Перечень контрольных вопросов к экзамену

Задачи к билетам

1. Составьте дерево конкретных четко сформулированных маркетинговых целей туристической фирмы и представьте в виде следующей схемы:

- цели организации

- цели отдельных товаров и рынков

- цели элементов комплекса маркетинга: товар, цена, продвижение продукта, доведение продукта до потребителя

2. Дополните классификацию рынков

Критерии Классификация (название) рынков
По использованию товара Потребительский рынок,
По поведению покупателя Удобный (активный),
По физическим свойствам товара Рынок скоропортящихся товаров,  
По общественному отношению Рынок предметов роскоши,  
По демографическому признаку Рынки по возрасту,  
По географическому признаку Региональный,  
По видам сырья  
По экономическому назначению Рынок средств производства,  
По приоритету на рынке Рынок покупателя,

3. Представлены стадии маркетингового исследования: 1) Анализ целей и постановка задач исследования; 2) Построение модели исследования; 3)Маркетинговое исследование; 4)Коррекция целей и задач исследования; 5) Практическая проверка выводов; 6) Анализ интерпретации результатов.

Сформируйте цели, инструменты, методы и вопросы исследования к представленным стадиям маркетингового исследовнаия

4. Рассчитать показатели Гершмана - Герфиндаля для каждого микрорайона и определить тип рынка.

В первом микрорайоне пассажирские перевозки распределены между тремя АТО в соотношении 2:2:1 (40, 40 и 20%), во втором – поровну (1:1:1), а в третьем 3:1:1.

5. Провести сезонную коррекцию данных, найти оптимальное значение константы сглаживания

Квартальные продажи с коррекцией влияния сезонности

Кварталы 1987 г. 1988 г. 1989 г. 1990 г. 1991 г. 1992 г. Сезонный индекс
I  
II  
III  
IV  

6. По приведенной таблице составьте модель изменений типов маркетинга в зависимости от фазы жизненного цикла товара

Элементы маркетинга Фазы жизненного цикла
Зарождение Развитие Зрелость Старение Умирание
Цели стратегии Ввести товар на рынок Завоевать прочные позиции Удержать позиции на рынке Вовлечь все запасы Перейти к новому жизненному циклу товара
Информация О группах потребителей готовых принять новый товар О новых сегментах рынка О емкости рынка Об остаточном спросе О степени насыщения рынка
Поставка на рынок Пробный рынок Резко растет Стабилизация рынка Резко снижается Минимально необходимая
Цена Высокая Снижается Снижается Снижается Минимальная
Прибыль Окупаемость товара растет Максимальная прибыль Снижение Минимальная
Каналы распределения Агент Пробные партии Новые каналы с целью роста продаж Все возможные каналы Уменьшение количества каналов Уменьшение количества каналов
Реклама Потребитель ские свойства, преимущества Мотивы покупки Убеждающая Поддерживающая напоминающая Отсутствует
Расходы на маркетинг Высокие Высокие Снижаются Минимальные Отсутствуют
Уровень продаж Невысокий Объемы продаж растут Объемы продаж стабилизи руются Объемы продаж уменьша ются Снижение продаж

7. Проанализировав исходные данные, сделать выводы о положении мебельной фабрики «Заря» на заданном сегменте рынка

Оценка доли рынка

  Столы Стулья
Прогноз объема продаж
Размер рыночного сегмента, на котором осуществляются продажи
Прогнозируемая рыночная доля ? ?
Фактический объем продаж фирмы .
Отношение фактического уровня объема продаж к прогнозному ? ?
Размер рыночного сегмента, на котором осуществлялись продажи в отчетном году
Фактическая рыночная доля за год ? ?
Изменения рыночной доли (по сравнению с прогнозом) ? ?

8. Чай заменяет кофе в потреблении, а сливки – дополняют. Что произойдет на соответствующих рынках (чая и сливок), если цена кофе повысится? Ответ поясните.

9. Приведите пример товарных рынков, для которых характерны ситуации «рынка продавца» и «2 рынка покупателя». Охарактеризуйте данную ситуацию. Что лучше для общества в целом: наличие «рынков продавцов» или «рынков покупателей». Ответ поясните.

10. Проанализировать факторы ценовой эластичности спроса

№ п/п Факторы ценовой эластичности спроса и направления их действия Тенденция изменения под влиянием действия фактора   (увеличение ↑, уменьшение ↓)
Наличие и увеличение числа товаров-заменителей  
Отсутствие и уменьшение числа товаров-заменителей  
Высокая значимость продукции для потребителя  
Низкая значимость продукции для потребителя  
Высокий удельный вес затрат на данную продукцию в расходах потребителя  
Низкий удельный вес затрат на данную продукцию в расходах потребителя  
Наличие большого числа специализированных товаров  
Высокая степень насыщения потребностей  
Низкая степень насыщения потребностей  
Большой период, за который определяют ценовую эластичность спроса  
Маленький период, за который определяют ценовую эластичность спроса  
Высокая степень универсальности товара  

11. Проанализируйте применение инструментов маркетинга и их влияние на эластичность спроса на товары в зависимости стадии жизненного цикла товара (внедрение, рост, зрелость, насыщение, спад). Решение оформите графически в виде столбиковой диаграммы на каждую СЖТЦ.

Инструменты:

Качество

Обслуживание

Реклама

Цена

Упаковка

12. Опишите предложенные рыночные стратегии: Маркетинг, ориентированный на продукт. Маркетинг, ориентированный на рынок. В чем их отличие. Место применения.

13. Опишите, каким видам товаров и услуг в современной экономике России подходят предложенные ниже концепции. Поясните.

Концепция совершенствования производства: потребители будут благожелательны к товарам, которые широко распространены и доступны по цене.

Концепция интенсификации коммерческих усилий: потребители не будут покупать товары в достаточных количествах, если не будут приняты значительные усилия в сфере сбыта

Концепция совершенствования товара : потребители будут благожелательны к товарам, предполагающим наивысшее качество

Концепция маркетинга: залогом достижения целей является определение нужд и запросов потребителей

Концепция социально-этического маркетинга: сохранение и укрепление благополучия каждого потребителя товара

14. Покажите графически вид спроса на следующие виды

товаров: молочные изделия, шубы, туристические поездки

 
 

Чрезмерный ----------------------------------------------------------------------

Полноценный ---------------------------------------------------------------------

Скрытый ----------------------------------------------------------------------

Отсутствие

спроса ______________________________________________

Отрицательный

спрос ---------------------------------------------------------------------

Возрастающий Стабильный Падающий

спрос спрос спрос

15. Сформулируйте комплекс целей и задач управления маркетингом, решаемых на каждом этапе управления:

1) Анализ; 2) Целеполагание; 3) Планирование; 4) Организация;

5) Контроль.

16. Сформулируйте концепцию маркетинга для банковского продукта (услуги)

17. Сформулируйте концепцию маркетинга для товара промышленного назначения

18. Сгруппировать цели рекламы в три группы:

1. Формирование имиджа

2. Стимулирование сбыта

3. Стабильность в реализации товаров

Цели рекламы

1. Формирование у потребителя определенного уровня знаний о конкретном товаре или услуге

2. Формирование благоприятного образа фирмы

3. Формирование убеждения в необходимости приобретения товара или услуги

4. Пропаганда положительного опыта и тенденций данной фирмы с целью побуждения потребителя обратиться именно к ней

5. Побуждение к приобретению именно данного товара у конкретной фирмы

6. Формирование потребностей и стимулирование сбыта товара или услуги

7. Увеличение товарооборота и ускорение оборачиваемости товаров

8. Стремление сделать данного потребителя постоянным покупателем данного товара, постоянным клиентом фирмы

9. Формирование у других фирм образа надежного партнера

10. Поддержание репутации на должном уровне

19. Просегментируйте автомобильный рынок российских производителей

20. Предложите маркетинговые подходы для успешного развития организации «Ол уэйз» на рынке курьерских услуг и привлечения новых клиентов.

Курьерская компания «Ол уэйз» занимается доставкой клиентам документов. В этом же регионе работаю еще 453 курьерские компании, что создает высокую конкуренцию. «Ол уэйз» использует разнообразные способы привлечения клиентов: массовая рассылка рекламных проспектов, гибкая политика цен, жесткий контроль за своевременным и качественным выполнением заказа.

21. Предложите мероприятия по сокращению расходов, которая несет компания «Домино Пицца», в связи с несвоевременной доставкой продукции. Чтобы не терять клиентов компания «Домино Пицца» взяла на себя обязательство предоставлять скидку в размере 100 руб. с цены любой пиццы, если ее не доставили клиенту в течении 30 мин. Ответ поясните.

22. Предложите мероприятия по сохранению целевых рынков в условиях кризиса. Как при планировании продукции, товародвижения и сбыта исключить воздействия неблагоприятных факторов.

Ситуация: В условиях кризиса производители дорогостоящей продукции (косметика) стали терять своих клиентов, которые в последнее время приобретают менее дорогие товары, которые по качеству не уступают предложенной продукции.

23. Определите, для каких промышленных товаров и услуг более подходит каждая из представленных стратегий: 1)стратегия быстрого получения прибыли; 2)стратегия быстрого проникновения на рынок,; 3) стратегия медленного получения прибыли; 4) стратегия медленного проникновения на рынок.

24. На рисунке представлен рынок шести покупателей. Поскольку нужды и потребности покупателей уникальны, каждый из них может потенциально представлять отдельный сегмент рынка. Охарактеризуйте каждый рынок и определите предельную степень сегментирования рынка.

           
 
     
 
 

А Б В

       
   

Г Д

25. Определите фазу жизненного цикла товара по следующему описанию. Предприятие терпит убытки. Уровень продаж низкий. Сбытовая сеть – небольшая. Цены – высокие.

26. Определите фазу жизненного цикла товара по следующему описанию:

- уровень продаж – быстрый рост

- прибыль – максимальная;

- выручка – небольшая;

- конкуренция – растущая;

- цены снижаются.

27. Определите фазу жизненного цикла товара по следующему описанию. Продукция представлена на массового потребителя. Цены продукции низкие. Уровень продаж – медленный рост. Выручка – высокая.

28. Выберите характеристики, которые можно отнести к сбытовой и маркетинговой организации. Ответ поясните.

Характеристики:

1. учет потребностей предприятия

2. учет потребностей покупателя и потребителя

3. основные должности занимают инженеры

4. основные должности занимают экономисты

5. продается только то, что удается произвести

6. продается только то, что будет куплено

7. узкий ассортимент

8. основная цель - внутренние факторы

9. цели диктует внешний фактор – рынок

29. На примере конкретного примера объясните различия в управлении предприятием с позиции производственной, сбытовой и маркетинговой концепции

30. Рассчитать показатели Гершмана - Герфиндаля для 3- х регионов и определить тип рынка.

В первом регионе пассажирские перевозки распределены между тремя компаниями в соотношении 1:3:1 (20%, 60 % и 20%), во втором – поровну (2:2:1), а в третьем 3:1:1.

Перечень контрольных вопросов к экзамену

1. Маркетинг и его сущность.

2. Цели и принципы маркетинга.

3. Основные функции маркетинга.

4. Макро- и микромаркетинг.

5. Задачи маркетинга в зависимости от ситуации, складывающейся на рынке.

6. Концепции маркетинга.

7. Маркетинговые и рыночные возможности. Показатели оценки и различия между этими понятиями.

8. Макро- и микросреда маркетинга.

9. Маркетинговые информационные системы (МИС) предприятия.

10. Маркетинговые исследования: цели, задачи, методы и принципы.

11. Основные требования, предъявляемые к исследовательскому проекту.

12. Методы, используемые при полевом исследовании рынка. Их содержание.

13. Основные требования, предъявляемые к составлению опросных анкет, листов наблюдения.

14. Шкалы измерений: сущность и способы применения.

15. Формы оформления результатов исследования.

16. Метод фокус-группа: сущность и содержание.

17. Сегментация рынка: цели, задачи, методы и принципы.

18. Критерии сегментации рынка.

19. Подходы к выбору целевого рынка.

20. Позиционирование товара: цели, задачи и способы.

21. Цели и задачи стратегического управления маркетингом.

22. Ситуационный анализ: сущность и содержание.

23. Стратегии развития предприятия и методы их оценки.

24. Планирование маркетинга: цели, задачи, направления, этапы. Виды планов.

25. План маркетинга: структура и содержание.

26. Структура служб маркетинга: типы, различия, достоинства и недостатки.

27. Требования, предъявляемые к специалистам службы маркетинга: знания, качества, умения.

51. Контроль в маркетинге: цели, задачи, содержание и виды.

28. Ревизия маркетинга: цели, задачи и содержание.

29. Классификация товаров в маркетинге.

30. Методы оценки продуктового портфеля.

31. Жизненный цикл товара (ЖЦТ) и задачи маркетинга на каждой его стадии.

32. Товарная политика: цели, задачи и направления.

33. Ассортиментная политика предприятия.

34. Сервис в маркетинге.

35. Этапы разработки нового продукта.

36. Проблемы, связанные с разработкой нового продукта.

37. Ценовая политика и ее основные направления.

38. Методы определения базовой цены.

39. Политика скидок, наценок, кредитная политика: сущность и содержание.

40. Ценовые стратегии.

41. Основные направления политика распределения.

42. Каналы распределения (товародвижения).

43. Способы (методы) сбыта.

44. Основные виды посредников.

45. Основные направления, цели и задачи коммуникационной политики предприятия.

46. Прямой и косвенный сбыт.

47. Реклама: цели, задачи и основные понятия.

48. Виды и средства распространения рекламы.

49. Планирование рекламных мероприятий и оценка эффективности рекламы.

50. Связи с общественностью (PR): цели, задачи, функции и методы.

51. Стимулирование сбыта в маркетинге.

52. Прямой маркетинг.

53. Международный маркетинг: цели, задачи, направления.

54. Среда международного маркетинга.

55. Функционирование международного рынка товаров и услуг.

56. Конкуренция на мировом рынке товаров и услуг.

57. Особенности развития маркетинга в России.

58. Стратегии внешнеэкономической деятельности предприятий.

59. Процесс планирования в маркетинге.

60. Особенности контроля в маркетинге.

61. Экспортная товарная политика предприятия.

62. Особенности формирования и реализации ценовых стратегий на внешнем рынке.

63. Определение системы товародвижения.

64. Основные элементы системы маркетинговых коммуникаций.

Наши рекомендации