных и предельных затрат
Выполнить задание №4 темы 14 из электронного учебника.
СРС №8
Тема :«Издержки и доход предприятия (фирмы)».
Задание на СРС.
Задача. Фирма функционирует в условиях монополий.
Q | ||||||||
P | ||||||||
TC |
Найти: MC, ATC, MR. Построить графики ATC, MC, AR, MR. На графиках найти Qmax, Qmin, Qopt, цену монополий, размер прибыли в точке оптимума.
Выполнить задание №1 темы 16 из электронного учебника.
СРС №9
Тема :«Рынки факторов производства и формирование факторных доходов.»
Задание на СРС.
Выполнить задание №1 темы 17 из электронного учебника.
СРС №10
Тема :«Национальная экономика как система. Основные макроэкономические показатели».
Задание на СРС.
Выполнить задание №2 темы 18 из электронного учебника.
СРС №11
Тема : «Макроэкономическое равновесие».
Задание на СРС.
Составить терминологический минимум по данной теме.
СРС № 12
Тема : «Цикличность экономического развития».
Задание на СРС.
Сделать сообщение об истории экономической мысли («Теория недопотребления» С. Сисмонди, Мировой кризис 1929-1933 гг., «История теории длинных волн» Н.Д.Кондратьева.)
Основные типы циклов
СРС №13
Тема : «Безработица и инфляция как проявления экономической нестабильности».
Задание на СРС.
1. Составить терминологический минимум по теме 12 и 13
2. Дать ответы по принципу «Верно/неверно» (Письменная работа)
1. Рыночный механизм способен справиться с любой инфляцией без вмешательства со стороны государства.
2. В периоды гиперинфляции выигрывают заемщики.
3. При высокой инфляции повышение цен опережает рост денежной массы.
4.Инфляция перераспределяет богатство в пользу богатых
5.Борьба с инфляцией возможна без социальных и экономических издержек для общества.
СРС №13
Тема : «Основные направления экономической политики».
Задание на СРС.
Составить терминологический минимум по данной теме
СРС №15
Тема : «Экономический рост».
Темы докладов на СРС.
1. Стратегия экономического развития Казахстана как суверенного государства
2. Проблемы формирования единого экономического пространства в рамках СНГ.
3. Опыт государственного регулирования экономических и социальных процессов в промышленно развитых странах мира.
4. Концепция социально-ориентированного рынка: причины разработки и последствия применения в различных странах.
5. Цели, этапы и результаты экономических реформ в странах Центральной и Восточной Европы.
6. Проблемы реформирования экономик государств СНГ.
7.Стратегия экономического развития Казахстана как суверенного государства.
Тестовые задания
Тема: Введение в экономическую теорию
Тест.
1. Выберите наиболее полное определение предмета экономической теории:
1) Экономика изучает производство и занятость;
2) Экономика изучает деньги, кредит, банковскую и финансовую деятельность;
3) Экономика изучает рациональное использование ограниченных ресурсов для удовлетворения потребностей;
4) экономика изучает цены, ценообразование, рынок.
2. Какое из положений не имеет отношения к определению предмета экономической теории?
1) анализ рыночного хозяйства;
2) неограниченные производственные ресурсы;
3) потребности людей;
4) редкость блага.
3. Изучение экономической теории позволит:
1) улучшить свое материальное положение;
2) научить студентов "уметь жить";
3) расширить удовлетворение своих потребностей;
4) сознательно участвовать в экономической жизни.
4. Что из перечисленного является объектом микроэкономического анализа?
1) трудовые ресурсы и занятость;
2) причины, закономерности и последствия функционирования отдельных экономических субъектов;
3) функционирование смешанной экономической системы;
4) потребности и вкусы покупателей.
5. Позитивная экономическая теория изучает:
1) реальное положение;
2) что должно быть;
3) прогрессивные тенденции;
4)негативные тенденции.
6. Нормативная экономическая теория изучает:
1) реальное положение;
2) что должно быть;
3) прогрессивные тенденции;
4) негативные тенденции.
7. Необходимость государственного регулирования рыночного хозяйствования следует из теории:
1) А.Смита,
2) А. Маршалла,
3) Д.Кейнса,
4) П.Саммуэльсона.
8. Что из перечисленного не изучает макроэкономика:
1) безработица и занятость,
2) сбережения и инвестиции,
3) экономический рост и цикличность развития.
4) ценообразование на рынках отдельных товаров.
9. Что изучает экономическая теория:
1) производственные отношения,
2) классовые отношения,
3) отношения, складывающиеся в надстройке,
4) анализирует рыночное хозяйство.
10. Что из перечисленного изучает микроэкономика:
1) национальное производство,
2) общий уровень цен и инфляцию,
3) поведение фирмы на рынке,
4) занятость и безработицу.
Тема: Типы экономических систем
Тест
1. Выберите наиболее правильное определение кривой производственных возможностей или кривой трансформации:
1) любая точка на кривой производственных возможностей или кривой трансформации означает равномерный уровень производства
2) кривая трансформации характеризует рост производительности труда
3) кривая трансформации характеризует эффективность капвложений
4) кривая трансформации показывает значение альтернатив для общества
2. Какая из четырех экономических систем является наиболее эффективной?
1) традиционная
2) рыночная
3) командная
4) смешанная
3. Какой из механизмов обеспечивает преимущества рыночной экономической системы?
1) государственное регулирование
2) централизованное планирование
3) свободная конкуренция
4) социальная неоднородность
4.Что из ниже приведенного не относится к недостаткам рыночной экономики?
1) разорение товаропроизводителей
2) кризисы перепроизводства
3) безличностный ценовой механизм
4) дифференциация доходов
5. Экономическая теория:
1) пригодна для изучения только капиталистической системы хозяйствования
2) пригодна для изучения всех возможных систем хозяйствования
3) не пригодна для изучения «смешанной экономики»
4) все предыдущие ответы верны
6.Какую основную проблему решает рыночная экономика:
1) быстрый рост производства
2) ограничение конкуренции
3) насыщение рынка при ограниченности ресурсов
4) обеспечение технического и технологического развития производства
7. Что относится к факторам производства:
1. прибыль, кредит, зарплата
2. целеустремленность, материальные возможности, кредиты
3. труд, земля, капитал, предпринимательский талант
4. товары, поставки, информация
8. Проблемы "что, как и для кого производить" относятся
1. только к отсталой экономике
- только к командно-административной экономике
- только к рыночной экономике
- к любой экономике
9. Основными типами экономических систем являются:
1. традиционная, командная, рыночная, смешанная
2. неразвитая, развивающаяся, развитая, высокоразвитая
3. традиционная, индустриальная, либеральная, демократическая
4. архаическая, демократическая, либеральная, прогрессивная
10. Какая из названных характеристик не относится к рыночной экономике:
A) конкуренция
B) частная собственность
C) централизованное планирование
D) свобода предпринимательского выбора
Тема: Собственность как экономическая категория. Рынок и конкуренция.
Тест
1. Субъектом собственности в праве могут быть
1. только человек, личность или семья
2. государство в лице органов управления
3. люди, коллективы, органы управления
4. любые живые существа
2. В чем заключается преобразование отношений собственности в РК в переходный период:
1. укрепление государственного монополизма собственности, формирования частной собственности
2. формирования частной собственности, государственной и общедолевой
3. разрушение государственного монополизма собственности, формирование многоукладной экономики, регулирование государством и правом развития отношений собственности
4. регулирование развития отношений собственности, закрепление государственного монополизма собственности, создание частной собственности
3. Собственность в экономическом смысле – это:
1. закрепленные законом имущественные отношения
2. отношения человека к благам
3. материальное и нематериальное благо
4. отношения между людьми по поводу экономических благ
4. Приватизация – это
1. продажа или передача собственности частным лицам
2. обмен государственной собственности на ваучеры
3. переход от государственной собственности к коллективной
4. передача собственности на средства производства рабочим
6. Из перечисленных вопросов: 1) Что производить? 2) Как производить? 3) Где производить? 4) Для кого производить? 5) По какой цене продавать? 6) Зачем производить? 7) У кого покупать ресурсы? – к трем главным вопросам, в соответствии с принципами экономики, с которыми сталкивается любое общество, можно отнести
1. 4, 5, 6
2. 1, 5, 7
3. 1, 2, 4
4. 2, 3, 5
7. По степени ограничения конкуренции выделяют рынки:
- инноваций, рынок труда, рынок ценных бумаг
- монополистический, олигополистический, свободный
- оптовый, розничный
- легальный, нелегальный
8. Если ни один из продавцов (покупателей) не способен оказать существенного влияния на цену, то такая рыночная структура характеризуется:
- совершенной конкуренцией
- не совершенной конкуренцией
- монополией
- олигополией
9. Олигополия- это рыночная ситуация, при которой:
- несколько крупных фирм доминируют в отрасли
- одна крупная фирма доминирует в отрасли
- множество крупных фирм доминируют в отрасли
- множество мелких фирм доминируют в отрасли
10. Монополистическая конкуренция характеризуется наличием в отрасли:
- несколько крупных фирм
- одной крупной фирмы
- большого числа фирм
Тесты для закрепления материала по теме «Анализ спроса и предложения»
1. Закон спроса предполагает, что:
а) превышение предложения над спросом вызовет снижение цены;
б) если доходы у потребителей растут, они обычно покупают больше товаров;
в) кривая спроса обычно имеет положительный наклон;
г) когда цена товара падает, объем планируемых покупок растет.
2. Рынок товаров и услуг находится в равновесном состоянии, если:
а) спрос равен предложению;
б) цена равна издержкам плюс прибыль;
в) уровень технологии меняется постепенно;
г) объем предложения равен объему спроса.
3. Если государство установит на товар X предельную цену на уровне ниже равновесной цены, то:
а) возникает дефицит данного товара;
б) образуется излишек товара;
в) установится равновесие на рынке данного товара;
г) повысится качество товара.
4. Закон предложения проявляется в том, что если цена падает, а прочие факторы неизменны, то:
а) предложение растет;
б) растет объем предложения;
в) предложение снижается ;
г) снижается объем предложения.
5. Какой термин отражает способность и желание людей платить за что-либо?
а) потребность;
б) спрос,
в) полезность;
г) желание.
6. Закон спроса выражает:
а) прямую связь между ценой и величиной спроса;
б) обратную связь между ценой и величиной спроса;
в) прямую связь между ценой и величиной предложения;
г) обратную связь между ценой и величиной предложения.
7. При повышении цен на ресурсы:
а) предложение товаров увеличивается;
б) предложёние товаров сокращается;
в) предложение товаров остается неизменным;
г) не проявляется ни одно из вышеперечисленных.
8. В таблице представлены данные характеризующие различные ситуации на рынке яблок. Если цена за килограмм яблок поднимается на 2 тегне выше равновесного значения, чему будет равен избыток яблок на рынке?
а) 2 тонны
б) 2,5 тоны
в)3 тонны
г)0,5 тонны
Р (тенге) | Q d | Q s |
5,5 | ||
9. Если два товара взаимозаменяемы, то снижение цены на один из них вызовет:
а) падение спроса на другой товар
б ) рост спроса на другой товар
в) сохранение спроса на другой товар в прежнем объеме
г) нет верного ответа
10. Причиной падения цены на товар может быть:
а) рост налогов на бизнес
б) падение цен на производственные ресурсы
в )падение цен на взаимодополняющий товар
г) появление моды на данный товар
Тема : «Общественное хозяйство»
1. Натуральноехозяйство- форма хозяйства, где продукты участников процесса производства. производятся:
A. для обмена путем купли-продажи;
B. для удовлетворения общественных потребностей; .
C. для продажи
D. для обмена на деньги