Динамика развития теории управления и организации производства
РАЗДЕЛ 1. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА
Тема 1. КУРС «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА»: КОНЦЕПЦИЯ, ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ, ВЗАИМОСВЯЗИ
Основные понятия
Курс «Организация производства» является весьма сложным, т.к. решение организационно-экономических задач производства невозможно без изучения сущности и установления взаимосвязей технических, технологических, экологических, экономических, управленческих и других аспектов. Этот курс является комплексным, интегрирующим важнейшие аспекты управления.
Еще Р. Декарт писал:«Дайте понятиям точное толкование и вы освободите мир от половины заблуждений».
В настоящее время международный и национальный уровни унификации и стандартизации терминов и понятий в области экономики, управления конкурентоспособностью, маркетинга, менеджмента и организации производства весьма низкие. У каждого автора свой подход к понятиям и определениям в данной сфере науки, что приводит к эксклюзивной расшифровке содержания и структуры деловой и учебно-методической литературы по одному и тому же вопросу, к непониманию друг друга и другим негативным явлениям.
Представить подобную ситуацию в метрологии, электротехнике, механике, физике, математике, химии, биологии и других разделах естественно-научных дисциплин просто невозможно. Понимая трудность оперирования нестандартизованными понятиями, терминами, величинами, нормами в условиях интенсивного развития международной торговли и интеграции, международные организации (Всемирная торговая организация {ВТО), Международная организация по стандартизации (ИСО), Международная электротехническая комиссия (МЭК), Мировой банк, Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) и др.) стандартизовали многие нормы, понятия, показатели в области метрологии, статистики, торговли, финансовой и бухгалтерской отчетности, систем управления качеством и др. Чтобы избавить человечество «от половины заблуждений», необходимо срочно унифицировать и стандартизовать нормы, термины, понятия и в области экономики, управления конкурентоспособностью, маркетинга, менеджмента, организации производства и др.
Основным недостатком многих имеющихся в деловой и учебной литературе нестандартизованных понятий и определений является их некомплексность и бессистемность. К формулировке определений обязательно следует применять комплексный подход, т.е. стремиться охватить различные аспекты проблемы, не забывая при этом о свойстве множественности систем, невозможности познания всех их параметров и связей, необходимости определения экономически целесообразной глубины и горизонта исследований. Бессистемность многих терминов и понятий заключается, прежде всего, в неточном толковании понятия «система» и рассмотрении малого числа ее свойств, неиерархичности показателей.
Утвердившееся в теории упрощенное определение системы как совокупности взаимосвязанных элементов, в сущности, не распространяется на биологические, производственные и социально-экономические системы. Это определение с большой степенью условности можно распространить на такие объекты, как человек, машина, предприятие и т.п.
В системе же (особенно производственной) главным, первичным является ее окружение, а структура вторична, т.к. окружение, не соответствующее объекту, рано или поздно «вытолкнет» его из своей среды и объект не сможет:
1. адаптироваться к любому окружению (например, южная фауна не сможет существовать в условиях Крайнего Севера);
2. функционировать и развиваться в любой среде без установления с ней соответствующих связей (такая ситуация характерна как исключение только для закрытых систем).
Система по сравнению с объектом - понятие более широкое, кроме собственной структуры она включает и связи с внешней средой.
Следовательно, производственная система - это единство материальных и нематериальных компонентов анализируемого объекта, их внешних и внутренних связей, обеспечивающих рациональность информационных, производственных, управленческих и других процессов по переработке входа системы объекта в ее выход и достижению целей субъекта управления, а объект (предприятие, организация и т.п.), не отвечающий этим условиям, является бессистемным, хаотичным.
Сложность системы определяется сложностью объекта, его связей с ближним и дальним окружением. Для закрытых систем, у которых отсутствуют прямые и обратные связи с ближним и дальним окружением, система равна объекту.
Применение на практике сформулированного выше определения понятия «система» меняет число анализируемых составляющих системы и порядок системного анализа ее составляющих.
Таким образом, после изучения возможностей и формулирования миссии субъект управления (инвестор, собственник, орган управления) системный анализ объекта должен проводить в следующей последовательности:
1. исследование и прогнозирование тенденций развития объектов дальнего и ближнего окружения;
2. исследование и прогнозирование тенденций развития параметров рынков потребителей;
3. исследование и прогнозирование тенденций развития параметров рынков поставщиков;
4. формулирование целей, функций и построение (развитие) структуры объекта.
В деловой, учебно-методической литературе, нормативных актах, на практике игнорируется рассмотренная выше последовательность системного анализа.
Так, в 1980-е годы были бесполезно затрачены огромные средства на реконструкцию автомобильной промышленности СССР с целью обеспечения конкурентоспособности советских автомобилей (по заданию М.С. Горбачева). Однако результат оказался нулевым, так как с целью «экономии» средств были проигнорированы первые три этапа системного анализа из четырех. Четвертый этап был выполнен некомплексно. Аналогичный подход применялся в конце XX - начале XXI в. и к разработке федеральных концепций, стратегий и программ социально-экономического развития России и отраслей ее экономики, однако ощутимых результатов это не принесло.
Важнейшие термины и определения, рассматриваемые применительно к производственным системам (предприятиям, организациям, фирмам, компаниям и т.п.) представлены ниже.
1. Управление (как процесс)-это воздействие субъекта управления на объект с целью достижения определенных целей.
Субъект управления – это инвестор, менеджер, государственный, корпоративный или предпринимательский орган управления.
Объект управления - это объекты нижестоящего по отношению к субъекту уровня управления (предприятие корпорации, отдел предприятия, субъект Федерации и т.п.), менеджер низшего по отношению к субъекту управленческого звена, специалист, рабочий, предметы и средства труда для рабочего и т.д.
2. Функции управления подразделяются на:
1. всеобщие:
- организация работ по разработке управленческого решения по каждой общей функции управления (стратегическому маркетингу, планированию, организации процессов и т.д.);
- анализ и синтез проблемы по данной общей функции управления;
- прогнозирование параметров объекта, которые необходимо выполнить (достичь) по данной общей функции;
- оптимизация и оценка решения по данной общей функции;
- оформление управленческого решения по данной общей функции.
2. общие:
- стратегический маркетинг;
- планирование;
- организация производства;
- контроль;
- мотивация;
- регулирование;
3. специфические (выполнение отдельных видов (комплекса) работ в рамках производственной системы):
- функции по стадиям жизненного цикла каждого вида выпускаемого продукта и выполняемой услуги (исследование рынков с целью разработки нормативов конкурентоспособности объектов, НИОКР, комплексная подготовка производства и т.д.);
- функции по интеллектуальному обслуживанию производства (планирование, управление финансами, инновациями, персоналом, документооборотом, логистикой, тактическим маркетингом и т.д.);
- функции по информационно-материальному обслуживанию основного и вспомогательного производств.
Термин «управление» применяется по отношению к любым техническим, биологическим, производственным, социально-экономическим, логическим и другим системам, а «менеджмент» - только по отношению к социально-экономическим и производственным системам, отдельным управляющим, менеджменту (управляющим предприятия) и коллективу в целом.
Поэтому у управления и менеджмента свои объекты и методы управления:
1. особенные объекты и методы:
- характерные только для управления – это управление станком или управление городом и т.д.;
- характерные только для менеджмента – это психологические методы управления персоналом или менеджмент предприятия;
2. общие объекты и методы для управления и для менеджмента - это человек как чиновник в государственных структурах и как менеджер фирмы или методы принуждения, побуждения и убеждения).
Целью российских производственных систем должно быть обеспечение внешней либо местной (локальной) конкурентоспособности выпускаемых товаров. Исходя из этой цели менеджмент - это, во-первых, система управления персоналом организации по обеспечению (повышению) конкурентоспособности выпускаемых товаров; во-вторых, это руководство организации (предприятия).
3. Организация производства - это единство структуры и содержания производственной системы, ее формы как юридического лица, с одной стороны, и процесса функционирования системы в соответствии с ее миссией по переработке входа системы в ее выход с целью выпуска конкурентоспособных товаров - с другой.
4. Процесс - это совокупность средств и методов переработки по заданным регламентам компонентов входа системы в ее выход.
Процессы могут быть:
- общественными и личными;
- законотворческими, экономическими, социальными и природными;
- трудовыми, производственными, информационными и управленческими;
- обеспечивающими, преобразующими и завершающими;
- материальными и виртуальными;
- объективными и субъективными;
- поддерживающими паритет (баланс) и воспроизводственными;
- логическими и эмоциональными и т.д.
5. Конкуренция - это процесс соперничества конкурентов по поводу реализации своих конкурентных преимуществ на конкретном рынке (территории) ради одержания победы или достижения других целей в рамках законодательства либо в естественных условиях (для биологических систем).
Конкуренция между конкурентами может осуществляться на основе:
1. критерия повышения качества товара или услуги (неценовая);
2. критерия повышения качества сервиса потребителей товара;
3. оптимизации цены (ценовая);
4. снижения эксплуатационных затрат у потребителя товара и услуг;
5. повышения качества управления (важнейший фактор в условиях новой экономики);
6. использования нескольких или всех пяти методов (интегральная).
6. Конкурентное преимущество - какая-либо эксклюзивная ценность, которой обладает система и которая дает ей превосходство перед конкурентами.
Ценность - это нечто особенное, то, чем система владеет (содержит в себе), стремится сохранить либо иметь в будущем.
7. Конкурентоспособность - это свойство объекта и системы сервиса его потребителей, характеризующееся степенью потенциального или реального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке.
Другими словами, конкурентоспособность определяет способность объекта выдерживать конкуренцию с аналогичными объектами на данном рынке.
Конкурентоспособность может быть стратегическойи фактической, по любым объектам купли-продажи или субъектам, реализующим свои цели.
В территориальном разрезе конкурентоспособность может быть на местном или локальном рынке (в организации, городе и т.д.), национальном (в данной стране), региональном (в нескольких странах, регионе) и глобальном (мировом) рынке.
Основные объекты управления конкурентоспособностью - это персонал, системы, технологии, продукция, услуги, организация, отрасль, регион (в части привлечения капитала, ресурсов, туристов, обеспечения качества жизни), национальная экономика.
Конкурентоспособность формируется на стадиях стратегического маркетинга и научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), материализуется в производстве, реализуется на стадии сервиса, продажи товара или реализации субъектом его конкурентных преимуществ в процессе конкуренции.
Из стадий жизненного цикла объекта наиболее важными являются:
1. стратегический маркетинг, где формируются нормативы конкурентоспособности объекта;
2. сервис, где происходит реализация конкурентных преимуществ субъекта и объекта, обмен денег покупателя на товар изготовителя (продавца).
Главным фактором обеспечения конкурентоспособности любого объекта является качество управления всемипроцессами по всем прямым и сопряженным объектам на всех стадиях их жизненного цикла.
Динамика развития теории управления и организации производства
1. Как отмечается в научной литературе по управлению (менеджменту), у истоков формирования современной «классической» школы теории управления и организации стоял Фредерик У. Тейлор,который в 1902 г. опубликовал книгу «Управление предприятием», в 1911 г.- «Принципы научного управления».
Суть концепции Тейлора сводится к стремлению сформулировать общие принципы управления на основе разностороннего исследования производственной деятельности людей, формальной структуры производственных систем, глубокой специализации производства и нормирования труда и т.д.
Концепция Тейлора основана на инженерном подходе к рационализации управления, состоящем из следующих компонентов:
– дифференциация производственных функций на управленческие и исполнительские;
– глубокая дифференциация производственного процесса и узкая специализация рабочих;
– научно обоснованное нормирование времени выполнения каждой операции производственного процесса на основе большого числа проводимых хронометражных наблюдений и фотографий рабочего дня;
– отбор наиболее рациональных приемов и методов выполнения трудовых процессов;
– введение сдельной оплаты труда.
Система организации труда Тейлора получила широкое распространение во всем мире.
2. Наиболее выдающимся последователем Тейлора был главный управляющий французского горнодобывающего и металлургического концерна Анри Файоль. В 1916 г. Файоль опубликовал во Франции книгу «Общее и промышленное управление», где обосновывается необходимость управления по пяти общим функциям: 1) планирование;
организация; 3) распоряжение; 4) координация; 5) контроль.
При рациональной организации управления Файоль исходил из следующих предпосылок:
– предприятие должно производить продукт, который пользуется спросом на рынке и отвечает требованиям его покупателей, прежде всего по качеству;
– продажу товара следует производить по минимально возможной цене, так как она увеличивает спрос и позволяет реализовать эффект масштаба;
– «сегодня работать лучше, чем вчера, а завтра - лучше, чем сегодня», тогда за счет соблюдения этого принципа снижаются затраты, повышаются производительность труда и качество продукции;
– покупатель всегда прав.
Файоль сформулировал и на практике применял 14 принципов управления:
1. разделение труда;
2. полномочия и ответственность;
3. дисциплина;
4. единоначалие;
5. единство действий;
6. подчиненность личных интересов корпоративным интересам;
7. вознаграждение персонала;
8. централизация;
9. скалярная цепь (непрерывная цепь команд по уровням иерархии);
10. порядок;
11. справедливость;
12. стабильность персонала;
13. инициатива,
14. корпоративный дух.
3.В развитие системы организации труда на предприятии (системы Тейлора) в 1912 г. Харрингтон Эмерсон опубликовал книгу «Двенадцать способов эффективности».
К этим 12 принципам относятся:
1. наличие только выраженных идеалов;
2. здравый смысл;
3. экспертный совет;
4. дисциплина;
5. честное ведение дела;
6. ведение прямого, адекватного и постоянного учета;
7. диспетчеризация;
8. стандарты и графики;
9. стандартные условия;
10. стандартизация операций;
11. нормативные и практические инструкции;
12. вознаграждение за эффективный труд.
4. В 1924 г. в Ленинграде была переиздана книга Генри Форда «Моя жизнь, мои достижения» (в 1903 г. была основана компания «Форд мотор»).
Система управления производством Форда базировалась на следующих принципах:
1. постоянное обучение;
2. ведение нормального образа жизни;
3. напряженный, целеустремленный труд;
4. интересы дела следует ставить выше личных;
5. ориентация деятельности на потребителя;
6. ориентация на новшества;
7. ориентация на понятные, простые решения;
8. честность в конкурентной борьбе;
9. воспитание в себе и каждом члене коллектива стремления работать качественно, не перекладывая ответственность за качество на других;
10. забота о рабочих, работающих на конвейере и других тяжелых работах (Форд установил нижнюю планку заработной платы рабочих в два раза выше, чем у конкурентов, что позволяло ему нанимать лучших рабочих);
11. стремление к максимальной унификации и стандартизации составных частей машины и технологических процессов, что позволяло, с одной стороны, снижать себестоимость изделий за счет использования эффекта масштаба и автоматизации производства, а с другой - исключало разнообразие для потребителей;
12. стремление беречь время потребителя;
13. четкая организация труда и производства на принципах унификации и стандартизации, на основе разработки инструкций, регламентирующих процессы, их контроль, меры стимулирования и ответственности.
5. В 1933 г. выходит книга американского социолога Элтона Мэйо «Человеческие проблемы промышленной цивилизации», положившая начало школы «человеческих отношений». Исследователи этой школы во главу угла ставят создание благоприятного психологического климата в трудовых коллективах, благоприятных условий труда, способствующих росту его производительности.
Один из представителей школы человеческих отношений Р. Уотерменотмечал: «Было время, когда люди были «факторами производства». Управление ими ненамного отличалось от управления машинами и капиталом. Этого больше нет... Когда организация подавляет личность, она ставит под угрозу свою способность изменяться. Когда же организация стимулирует самовыражение личности, то ей трудно не обновляться. Индивиды - единственный источник обновления в компании».
Основные тезисы доктрины «человеческих отношений», разработанные Мэйо, сводятся к следующему:
– люди в основном мотивируются социальными потребностями и ощущают свою индивидуальность благодаря отношениям с другими людьми;
– в результате промышленной революции и рационализации процесса труда сама работа в значительной степени потеряла привлекательность, поэтому удовлетворение человек должен искать в социальных взаимосвязях;
– люди более отзывчивы к социальному влиянию группы равных им людей, чем к побуждениям и мерам контроля, исходящим от руководства;
– работник откликается на распоряжение руководителя, если руководитель может удовлетворить социальные потребности своих подчиненных и их желание быть понятыми.
Проведенные Мэйо и его сотрудниками эксперименты показали, что на результаты совместной производственной деятельности людей существенно влияют неформальные контакты. Фактор сотрудничества в группе является чрезвычайно важным. Неформальные отношения в процессе производства были признаны как весомая организационная сила, способная либо бойкотировать распоряжения менеджера, либо способствовать проведению его установок в жизнь. Поэтому неформальные отношения нельзя пускать на самотек, ими следует управлять на основе сотрудничества между рабочими и администрацией. В этом случае руководитель выполняет две главные функции - экономическую и социальную.
Психологические аспекты управления одной из первых начала исследовать американский психолог Мери Фоллетт, теория которой базировалась не на интуитивных представлениях о природе человека и мотивов его поведения, а на достижениях научной психологии. Много внимания Фоллетт уделяла проблеме конфликтов в организации. Она выдвинула идею так называемого конструктивного конфликта, подчеркивая, что конфликт представляет собой «нормальный процесс» в деятельности людей в любой организации и может разрешаться только одним из трех способов:
1. доминированием, т.е. победой одной конфликтующей стороны над другой;
2. компромиссом, т.е. соглашением, достигнутым благодаря взаимным уступкам;
3. интеграцией, т.е. когда ни одна из сторон ничем не жертвует и обе стороны выигрывают.
Абрахам Маслоуопубликовал в 1943 г. книгу «Психологический анализ», в 1954 г.- работу «Мотивация и личность». Существенным элементом теории Маслоу является утверждение, что человек никогда не может полностью реализовать свои цели, ибо, удовлетворив одну потребность и достигнув одной цели, он стремится к другим. Развивая эту мысль, Маслоу сделал три допущения относительно человеческой природы:
1. люди - это социальные животные, потребности которых постоянно растут;
2. состояние неудовлетворенности или ощущение неудовлетворенных потребностей побуждает человека к действию;
3. потребности образуют иерархию с элементарными потребностями на нижнем уровне (физиологические потребности и потребность в безопасности, защищенности) и потребностями более высоких уровней (в причастности к социальной группе, самореализации). Удовлетворение потребностей первой группы происходит за счет внешних факторов (пища, благоприятная окружающая среда, друзья и пр.), тогда как потребности развития и роста присущи самой личности, имеют внутреннюю природу.
Другим видным представителей «человеческих отношений» был Д. Мак Грегор, опубликовавший в 1960 г. книгу «Человеческая сторона предприятия». Он писал: «Мы сможем усовершенствовать наши управленческие способности лишь в том случае, если признаем, что контроль состоит в избирательной адаптации к человеческой природе, а не в попытках подчинить человека нашим желаниям. Если же попытки установить такой контроль безуспешны, то причина этого, как правило, кроется в выборе негодных средств. Если власть является единственным оружием руководителя, у него нет надежды благополучно достичь своих целей».
Он настаивал на переходе от формальной власти к лидерству как отношению четырех переменных:
1. характеристика менеджера;
2. позиции и потребности его последователей;
3. характеристики организации (ее целей, структуры, природы задач);
4. социальная, экономическая и политическая среда.
А. Маслоу, Д. МакГрегор, Ф. Герцберг, Р. Лайкерт и др. считаются основателями бихевиористского (поведенческого) направления менеджмента.
6. Следующей школой (направлением) управления персоналом считается так называемая эмпирическая школа, которые считают, что решающее значение в управлении имеет опыт, и они доказывают, что сама управленческая деятельность в значительной мере представляет собой искусство, которому учит не столько теория, сколько практика.
Характерное для этой школы стремление максимально приблизить теоретические исследования к практике находит свое отражение и в подходе ее сторонников к определению принципов управления предприятием. К представителям эмпирической школы управления можно отнести П. Друкера, М. Мескона, М. Альберта, Ф. Хедоури, А. Томпсона, А. Стрикленда, Р. Фэлкома и др.
П. Друкер в книге «Практика управления», опубликованной в США в 1954 г. (в России она издана в 2000 г. без каких-либо правок под названием «Практика менеджмента»), обосновал идею целевого управления, в основе которой лежит технология постановки общих задач перед работниками, с тем чтобы они сами рассчитывали необходимые затраты и следили за выполнением задач, сравнивая фактический результат с ожидаемым. Философия целевого управления состоит в том, что планирование заданий существенно сокращает время, необходимое для контроля за их выполнением. В этой системе менеджеры должны четко формулировать цели, а благодаря улучшенной коммуникативной связи существенно повышается мотивация персонала.
В 1980 г. в США была издана книга А. А. Томпсона и А.Д. Стрикленда«Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии». В России она была издана в 1998 и в 2000 гг. В ней описывается передовой опыт американских компаний по разработке и реализации стратегий. Особое внимание в книге уделено вопросам анализа состояния компаний, формирования стратегии маркетинга, диверсификации, финансовым вопросам стратегического управления.
В 1988 г. в США была опубликована книга М. Мескона, М. Альберта и Ф. Хедоури «Основы менеджмента», в России она была издана в 1992 г. Книга состоит из пяти частей: элементы организаций и процесса управления, связующие процессы, функции управления, групповая динамика и руководство, обеспечение эффективности деятельности организации. В книге анализируются школы управления, начиная с научной школы, основанной в начале XX в. Ф. Тейлором, генезис научных подходов - от подхода научного управления (1885-1920 гг.) к ситуационному подходу (всего рассматривается восемь подходов). В книге освещаются преимущественно организационно-психологические методы управления персоналом производственной системы. Сфера производства не увязывается с допроизводственными и послепроизводственными функциями создания товара и удовлетворения им конкретных потребностей.
7. Выделяется также школа «социальных систем», представителями которой являются Честер Барнард, Герберт Саймон и др. Барнард в книге «Функции руководителя» обосновал необходимость применения к управлению комплексного подхода, учитывающего философские, экономические, социальные, психологические, естественно-научные (физические) аспекты. Он дал определение формальной организации и ее элементов, выделил объективные и субъективные аспекты работы руководителей. Особое значение получила его теория восприятия, по-новому объясняющая взаимоотношения менеджеров и работников.
Первые шаги школы «социальных систем» были связаны с исследованием операций. Исследование операций возникло в связи с необходимостью комплексного изучения и однозначного решения сложных задач. В 1960 г. Г. Саймон, лауреат Нобелевской премии в области экономики, опубликовал книгу «Новая наука принятия управленческих решений», в которой он рассматривал такие фундаментальные понятия, как иерархия власти и целеполагания, принятие решений в тесной связи с практикой управления, рациональность в принятии решений (объективная, субъективная и ограниченная рациональность), последовательный поиск, несовершенное знание и др.
В России идеи школы научного управления и административной (классической) школы получили развитие применительно к условиям становления системы государственной (общественной) собственности и централизованного государственного планирования.
Российские ученые А.А. Богданов (1873-1928), А.К. Гастев (1882-1941) и др. внесли большой вклад в развитие теории организации труда и производства.
Российский философ, экономист, математик, врач, человек энциклопедической образованности Александр Александрович Богданов в 1913 г. в брошюре «Между человеком и машиной», отмечая новаторские и прогрессивные установки Ф. Тейлора, предлагал уделять больше внимания проблематике, связанной со здоровьем рабочего и его культурным развитием во взаимосвязи с повышением производительности труда. Основная его деятельность была направлена на создание и разработку нового направления в науке управления - тектологии, всеобщей организационной науки.
Всеобщая организационная наука мыслилась ученым как межотраслевая, применимая в равной степени ко всем сферам жизни. Перед ней ставилась «задача триединой организации»: вещей, людей и идей. Эта наука должна была систематизировать огромный организационный опыт человечества и вооружить руководителей знанием организационных законов. Предметом тектологической науки должны были стать принципы и законы, по которым протекают процессы организации во всех сферах органического и неорганического мира: в психических и физических комплексах, в живой и неживой природе, в проявлении стихийных сил и в сознательной деятельности людей. Они действуют в технике (организация вещей), в социально-психологической сфере (организация идей). Таким образом, «пути стихийно-организационного творчества природы и методы сознательно-организационной работы человека могут и должны подлежать научному обобщению».
Богданов сделал попытку сформулировать основные понятия и методы организационной науки. Анализируя сущность организации, он высказал идею о необходимости системного подхода к ее изучению, впервые показав, что организованное целое оказывается больше суммы его частей, а дезорганизованное — меньше. Роль организации, по его мнению, в данном случае сводится к выстраиванию векторов активности в нужном направлении и преодолению возникающего при этом организационного сопротивления. Организованное целое оказывается больше простой суммы его частей. Богданов первым в мире сформулировал основные принципы системного подхода и сущность законов организации (см. темы 3 и 4). Идеи Богданова были развиты его последователями.
Большой вклад в развитие организационной науки внес и Алексей Капитонович Гастев - автор более 200 работ по проблемам управления производством и научной организации труда. В 1921 г. он основал и возглавил Центральный институт труда. Гастев был лично знаком с Ф. Тейлором и Г. Фордом, находился с ними в переписке. Сосредоточившись на проблеме повышения производительности труда, Гастев уже в начале 1920-х годов высказал идею о необходимости социализации трудового процесса, перенесения центра тяжести управления на выстраивание отношений между людьми, усиления мотивации труда. С середины 1920-х годов эта идея получает широкое распространение под названием «трудовая установка» в СССР и за рубежом. Методика «трудовой установки» имела целью активизировать рабочие массы на повышение производительности труда. Она во многом предвосхищала открытия и рекомендации, которые через десятилетия будут сформулированы и высказаны в рамках неоклассической школы человеческих отношений.
По Гастеву, научный менеджмент должен основываться на следующих исходных позициях:
– предварительный анализ объекта, членение его на элементарные составляющие;
– выбор наилучших приемов выполнения трудовых процессов, их распределение в функциональные взаимосвязанные ряды;
– компоновка отобранных вариантов выполнения приемов трудовых процессов по принципу их экономного (рационального) расположения;
– применение комплексного и количественного подходов к регламентации трудовых процессов;
– письменное изложение распоряжений, выдаваемых подчиненным.
1.3. Цели и задачи, методология и методика изучения курса «Организация производства»
Организацию как производственную систему следует рассматривать в единстве, т.е. одновременно с двух сторон:
1. с точки зрения субстанции системы, ее структуры и содержания, сути и формы организации как юридического лица;
2. с точки зрения процесса по переработке входа системы в ее выход как общую функцию управления по достижению миссии, целей системы.
Из этого следует, что цель курса «Организация производства» - обучение будущих менеджеров и инженеров-организаторов теории и методам организации производства конкурентоспособной продукции.
Достижение цели курса возможно только после изучения организационных вопросов для решения соответствующих задач, включающих:
– принципы новой экономики - экономики всеобщей конкуренции;
– основы теории организации;
– методы комплексной диагностики производственных систем;
– принципы стратегического маркетинга;
– методы принятия организационных решений;
– методы организации комплексной подготовки производства новой продукции;
– методы выбора рационального типа и формы организации производства;
– принципы формирования организационной культуры производства;
– технологии информационного обеспечения и автоматизации производства;
– принципы рационализации и проектирования структуры производственных систем;
– методику расчета производственной мощности;
– принципы и методы управления персоналом, ориентированного на обеспечение конкурентоспособности продукции;
– методы оперативно-календарного планирования производства;
– принципы отбора конкурентоспособных поставщиков как одного из условий обеспечения конкурентоспособного выхода системы;
– основы закупочной, внутрипроизводственной и сбытовой логистики;
– методы организации основных, вспомогательных и обслуживающих производств;
– методы организации повышения качества продукции, его контроля;
– функции оперативного управления производством;
– методы оценки эффективности организации производства.
Задачи охватывают как технические, технологические, эргономические, экологические, так и экономические, маркетинговые, социальные, психологические, управленческие вопросы организации производства.
Объект курса - любая производственная система народнохозяйственного комплекса страны, производящая любую продукцию или оказывающая сопряженные или самостоятельные производственные услуги, отличающаяся от других не процессами, а только вещественными компонентами, их структурой, сложностью, параметрами входа и выхода системы, методами организации производства.
Адаптация теоретических положений, конкретных принципов, методов и рекомендаций к предприятию туризма не составит особого труда.
Предмет курса - методы и средства организации информационных, маркетинговых, конструкторских, технологических, логистических, экономических, производственных и управленческих процессов, интегрирующих систему «предмет труда - средство труда - живой труд» в пространстве и времени по производству конкурентоспособной продукции.
Методология изучения курса предполагает знание студентами принципов новой экономики - экономики всеобщей конкуренции, тенденций и процессов ее развития, информационных технологий и т.п. Качество процессов управления может быть повышено на основе интегрированного изучения механизмов действия экономических законов рыночных отношений, законов организации в динамике и статике, научных подходов (системного, комплексного, маркетингового, воспроизводственно-эволюционного, структурного, функционального, нормативного, оптимизационного, поведенческого, ситуационного и др.), разработанных на их основе принципов управления различными объектами. Поскольку в настоящее время в экономике они нигде не рассматриваются, в данном учебнике раскрываются концепции этих компонентов новой экономики.
Методика изучения курса, как и методология, предполагает, с одной стороны, знание студентами таких экономико-математических методов, как динамическое и линейное программирование, теории графов и ожиданий, факторный анализ и статистическое моделирование, балансовые методы, а также методов сравнения, организационного проектирования, оперативного управления и т.д., а с другой - изучение конкретных методов организации, перечисленных в задачах курса (методы комплексной диагностики, принятия организационных решений, организации комплексной подготовки и т.д.).
Глубоко изучить все перечисленные компоненты методологии и методики курса весьма трудно. Поэтому на первом этапе студент должен научиться мыслить системно, стратегически, изучить понятия, термины и определения, уметь находить логические взаимосвязи компонентов. На втором этапе студент должен глубоко (на «отлично») усвоить какую-либо одну часть системы организации производства, но в увязке с другими частями, которые достаточно знать на «хорошо».
1.4. Принципы изучения курса «Организация производства»
В курсе «Организация производства» даются методические основы формирования и организации (протекания) информационных, маркетинговых, конструкторских, технологических, логистических, экономических, социальных, трудовых, производственных и управленческих процессов как системы, в их взаимосвязях. Без организации всех этих процессов невозможно изготовить продукцию. Подробно эти процессы изучаются в курсах «Информатика», «Маркетинг», «Инновационный менеджмент», «Логистика», «Экономика предприятия», «Технология», «Социология», «Управленческие решения» и др. Необходимость интеграции процессов, изучаемых в этих курсах, обусловливает цели и задачи курса «Организация производства». Поэтому, прежде чем приступить к изучению конкретной темы курса «Организация производства», студент должен повторить ключевые темы ранее пройденных курсов. Без восстановления в памяти основных понятий и положений из ранее изученных курсов «Организацию производства» хорошо усвоить невозможно.
Таким образом, первым принципом изучения курса «Организация производства» является повторение ключевых вопросов из ранее пройденных курсов, в которых изучались вышеперечисленные процессы.
Хорошо усвоить материал по организации производства помогает применение системного, логического, комплексного и других научных подходов. Значит, вторым принципом изучения курса является применение научных подходов.
Кратко рассмотрим технологию применения указанных подходов к изучению курса.
1. При применении системного подхода к изучению курса следует:
– находить место изучаемой темы или вопроса в данном курсе в целом;
– устанавливать логические связи данного вопроса (методики, формулы, показателя и т.д.) с другими вопросами, строить логические схемы;
– проводить структуризацию (строить дерево) вопросов, показателей, функций и т.п.;
– устанавливать экономически целесообразную глубину и горизонт изучаемого вопроса (темы);
– анализировать свойства изучаемой системы (первичность целого, неаддитивность, размерность, сложность, вертикальная целостность, горизонтальная обособленность, взаимозависимость системы и внешней среды, степень самостоятельности, открытости, совместимости, адаптивности, целенаправленности, наследственности, стандартизованности, инновационности и др.).
Прежде чем приступать к изучению конкретной темы, студенту рекомендуется глубоко изучить научные подходы (прежде всего - системный) с тем, чтобы научиться мыслить системно, стратегически.
2. Применение логического подходак изучению курса предполагает анализ методологических принципов диалектической и формальной логики:
– объективности рассмотрения объекта;
– всесторонности рассмотрения объекта;
– историзма;
– тождества;
– непротиворечия;
– исключенного третьего;
– достаточного обоснования и др.