Стоимость строительства некоторых тематических парков в Европе
Парк | Местонахождение / год открытия | Инвестиции, млн. ам. долл. |
ЕвроДиснейленд Валиби Флево Порт Авентура Варнер Броз. Муви Уорлд Леголенд Виндзор Сега Уорлд Варнер Броз. Муви Уорлд | Франция / 1992 Нидерланды / 1994 Испания / 1995 Германия / 1996 Великобритания / 1996 Великобритания / 1996 Великобритания / 1996 | 3150,0 12,7 458,7 243,8 130,0 68,8 344,0 |
«Диснейленд» пошел еще дальше, предложив новый тип билетов - «Флэкс Паспорт» («гибкий паспорт»). Он предоставляет большие возможности посетителям парка. Его обладатели могут пять дней подряд бывать и «Диснейленде», причем входить в парк на 1,5 часа раньше официального времени открытия. Кроме того, гибкий паспорт позволяет без дополнительной платы посещать пляжи и бассейны Южной Калифорнии. Недавно три крупных тематических парка штата Флорида «Си Уорлд», «Юниверсал Стьюдиос» и «Уэтн Уайлд» объединили свои усилия в борьбе за клиента и ввели общий многодневный пэкидж. Они продают билеты, рассчитанные на посещение сразу трех парков неограниченное число раз в течение пяти дней подряд. По мнению управляющих, установление единого многопаркового входного билета, удобного в использовании и по достоинству оцененного гостями, приведет к росту посещаемости этих объектов развлечений.
Тематические парки пересмотрели не только систему оплаты услуг, но и размер последней. Правильно установленная цена является залогом успеха любого дела. Она не должна быть занижена, что имело место в традиционных парках отдыха и по существу привело к кризису в досуговой сфере США. Чревата и другая крайность — завышение цены. При такой ситуации прибыльное на первых порах предприятие позднее столкнется с отсутствием постоянных клиентов и неизбежно потерпит полный крах.
В этом отношении показателен пример парижского «Евро Диснейленда». Открытый в 1993 г., он терпел ежегодные убытки, которые в 1994 г. составили 1,8 млрд. фр. фр. и вынудили группу «Евро Дисней» изменить финансовую политику.
Одной из первоочередных мер стало снижение цен на входные билеты и проживание в отелях парка. В результате, число посетителей «Евро-Диснейленда» в 1995 г. увеличилось на 21% и достигло рекордной величины почти 11 млн. человек. Загрузка гостиничной базы возросла до 68,5%, превысив среднее значение этого показателя по Франции. Впервые за время своего существования парк получил прибыль в размере 114 млн. фр. фр. (23,3 млн. ам. долл.) при сокращении средних расходов каждого посетителя на 10% — до 224 фр. фр. По оценке президента группы «Евро Диснея», парк находится в «благоприятном цикле и может сконцентрироваться на своем будущем».
Доходы тематических парков складываются от продажи билетов (основная статья — до 70% всех поступлений), питания, реализации сувенирной продукции и игрушек. В парках продается огромное количество сувениров, как правило, с символикой парка.
Символом «Диснейленда» является красивый сказочный замок с высокими башенками. Его прототипом послужил известный во всем мире замок Нойшванштайн в Баварии. Плененный его красотой У. Дисней хотел купить этот памятник, разобрать и увезти в Америку. Но местные власти обоснованно воспротивились желанию кинорежиссера, и ему пришлось выдумать и построить свой, американский Нойшванштайн. Кроме сувениров, выполненных в виде сказочного замка, большим спросом у посетителей «Диснейленда» пользуются игрушки, стилизованные под известных диснеевских героев — мышонка Микки Мауса и др. Приезжающие со всех концов мира туристы редко покидают парк без их покупки.
Удержаться на рынке и преуспеть тематические парки смогли также благодаря глубокой и всесторонней проработке проектов их организации, отточенным приемам маркетинга, сочетанию разнообразия и простоты в предложении услуг, достижению стабильности и высокого качества обслуживания посетителей, созданию квалифицированной и заинтересованной менеджерской команды, обеспечению чистоты и порядка, которым уделяется большое внимание. Подтверждением этого служат слова У. Диснея, адресованные продолжателям его начинаний: «Дайте людям все, что вы можете дать. Поддерживайте идеальную чистоту. Будьте дружелюбны. Сделайте это место самым веселым местом на земле».
Новые концепции, формы и методы работы, обеспечившие взлет популярности первых тематических парков, получили широкое распространение. Первоначально парковая сеть более или менее равномерно охватила США.
В настоящее время только в США насчитывается более 600 тематических парков. Столицей «Страны грез» стала Флорида. В этом штате размещаются лучшие тематические парки не только Америки, но и всего мира: «Дисней Уорлд» и «Юниверсал Стьюдиос». Они неоднократно удостаивались престижных премий в сфере мирового туристского бизнеса в соответствующей номинации.
Американские тематические парки являются самыми популярными в мире — свыше 90 млн. посещений в 1994 г. (табл. 42). Так, тематический парк «Уорлдс ов Фан» в Канзас-Сити, штат Миссури, принимает гостей из всех 50 штатов Америки и 65 государств мира, а в парке «Дисней Уорлд» можно услышать любую иностранную речь.
В Европе, по самым приблизительным оценкам, построено около двух десятков крупных тематических парков, не считая многочисленных аквапарков. Наиболее известные из них принимают от 2 до 10 млн. посетителей в год каждый. Это прежде всего уже упоминавшийся «Евро Диснейленд». Он, так же как и его американский собрат, построен концерном У. Диснея и передан в управление компании «Евро Дисней».
Таблица 42