Определение маркетинга промышленного предприятия
ТЕМА 7 . Маркетинг промышленного предприятия
1. Определение маркетинга промышленного предприятия
2. Принципы и функции маркетинга предприятия
3. Управление маркетингом и маркетинговое управление предприятием (координирующая и интегрирующая роль маркетинга).
Определение маркетинга промышленного предприятия
В основе маркетинга лежит согласование потребностей потребителей и производителей. Маркетинг нужен для того, чтобы свести производителей и потребителей, и, вместе с тем, необходимо не только произвести продукцию, нужную потребителю, но и обеспечить ее реализацию в нужное время, в нужном месте с минимальными издержками. Одно из коротких и верных определений маркетинга – это прибыльное для производящего предприятия удовлетворение потребностей потребителей.
За этим коротким определением скрывается огромная работа предприятия по всем направлениям производственно-хозяйственной деятельности. И, в этом аспекте, правильная расстановка акцентов между чисто маркетологами и другими работниками предприятия имеет огромное значение.
В основу современного маркетинга любого промышленного предприятия поставлена такая его деятельность, которая превращает рыночные потребности в доходы. Большое значение приобретает необходимость выработки у всех работников предприятия маркетингового мышления, которое базируется на таких ипостасях, как:
- положение предприятия основано на потребностях потребителя, что подтверждается известным постулатом маркетинга: «без клиента нет рынка, а без рынка нет предпринимательства»;
- ценность рынка выше ценности предприятия: «владеющий фирмой несет расходы, владеющий рынком получает доходы»;
- потребитель заинтересован в решении своих проблем: «нет пользы – нет ценности; нет ценности – нет денег»;
- производитель заинтересован в удовлетворении большего числа потребителей, так как главная заповедь маркетинга: «чтобы как можно больше удовольствия получили как можно большее количество потребителей»;
- для успешной деятельности предприятия необходимо маркетинговое мышление всем его работникам; служба маркетинга должна привить соответствующую рыночную идеологию (рынкоделание), прежде всего, инженерным службам предприятия для выработки у них маркетингового мышления.
Правильно определено учеными маркетологами, что маркетинг начинается задолго до того, как продукция начинает производиться, и продолжается еще долго после того, как продукция уже произведена. И в этом аспекте, большое значение также имеет то, что деятельность всех работников предприятия должна быть пронизана маркетинговыми идеями.
Следовательно, маркетинговая идеология должна быть присуща любому предприятию.
Наиболее наглядно, объемно и адекватно маркетинг промышленного предприятия концептуально можно воспринимать как «игру в шахматы». Такой подход используется многими российскими учеными, в частности, Бронниковой, Глушаковой, Федоровой. Развивая данный подход, можно абстрактно представить маркетинг в виде совокупности продуманных ходов специалиста в данной области, которые приводят к определенному (положительному, отрицательному или нулевому) результату. «Шахматные ходы», которые могут осуществлять и маркетологи, и прочие специалисты с маркетинговой ориентацией, в соответствии с данной концепцией, в общем виде представлены на рисунке 1.
В маркетинговой деятельности трудно представить однозначно верные или неверные ходы, поскольку удачным ход может быть для одного предприятия, и проигрышным - для другого, так как зависит от многих факторов, включая рыночную ситуацию, условия работы предприятия, а также специфическую деятельность каждой организации. Следовательно, наиболее эффективную маркетинговую стратегию и ряд маркетинговых решений целесообразно разрабатывать только для конкретного предприятия.
Рис.1. Адаптированная схема «шахматных ходов» в маркетинге предприятия |
Исследование рыночных сегментов и нужд потребителей |
Производство товаров на основе проведенных исследований |
Работа над промышленным дизайном и упаковкой товара |
Процесс установления цены товара (товаров) |
Рекламная деятельность, т.е. разработка рекламного слогана, текста, а также выбор средств распространения рекламы |
Выбор каналов распространения товара |
Продвижение товара к конечному потребителю |
Маркетинг – это, прежде всего, система инструментов, с помощью которых можно изменить (усовершенствовать, преобразовать) деятельность предприятия, его элементы, структуру, процессы с целью расширения потребителей, увеличения продаж, и, в конечном итоге, повышения эффективности бизнеса организации.
Маркетинг включает большое количество элементов и подэлементов, воздействуя на которые можно коренным образом преобразовать производственно-хозяйственную деятельность предприятия.
Исходя из определений маркетинга, его концептуальных основ, подходов, эволюции развития, можно определить, что маркетинг промышленного предприятия направлен на комплексные исследования рынка для соответствующей ориентации научно-исследовательской, производственной и сбытовой деятельности в целях удовлетворения потребителя и эффективной организации своего бизнеса.
Таким образом, маркетинг промышленного предприятия – это управленческий процесс, при котором на основе спроса и предложения строится вся его деятельность, т.е. при изменениях на рынке соответственно меняется его научно-исследовательская, производственная, техническая, финансовая, кадровая и прочая политика.