Етоды экономической науки.
Основными методами (от греч. methodos — путь, способ исследования, теория, учение) экономической теории являются общенаучные дедуктивный и индуктивный методы (схема 3).
Дедукция(от лат. deductio — выведение), или логический метод,предполагает рассуждение на основе априорных аксиом, гипотез, выведение с их помощью общих теорий и последующую проверку данных теорий на практике. Иногда дедукцию именуют гипотетическим, или гипотетико-дедуктивным методом.
Истинность или ложность гипотезы можно проверить при помощи следующих приемов:
• сведения тезиса, противоречащего гипотезе, к противоречию (так называемый сократический метод);
• фальсификации — процедуры, устанавливающей противоречивость гипотезы при помощи эмпирической или теоретической проверки;
• верификации — процедуры доказательства истинности гипотезы при помощи эксперимента.
С дедукцией тесно связан аксиоматический метод:способ конструирования научной концепции в виде системы аксиом (постулатов), на основе которых по определенным правилам доказываются теоремы.
Аксиоматический метод предполагает:
• перечисление исходных данных (терминов, предложений);
• осознание системы аксиом как суммы подразумеваемых дефиниций исходных данных;
• постепенное введение остальных данных на основе определенных правил;
• отделение процесса построения системы аксиом от процесса ее интерпретации.
Индукция (от лат. inductio — наведение), или эмпирический(от греч. empeiria — опыт) метод,напротив, основанный на предварительном изучении фактов (например, на сборе статистической информации, наблюдении, эксперименте) с последующей формулировкой на их базе гипотез, теорий.
Основные типы индукции:
1. Перечислительная (популярная) индукция — основана на построении индуктивной гипотезы: если А присуще некоторое свойство, то В, С и т. д. также имеет данное свойство.
2. Полная (совершенная) индукция: известно, что некоторое свойство присуще всем известным субъектам или объектам в некоторой цепи.
3. Неполная индукция: число звеньев в цепи неизвестно, а потому неизвестно присуще ли некоторое свойство всем звеньям.
4. Научная индукция — это вид неполной индукции, в рамках которой, кроме формального, дается содержательное обоснование наблюдаемой сходности свойств в анализируемой цепи.
Научные рассуждения невозможны без абстракции (от лат. abstractio — отвлечение) — формы познания действительности, основанной на отвлечении от несущественных свойств предмета и акцентировании внимания на существенном. Процесс абстрагирования предполагает обобщение, классификацию исследуемых явлений по некоему критерию. Пример абстрактного высказывания: «Фирмы действуют на рынке с целью максимизации прибыли». Естественно, на рынке действует ряд фирм, не преследующих данную цель (например, некоторые некоммерческие организации), но для того, чтобы осознать закономерности поведения данных субъектов экономики в рамках рыночного хозяйства, нам необходимо определить их некоторое общее важное свойство. Процесс абстрагирования присущ всем без исключения людям, даже с достаточно примитивным мышлением, ибо без него человек погряз бы в невероятном количестве познаваемых фактов, не в силах классифицировать их по какому бы то ни было признаку. Основными типами абстракции являются:
• изолирующая абстракция — вычленение исследуемого явления из некоторой целостности;
• обобщающая абстракция — формулировка обобщенной картины явления;
• идеализация — замещение реально существующего эмпирического явления идеальным явлением, его схематизированной моделью.
В результате процесса абстрагирования можно провести процесс классификации(от лат. classis — разряд, класс и facio — делаю, раскладываю) объектов, т. е. разбить множество на подмножество на основе определенного критерия.
Основные типы классификаций:
• естественная (основана на существенных признаках объектов);
• искусственная (основана на несущественных признаках);
• вспомогательные классификации (например, предметный и именной указатель в книге, каталог в библиотеке).
Кроме этого в экономической науке, как, впрочем, и в других разделах экономической науки, активно используется инструментарий формальной логики: анализ исинтез, сравнение, аналогия.
Анализпредставляет собой мысленное разделение предмета на составные части с целью пристрастного изучения.
Синтезпротивоположен анализу — для него характерно соединение частей в единое целое.
Сравнениепредполагает выявление общего и особенного в анализируемом явлении или объекте.
Аналогияпозволяет переносить в процессе анализа свойств одного явления на другие.
В последнее столетие в экономических исследованиях очень активное применение нашли многие математические методы: графический метод; табличный метод; функциональный и корреляционный анализ; матричный анализ; предельный анализ; экономико-математическое моделирование; регулярно используются дифференциальное и интегральное исчисление, логарифмирование, теория графов, теория вероятностей, тригонометрия.
Использование экспериментального методав экономической науке затруднено, поскольку в хозяйственной практике трудно создать условия, необходимые для полноценного эксперимента, а именно искусственные, воспроизводимые условия. Тем не менее экономическое экспериментирование все же имеет место, особенно в рамках микроэкономики, поскольку на отдельном предприятии можно создать контролируемую ситуацию, необходимую для чистоты опыта. В данном случае можно подвергнуть экспериментальной проверке, например, новую систему оплаты труда, организационную структуру управления.
Примером применения лабораторного эксперимента в микроэкономике может служить опыт, проведенный американскими исследователями на белых крысах1. Крысы были помещены в клетки с двумя рычажками, нажимая которые, они могли получать пиво и питательную смесь. Два участвовавших в эксперименте животных явно предпочли пиво. Затем условия были изменены: для того чтобы получить пенный напиток, крысы должны были нажимать на соответствующий рычаг большее, чем прежде, количество раз, при неизменном общем количестве нажатий (т. е. фактически увеличилась «цена» пива, а «доход» остался прежним). Грызуны повели себя как настоящие экономисты: они сократили потребление хмельной субстанции и сосредоточились на питательной смеси.
Любопытным методом, достаточно часто используемым вэкономической теории, является контрафактическое утверждение— «мысленный эксперимент, опирающийся на условные предположения «что, если бы»1. Американский экономист Р. Фогель в работе «Железные дороги и рост американской экономики: эссе по эконометрической истории» (1964) даже провел фундаментальное исследование на тему: чтобыло бы с транспортной системой Соединенных Штатов, если быжелезные дороги не были бы изобретены?
Вполне может быть использован в экономической науке диалектический метод,основанный на использовании законов: единства и борьбы противоположностей; отрицания отрицания; перехода количества в качество.
Например, закон перехода из количества в качество можно проиллюстрировать следующим образом: медленное накопление количественных изменений в экономической системе (эволюция экономики) приводит к резкому переходу системы в новое качество (революционным изменениям в экономике).
В микроэкономических исследованиях в последние годы активно применяются методы смежных дисциплин:
• социологические методы опроса и анкетирования;
• статистический анализ;
• психологическое тестирование.
Перечень основных понятий по лекции
- экономия
- политическая экономия
- экономикс
- микроэкономика
- макроэкономика
- кейнсианство
- монетаризм
- новая политическая экономия
- институционализм
- меркантилизм
- классическая политэкономия
- марксистская политэкономия
- маржинализм
- метод
- понятие
- суждение
- умозаключение
- анализ
- синтез
- индукция
- дедукция
- сравнение
- аналогия
- апория
Задание для самостоятельной работы ( в письменной форме):
1. Советский период истории России (1917—1991 гг.) иногда называют "великим экономическим экспериментом", который доказал ошибочность социалистической идеи. Согласны ли вы с этой точкой зрения или нет и почему?
2. Перечислите основные экономические реформы в России от Петра I до Б. Н. Ельцина и назовите экономические доктрины, под влиянием которых эти реформы осуществлялись.
3. Изложите историю Нобелевской премии по экономике.
а) Чем она отличается от других Нобелевских премий и почему?
б) Перечислите не менее 5 выдающихся экономистов XX века, которые по объективным причинам не стали лауреатами Нобелевской премии, и сформулируйте, за какие заслуги они могли бы на нее претендовать.
4. Однажды Герцен беседовал с известным социалистом Луи Бланом. "Жизнь человека — великий социальный долг. Человек должен приносить себя в жертву обществу!" — утверждал Блан. "Зачем?" — спросил Герцен. "Как зачем? Главная цель жизни человека — благосостояние общества". Какую логическую ошибку совершил Луи Блан? Догадайтесь, как Герцен эффектно опроверг оппонента.