Разделы дисциплины и виды учебной работы. Рабочая программа дисциплины
УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета
__________________/Долгина Е.С./
(подпись) (Ф.И.О.)
«___»______________ 2013 г.
Рабочая программа дисциплины
Б1.В.ОД.3 Экономика
Вид образования: | Профессиональное образование |
Уровень образования: | Высшее образование бакалавриат |
Квалификация выпускника: | Бакалавр |
Направление подготовки: | 46.03.02 Документоведение и архивоведение |
Направленность (профиль) образовательной программы: | Документационное обеспечение управления персоналом |
Тип образовательной программы: | Программа академическогобакалавриата |
Форма обучения: | очная |
Срок освоения образовательной программы: | 4 года |
Номер внутривузовской регистрации образовательной программы: | 46.03.02(27)-13-О |
Нижневартовск
2013г.
Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «Экономика» являются формирование профессионально значимых компетенций студентов на основе усвоения глубоких теоретических знаний в области экономики, конкретизации их представлений об экономической сущности различных процессов в рыночной экономике, в условиях которой им предстоит осуществлять свою будущую профессиональную деятельность, а также воспитание экономической культуры и гражданского мышления.
2. Место дисциплины в структуре ОП бакалавриата
В структуре образовательной программы 46.03.02 Документоведение и архивоведение дисциплина «Экономика» относится к обязательным дисциплинам вариативной части базовых дисциплин.
Дисциплина является составной частью профессиональной подготовки бакалавров. Данная дисциплина по содержанию, структуре, объему учебного материала учитывает профессионально-деловые, научно-практические, социально-культурные потребности будущих бакалавров. Место дисциплины в профессиональной подготовке бакалавра определяется тем, что экономическая деятельность является важной частью общественной жизни, и знание ее закономерностей является необходимым условием успеха в профессиональной деятельности.С точки зрения логики организации и содержания учебного процесса дисциплина «Экономика» является элементом, формирующим у студентов базу экономических знаний.
Для освоения данной дисциплины студент должен:
Знать: знать основные положения и методы экономической науки и хозяйствования, их юридическое отражение и обеспечение в российском законодательстве; современное состояние мировой экономики и особенности функционирование российских рынков; роль государства в согласовании долгосрочных и краткосрочных экономических интересов общества; понимать необходимость макропропорций и их особенностей, ситуации на микро- и макроэкономическом уровне, сущность социальной, инновационной, инвестиционной, фискальной, денежно-кредитной и др. политики; находить и использовать информацию, необходимую для ориентирования в основных текущих проблемах экономики.
Уметь:использовать экономические знания для понимания движущих сил и закономерностей исторического процесса, анализа социально значимых проблем и процессов, решения социальных и профессиональных задач, самостоятельно осваивать прикладные экономические знания, необходимые для работы в конкретных сферах экономической практики.
Владеть: основными учениями и понятийным аппаратом в области экономики, навыками работы с экономическими и статистическими источниками; навыками использования экономических знаний для понимания движущих сил и закономерностей исторического процесса, анализа современных экономических процессов и явлений, решения социальных и профессиональных задач; самостоятельного освоения прикладных экономических знаний, необходимых для работы в конкретных сферах юридической практики, навыками поиска информации и умение грамотно применить полученные теоретические знания в практической деятельности юриста в условиях конкурентной среды и информационного общества.
Дисциплина «Экономика» базируется на знаниях, полученных в рамках дисциплин «Правоведение», «Оценка бизнеса и управление стоимостью фирмы» и др.
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине.
3.1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины согласно матрице соответствия компетенций и составляющих ОП:
· способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3);
· способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);
· способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7).
Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с формируемыми компетенциями.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:понятийный аппарат курса (ОК-3); основные закономерности взаимодействия человека и общества (ОК-6); особенности современного экономического развития России и мира (ОК-6).
Уметь:
анализировать, обрабатывать и оценивать информацию; грамотно и логически обосновывать излагаемые мысли; применять экономические знания в процессе решения задач образовательной и профессиональной деятельности(ОК-3).
Владеть:
навыками самостоятельной и творческой работы;технологиями приобретения, использования и обновления гуманитарных, социальных и экономических знаний (ОК-7).
4. Структура и содержание дисциплины «Экономика»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы108 часов.
4.1.Объем дисциплины и виды учебной работы:
Вид учебной деятельности | Всего часов | Семестры |
Аудиторные занятия(всего) | ||
В том числе: | ||
Лекции | ||
Практические занятия (ПЗ) | ||
Лабораторные работы (ЛР) | ||
Самостоятельная работа(всего) | ||
Вид аттестации (зачет, экзамен) | экзамен | экзамен |
Общая трудоемкость (часы) | ||
Зачетные единицы |
Разделы дисциплины и виды учебной работы
№ п/п | Раздел Дисциплины | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
Лекции | Практи-ческие | Лабора-торные | Самостоя-тельная работа | |||
1. | Введение в экономику | выполнение дополнительных заданий | ||||
2. | Собственность и система денежного обращения | Опрос на практическом занятии, выполнение дополнительных заданий | ||||
3. | Рыночная система хозяйствования. Модели рынка | выполнение дополнительных заданий | ||||
4. | Основы анализа спроса и предложения | Опрос на практическом занятии, выполнение дополнительных заданий, решение задач по теме | ||||
5. | Предпринимательство в рыночной экономике | Опрос на практическом занятии, выполнение дополнительных заданий, решение задач по теме | ||||
6. | Издержки производства и прибыль фирмы | Опрос на практическом занятии, выполнение дополнительных заданий, решение задач по теме дискуссии, дебаты | ||||
7. | Рынки факторов производства | Опрос на практическом занятии, выполнение дополнительных заданий, решение задач по теме | ||||
8. | Теория потребительского поведения | выполнение дополнительных заданий, решение задач по теме | ||||
9. | Основные макроэкономические показатели | Опрос на практическом занятии, анализ проблемных ситуаций | ||||
10. | Экономический рост и цикличность развития экономики | анализ проблемных ситуаций | ||||
11. | Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение | Опрос на практическом занятии, анализ проблемных ситуаций | ||||
12. | Финансовая система государства | дискуссии, дебаты | ||||
13. | Кредитно-денежная система государства | анализ проблемных ситуаций | ||||
14. | Налоги и налоговая система | Опрос на практическом занятии,анализ проблемных ситуаций | ||||
15. | Макроэкономическая нестабильность: инфляция и безработица | Опрос на практическом занятии,дискуссии, дебаты |
Содержание учебного материала по разделам (темам)
Тема 1. Введение в экономику
Предмет, цели и задачи экономической теории. Определение предмета экономической теории разными экономическими школами. Структура экономической теории: микро-, макро- и мегаэкономика – составные части экономической науки и различные уровни экономического анализа.
Процесс труда и его основные моменты. Производительные силы и экономические отношения. Ресурсы и факторы производства. Проблема ограниченности ресурсов и безграничности потребностей. Экономический выбор и альтернативные возможности. Кривая производственных возможностей. Инструменты выбора. Основные вопросы экономики.