Особенности управления в таможенных органах
Специфика и особенности управленческой деятельности в таможенных органах определена строгой системой взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов, базирующихся на общей цели функционирования и едином законодательстве, объединенных общностью задач, функций и методов.
Во-первых, осуществление полномочий органа исполнительной ветви государственной власти по регулированию внешнеэкономической деятельности.
Во-вторых, управление в таможенной службе характеризуется высокой степенью централизации, что является необходимой основой деятельности таможенных органов.
В-третьих, использование правоохранительных функций в противоборстве с нарушителями таможенных правил.
В-четвертых, таможенная система отличается большой динамичностью процессов управления под воздействием внешних и внутренних факторов, постоянно изменяющихся экономических, политических, социальных условий.
В-пятых, управленческая деятельность внутри системы сочетается с совершенствованием работы с участниками внешнеэкономической деятельности.
Кроме того, отличительные особенности таможенной службы подчеркивают ее атрибуты и символы, утверждаемые на государственном уровне: герб, флаг, присяга, форма одежды, специальные звания, профессиональный праздник.
Взаимосвязь системы с окружающей средой воплощена в постоянном взаимодействии таможенных органов с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации, различными объединениями и структурами участников внешнеэкономической деятельности.
Сущность управления и его специфика в таможенных органах определяется условиями, в которых протекает процесс управления. Поэтому необходимо представить основные факторы, влияющие на управление всей сложной системой элементов таможенного дела.
Основные факторы, влияющие на управление всей системой элементов таможенного дела, представлены внешними и внутренними.
Внешние факторы влияния на таможенную систему обусловлены:
- воздействием от систем управления более высокого уровня (Президент, Федеральное собрание, Председатель Правительства, руководитель ФТС);
- удаленностью от центра, физико-географические условиями, транспортными и телекоммуникационными системами;
- состоянием экономики региона (производство, торговля, направления и особенности товаропотоков, количество участников ВЭД, степень криминализации околотаможенной среды);
- взаимодействием с органами власти субъектов федерации, других государственных органов, включая силовые и правоохранительные, контролирующие структуры.
Во внешней среде существуют различные объективные условия и факторы, в которых протекает деятельность таможенных органов и которые оказывают существенное влияние на эту деятельность.
Важными компонентами внешней среды функционирования таможенных органов и объектами воздействия являются внешнеэкономическая деятельность, государственная и экономическая безопасность, а также такие негативные социальные явления, как коррупция и преступность в сфере таможенного дела. Своей деятельностью таможенные органы влияют на эти объекты внешней среды, добиваясь их желаемого состояния.
Внешнюю среду, в которой функционируют таможенные органы, составляют также все иные социальные системы, выходящие за рамки федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела – участники ВЭД, таможенные представители, перевозчики, владельцы складов и т.д.
Во внешней среде существуют различные объективные условия и факторы, в которых протекает деятельность таможенных органов и которые оказывают существенное влияние на эту деятельность.
С внешней средой таможенные органы связаны каналами прямой и обратной связи. Так, по каналам прямой связи ими оказывается информационное, а при необходимости в установленном законом порядке — и прямое управляющее воздействие на участников ВЭД, организации, граждан и должностных лиц. Своей деятельностью таможенные органы влияют на эти объекты внешней среды, добиваясь их желаемого состояния.
По каналам обратной связи в таможенные органы поступает необходимая осведомительная информация о состоянии внешней среды, которая позволяет придать внешним управляющим воздействиям целенаправленный характер.
Внутренние факторы, влияющие на управление в таможенных органах:
- соответствие структуры таможенных органов решаемым целям и задачам, наличие действенной связи между таможенными органами;
- состав и структура персонала таможенных органов;
- укомплектованность таможенных органов квалифицированными кадрами, система их развития;
- развитость инфраструктуры, наличие необходимых производственных помещений и материально-технической базы;
- наличие, разработка и внедрение новейших информационных технологий на основе современных технических средств, обеспечивающих своевременное, полное и достоверное информационное обеспечение, создание баз данных;
- совершенствование технологий управления по критерию качества процессов и результатов деятельности, методик оценки эффективности работы системы управления.
Таким образом, управление таможенными органами осуществляется в специфических условиях, во многом отличных от управления в других областях общественной жизни. Как и всякий сложный социальный объект, таможенная система включает в себя множество различных элементов, подсистем, которые находятся между собой в определенных отношениях и взаимодействуют друг с другом. Задача управления - поддержание их в оптимальном соответствии друг другу и задачам таможенной службы как социально-экономической организации, выполняющей специфические задачи - функции.
С целью практического освоения материала студентам предлагается выполнение практического задания на тему «Особенности управления в таможенных органах» по следующему плану.
План практической работы
1. Определить и описать основные внешние и внутренние факторы, влияющие на управление в таможенных органах (в виде таблицы).
2. На примере таможенного органа определить темпы роста показателей деятельности (в виде таблицы); показать изменение удельного веса (доли) каждого из направлений по годам в отдельной таблице; отобразить все изменения в виде графиков и диаграмм.
3. На основе рассчитанных в таблице показателей деятельности проанализировать влияние внешних и внутренних факторов на динамику процессов и результатов управления в таможенном органе в их взаимосвязи и развитии.
4. По результатам анализа выявить наличие возможных рисков в процессе управления деятельностью таможенного органа и неопределенности условий осуществления управления.
Приведем пример выполнения заданий в соответствие с планом практической работы.
1) Для выполнения задания 1 составим таблицу 1.4, в которой опишем основные внешние и внутренние факторы, влияющие на управление в таможенных органах.
Таблица 1.4.
Основные внешние и внутренние факторы, влияющие на управление в таможенных органах
Факторы среды | Описание фактора | |
Внешние | Государство, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Федерации, местные органы власти | Нормативно-правовая база, воздействие от систем управления более высокого уровня и взаимодействие с ними (Президент, Федеральное собрание, Председатель Правительства, администрация субъектов федерации, местных органов власти) |
Экономика | Состояние производства, торговли, предпринимательства, уровень благосостояния населения, темпы инфляции, курс валют, направления и особенности товаропотоков, количество участников ВЭД | |
Рынок | Производители, продавцы, рыночные и торговые посредники, покупатели, участники ВЭД | |
Участники ВЭД, таможенные представители, перевозчики, владельцы складов | Лица, осуществляющие перемещение товаров через таможенную границу, их перевозку под таможенным контролем, временное хранение, таможенное декларирование, выпуск и использование в соответствии с таможенными процедурами | |
Внутренние | Цели | Желаемое состояние будущего, которого стремиться достичь организация (например, повышение качества предоставления таможенных услуг). |
Задачи | Конкретные шаги, необходимые для достижения поставленных целей, или - непосредственные действия, определяемые целями (например, сокращение времени на выполнение таможенных процедур в автомобильных пунктах пропуска через государственную границу). | |
Организационная структура | Совокупность составляющих таможенный орган структурных подразделений, порядок их подчиненности, а также формы распределения между ними функций и полномочий в процессе делегирования. | |
Технологии | Способы и методы достижения целей и задач (например, кадровые технологии, технология электронного декларирования). | |
Персонал | Все работники, выполняющие производственные или управленческие функции с использованием материальных, финансовых и информационных ресурсов (в таможенных органах – сотрудники, государственные гражданские служащие, работники бюджетной сферы). |
2) Для расчета условных показателей деятельности таможенного органа (таможенного поста «Аэропорт Владивосток» Владивостокской таможни) используем таблицу 1.5, в которой определим темпы роста ряда показателей.
Таблица 1.5.
Динамика количества международных авиалиний в зоне деятельности таможенного поста «Аэропорт Владивосток» Владивостокской таможни, 2010-2012 гг.
Показатель | Период | Темп роста, % | |||
2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2011 г. | 2012 г. | |
Кол-во направлений международных авиарейсов, ед. В том числе: | 116, 7 | 135,7 | |||
- в Китай | 133,3 | 125,0 | |||
- в Республику Корея | |||||
- в Японию | |||||
- во Вьетнам | |||||
- в Таиланд | |||||
- в КНДР | |||||
- в Сингапур | - | - | - |
На основании данных таблицы 1.5 построим график, показывающий изменение количества международных авиалиний по годам в целом и по направлениям авиарейсов, рисунок 1.7.
Рисунок 1.7 - Динамика количества международных авиалиний за период 2011-2012 гг.
Определим долю (удельный вес) каждого из направлений международных авиарейсов по годам в таблице 1.6.
Таблица 1.6.
Удельный вес каждого направления в общем количестве международных авиарейсов
Показатель | Период | Уд. вес каждого направления в общем кол-ве, % | ||||
2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | |
Кол-во направлений международных авиарейсов, ед. В том числе: | 100,0 | 100,0 | 100,0 | |||
- в Китай | 25,0 | 28,6 | 26,3 | |||
- в Республику Корея | 16,8 | 14,3 | 10,5 | |||
- в Японию | 33,3 | 28,6 | 21,1 | |||
- во Вьетнам | 8,3 | 7,1 | 21,1 | |||
- в Таиланд | 8,3 | 14,3 | 10,5 | |||
- в КНДР | 8,3 | 7,1 | 5,25 | |||
- в Сингапур | - | - | - | - | 5,25 |
На основании данных таблицы 1.6 построим диаграммы, показывающие изменение удельного веса каждого направления в общем количестве авиарейсов, рисунок 1.8.
Рисунок 1.8 - Изменение удельного веса направлений авиарейсов за период 2011-2012 гг.
3) На основе рассчитанных в таблице показателей деятельности проанализируем влияние внешних и внутренних факторов на динамику процессов и результатов управления в таможенном органе в их взаимосвязи и развитии.
Из данных таблиц 1.5 и 1.6, графика и диаграмм на рисунке 1.7 и 1.8 можно сделать следующие выводы.
Количество международных авиарейсов за анализируемый период 2010-2012 гг. увеличивалось, и в 2012 г. темп роста составил 135,7%. Положительная динамика изменений отмечается и по направлениям авиарейсов в Китай (125,0%) и во Вьетнам (400,0%). По направлениям авиарейсов в Республику Корея, Японию, Таиланд, КНДР изменений в количестве авиарейсов в 2012 году не наблюдалось.
Удельный вес авиарейсов в Китай и Таиланд колебался в течение 2010-2012 гг. с максимальным значением в 2011 году. При этом наблюдался рост их количества в анализируемом периоде. Доля рейсов в Республику Корея, Японию и КНДР имеет тенденцию к уменьшению при стабильном их количестве. Во Вьетнамском направлении отмечался резкий рост (в 4 раза) в 2012 г. как количества авиарейсов, так и их удельного веса.
На изменение динамики показателей деятельности таможенного поста «Аэропорт Владивосток» Владивостокской таможни могли оказать влияние следующие внешние и внутренние факторы среды.
Рост показателей обусловлен развитием экономики и деловой активности стран, развитием международного сотрудничества и торговли, привлечением инвестиций в совместные экономические проекты, стабилизацией политической и социальной обстановки, что способствует развитию внешнеторговой деятельности, а, следовательно, увеличению участников ВЭД.
Немаловажными факторами влияния являются благоприятные физико-географические условия, расширение культурных связей, достижения научно-технического прогресса и на его основе - развитие инфраструктуры и материально-технической базы таможенных органов.
Внешняя среда задает таможенным органам цели и ограничения, в рамках которых на основе имеющихся ресурсов (потенциала) обеспечивается их деятельность. Это означает, что внутренняя среда должна адекватным образом реагировать на изменения воздействий внешней среды, обеспечивая при этом свою эффективность. Взаимосвязь внутренней среды (таможенной системы) с окружающей средой проявляется в их постоянном взаимодействии. Так, любые изменения во внешней среде оказывают влияние на каждый из элементов внутренней среды: цели, задачи, организационную структуру, технологии, персонал.
Например, развитие внешней торговли обусловливает увеличение участников ВЭД, что в свою очередь требует развития таможенного дела: во-первых, как объекта управления - таможенных органов, процессов (деятельности таможенных органов), таможенных услуг, таможенного персонала; во-вторых, как субъекта управления сферой ВЭД, участниками ВЭД, товарами, перемещаемыми через таможенную границу.
Далее, как следствие, развитие таможенного дела способствует развитию внешней торговли, увеличению участников ВЭД. Таким образом, процессы изменений во внешней и внутренней среде находятся во взаимосвязи и постоянном развитии и имеют циклический характер.
4) По результатам анализа выявим и опишем наличие возможных рисков в процессе управления деятельностью анализируемого таможенного органа и неопределенности условий осуществления управления.
Экономические риски обусловлены возможностью ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры, снижением объемов внешнеторгового оборота, замедлением темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, спадом в промышленности, а также иными негативными явлениями.
Негативный сценарий развития экономической ситуации в России допускает возможность неполного выполнения отдельных мероприятий по совершенствованию таможенной политики.
Позитивное развитие экономической ситуации в России в результате развития собственных производств может сопровождаться увеличением доли товаров отечественного производства на внутреннем рынке, что повлечет сокращение объемов импорта при сохраняющемся объёме экспорта. Кроме того, вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) меняет ситуацию на внутренних и внешних рынках, динамику и структуру экспортных и импортных грузопотоков. Негативный и позитивный сценарии развития экономической ситуации в России в равной мере относится и к анализируемому таможенному органу
Финансовые риски. Уменьшение объемов бюджетного финансирования может значительно снизить эффективность развития Федеральной таможенной службы и, соответственно, анализируемого таможенного органа. Поэтому для эффективной реализации направлений таможенной политики необходимо развитие таможенной и транспортно-логистической инфраструктуры, а также строительство и обустройство пунктов пропуска через государственную границу РФ, оснащение их техническими средствами, включая инспекционно-досмотровые комплексы, внедрение современных информационных технологий и коммуникационного оборудования.
Законодательные риски. В условиях глобализации мировой экономики, интеграции российской экономики в международное экономическое пространство, присоединения к ВТО, факторами риска законодательного характера для анализируемого таможенного органа выступают изменения международных норм в области внешней торговли, законодательства РФ, в том числе в сфере валютного регулирования и валютного контроля, а также административного, уголовного, уголовно-процессуального законодательства и изменения таможенно-тарифной политики РФ.