Распределение безработных по уровню образования
( по данным выборочных обследований населения РФ по проблемам занятости)
Уровень образования | 1995 г. | 1999 г. |
Всего В том числе: * высшее профессиональное * неполное высшее профессиональное * среднее профессиональное * среднее ( полное) общее * основное общее * не имеют основного образования | 9,2 2,2 28,6 41,8 16,9 1,3 | 10,8 2,7 27,0 42,3 13,5 3,8 |
Ø Комбинационная таблица включает подлежащее, в котором объект исследования разделен на группы по двум и более признакам. Например, групповая таблица станет комбинационной, если безработные будут подразделены на группы не только по уровню образования, но и по полу.
При этом возможны следующие варианты построения таблицы:
1) Подлежащее расположено в левой части таблицы- группы, выделенные по одному признаку, подразделяются на подгруппы по другому признаку.
Схематично это выглядит таким образом:
Уровень образования | Пол | Численность (%) |
Высшее профессиональное | Мужчины | |
Женщины | ||
Неполное высшее профессиональное И т.д. | Мужчины | |
Женщины |
2) Подлежащее расположено в левой и верхней частях таблицы.
Таблица имеет вид:
Уровень образования | Мужчины | Женщины |
Высшее профессиональное | ||
Неполное высшее профессиональное И т.д. |
3.При построении таблицы следует использовать следующие правила:
· таблица должна иметь не большие размеры, чтобы ее удобно было читать и анализировать;
· название таблицы, заголовки подлежащего и сказуемого должны быть точными, краткими и ясными;
· в таблице должны быть точно обозначены единицы измерения, а так же территория и период, к которым относятся приводимые данные;
· в таблице должны быть подсчитаны итоги;
· цифровой материал должен даваться с одинаковой степенью точности;
· при отсутствии данных следует ставить знак тире, а при отсутствии сведений – многоточие или «нет сведений»;
· если данные заимствованы, то под таблицей указывается источник.
Подлежащее таблицы располагается в левой части, -сказуемое –в правой, но могут быть исключения.
4.Иногда статистические таблицы дополняются графиками, когда ставится цель подчеркнуть какую- то особенность данных, провести их сравнение. Графики являются самой эффективной формой представления данных с точки зрения их восприятия. Часто графики используются и вне связи с таблицей. С помощью графиков достигается наглядность характеристики структуры, динамики, взаимосвязи явлений, их сравнения.
Графический способ облегчает рассмотрение статистических данных, делает их наглядными, выразительными, обозримыми.
Графический метод- это метод условных изображений статистических данных при помощи геометрических фигур, линий, точек и разнообразных символических образов.
При правильном построении графика статистические показатели привлекают к себе внимание, становятся, становятся выразительными, лаконичными и запоминающимися.
Графиками (в статистике) называются условные изображения числовых величин и их соотношение в виде различных геометрических образов- точек, линий, плоских фигур и т.д.
График должен иметь заглавие, отражающее содержание изображаемого явления, время и место, к которому относятся данные, и расшифровку условных обозначений. Для большей наглядности графика применяют различную штриховку, окраску и т.д.
5.Каждый график состоит из графического образа и вспомогательных элементов.
Графический образ-это совокупность точек, линий и фигур, с помощью которых изображаются статистические данные.
Вспомогательными элементами графика являются (рис.2):
o поле графика – это пространство, в котором располагается графический образ.
o масштабные ориентиры статистических графиков:
§ масштаб- это условная мера перевода числовой величины в графическую и обратно;
§ масштабная шкала – это линия, разделенная на отрезки точками;
§ масштабные знаки- это эталоны величин , изображаемых на графике в виде отдельных графических знаков: квадратов, кругов, рисунков, силуэтов и т.д.
o экспликация графика- это пояснения, раскрывающие содержание графика: заголовок графика, единицы измерения, условные обозначения.
Рис.2 Элементы статистического графика