Рынок как система рыночной экономики
ЗАЧЁТНЫЙ МОДУЛЬ 2. ОБЩИЕ ОСНОВЫ РЫНКА, СУБЪЕКТЫ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
Содержательный модуль 7
Тема 7. Рынок, его сущность и функции. Модели рынка. Конкуренция и ценообразование
План
Рынок как система рыночной экономики.
7.2 Механизм функционирования рынка. Законы спроса и предложения.
7.3 Модели рынка. Конкуренция, её формы, функции.
Антимонопольная деятельность государства.
7.4 Ценообразование на рынке.
Рынок как система рыночной экономики
Основой существования человеческого общества является материальное производство. Оно осуществляется на базе и в условиях общественного разделения труда. Мы знаем, что общественное разделение труда является величайшим благом для общества, так как предполагает специализацию товаропроизводителей на производство отдельных товаров или групп товаров, что улучшает рациональное использование ограниченных ресурсов. Оборотной стороной общественного разделения труда является обмен. Общественное разделение труда предполагает обмен, который осуществляется на рынке. Без товарного производства нет рынка, без рынка нет товарного производства.
С развитием общественного производства менялось понятие «рынок».
Первоначально рынок рассматривался как базар, место розничной торговли, рыночная площадь.
С появлением товарно-денежных отношений возникает возможность разрыва купли-продажи во времени и пространстве. Характеристика рынка только как места торговли уже не отражает реальность, так как формируется новая структура общественного производства – сфера обращения. В результате появляется новое понимание рынка как формы товарного и товарно-денежного обмена.
Если рассматривать рынок со стороны субъектов рыночных отношений, то возникают новые определения рынка как совокупности покупателей или всякой группы людей, вступающих в тесные деловые отношения и заключающие крупные сделки по поводу любого товара.
С появлением товара «рабочей силы» рынок приобретает всеобщий характер, он все более проникает в само производство (покупка не только рабочей силы как средств производства, но и рабочая сила становится условием производства). Появляется определение рынка как «совокупности экономических отношений, с помощью которых осуществляется обращение общественного продукта в товарно-денежные форме».
В экономической системе существует два типа хозяйственных связей:
1) Натурально-вещественные;
2) Товарные, осуществляемые посредством рынка.
То есть рынок можно сегодня рассматривать как тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования. Исходя из этого, можно дать такое определение рынка.
Рынок как экономическая категория есть совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда.
Суть рыночных отношений сводится к возмещению затрат продавцов и получению ими прибыли, а также удовлетворению платежеспособного спроса покупателей на основе свободного взаимного соглашения, возмездности, эквивалентности и конкурентоспособности. Это составляет родовые, сущностные черты рынка.
Материальную основу рыночных отношений составляет движение товара и денег.
Рыночные отношения, функционируя в конкретной экономической системе, превращаются в самостоятельную подсистему, которая характеризуется различными формами проявления. Это и различный удельный вес рыночных отношений в экономической системе; различная организация рынка, различные методы формы и размеры регулирования.
История развития рынка позволяет выделить следующие типы рынка:
1) неразвитый:
- рыночные отношения носят случайный характер;
2) свободный (классический):
- неограниченное число участников рыночных отношений;
- свободная конкуренция;
- мобильность факторов производства;
- свободный доступ к рыночной информации;
- отсутствие монополии;
- свободный доступ к любой хозяйственной деятельности;
- ограниченная роль правительства в экономике;
3) регулируемый. Регулируется:
- рыночным механизмом;
- государством прямо и косвенно;
4) деформированный:
- отсутствие многочисленных рыночных субъектов, организующих производительную деятельность на основе разных форм собственности;
- чрезмерная централизация в распределении товарных ресурсов;
- отсутствие самостоятельности в коммерческой деятельности;
- монополизм производителя и торговца;
- несбалансированность спроса и предложения;
- чрезмерный рост цен;
- нарушение денежного обращения;
- эмиссия денег;
- расцвет теневой экономики;
- бартерные сделки вместо торгово-денежных отношений;
- деформация экономических интересов субъектов рыночных отношений;
- отсутствие у потребителя права выбора.
Дж. Гэлбрейт утверждает, что сегодня не может быть свободного рынка времен А. Смита, и кто призывает к этому – человек с психическими заболеваниями клинического характера.
Сегодня не может быть полной экономической свободы, но должна быть достаточная экономическая свобода, которая способствует развитию производительных сил общества и обеспечивает развитие нормального, цивилизованного, регулируемого рынка.
Регулируемый рынок – это результата цивилизации и гуманизации общества, когда государство стремится как-то смягчить удары рынка, но не на столько, чтобы ликвидировать (снизить) мотивацию к творческому, инициативному труду и риску в хозяйственной деятельности. Другими словами, рынок должен быть регулируемым, чтобы снять или как-то ограничить его последствия, хотя многие рыночники считают, что рынок – саморегулирующая система
Субъекты рыночных отношений – производители и потребители товаров и услуг (домашнее хозяйство, включая отдельных индивидуумов; различные фирмы, предприятия и организации, крупные корпорации; государство)
Объектами рыночных отношений выступают товары и услуги, которые группируются по их особенностям и назначению.
Для эффективного функционирования рынка необходимы определенные условия:
1) Многообразие форм собственности и форм хозяйствования; это обеспечивается сочетанием частной собственности (основанной как на собственном, так и на чужом труде), коллективной (акционерные компании, кооперативы, собственность трудовых коллективов), государственной, муниципальной, а также смешанных форм собственности.
2) Наличие свободной конкуренции (много продавцов и покупателей), свободный выбор.
3) Развитое антимонопольное законодательство и достаточный механизм его обеспечения, которые ослабляют монополистические тенденции в экономике и способствуют росту эффективности функционирования рынка.
4) Развитая система экономического, правового и административного регулирования экономики государством создает предпосылки для регулируемого рынка.
5) Развитая маркетинговая деятельность, доступность информации о рынке, наличие рыночной инфраструктуры (комплекс институтов, предприятий, служб и учреждений, которые обеспечивают обслуживание рынка, куплю-продажу разных объектов собственности).
Современный рынок – совокупность экономических отношений между домашними хозяйствами, различными типами фирм и организаций, прежде всего крупными компаниями, и государством, включая наднациональные органы, по поводу купли-продажи товаров и услуг в сфере обращения, а также механизм реализации таких отношений в соответствии с законами товарного производства и денежного обращения.
Сущность рынка отражается в его экономических функциях:
1) Ценообразующая (превращение продукта труда в товар путем преобразования стоимости товаров и услуг в цену и их реализация, имеется в виду произведенных материальных благ). Именно на рынке стоимость трансформируется в цену.
2) Воспроизводственная (обеспечение непрерывности процесса общественного воспроизводства, формирование экономической системы и ее связей с другими национальными экономиками в масштабе мирового рынка)
3) Стимулирующая (побуждение производителей товаров и услуг к снижению индивидуальных расходов по сравнению с общественно-необходимым. Рынок вынуждает продавцов искать лучшие, целесообразные формы использования факторов производства).
4) Регулирующая (влияние на пропорции между различными сферами и отраслями экономики, соответствие платежеспособному спросу предложения, накопления, потребления, характер пропорции. Происходит переливание капитала из менее прибыльных в более рентабельные отрасли).
5) Посредническая (усиление конкуренции между производителями товаров и услуг в пределах, как отдельных стран, так и мирового хозяйства). Через систему банкротств и систему процветающих предприятий происходит развитие производительных сил общества
6) Санирующая, т.е. очищения экономической системы от неэффективных и нежизнеспособных предприятий через механизм конкуренции
7) Информационная, т.е. постоянное наличие таких рыночных сигналов как цена, ставка за кредит и др., с помощью которых можно оперативно вносить изменения в план хозяйственной деятельности. Рынок вовремя сигнализирует о том, что нужно продавать и покупать в данный период.
Функции рынка определяют роль рынков в общественном производстве:
1. Выдавать сигнал производства с помощью обратных «первичных» связей: что, в каком объеме производить.
2. Уравновешивать спрос и предложение, обеспечивать сбалансированность экономики
3. «Санитарная» роль рынка сводится к вымыванию неконкурентоспособных предприятий и свертыванию устаревших производств.
Характеристику рынка как совокупности актов купли-продажи можно раскрыть через его структуру, систему и инфраструктуру.
Структура рынка – совокупность отдельных рынков в пределах национальной экономики, или внутреннего рынка, а также в пределах мирового хозяйства и его отдельных регионов, их взаимосвязь и взаимодействие между ними.
Признаками любой структуры являются:
- тесная связь между её элементами;
- определенная устойчивость этих связей;
- целостность, совокупность данных элементов.
Совокупность рынков, расчлененных на отдельные элементы на основе самых разнообразных критериев, образуют систему рынков. Можно выделить следующие критерии для характеристики структуры и системы рынка.
1. По объектам:
1.1. Рынок товаров и услуг (потребительский рынок):
- рабочей силы;
- средств производства;
- ценных бумаг, валюты;
- научно-технических разработок, патентов;
- информации;
- средств обращения;
- отдельных товаров и товарных групп (мяса, одежды, обуви);
- лицензии и др.
2. По субъектам:
2.1. рынок покупателей;
2.2. рынок продавцов;
2.3. рынок государственных учреждений;
2.4. рынок промежуточных продавцов-посредников.
3. По географическому положению:
3.1. местный (локальный);
3.2. региональный;
3.3. национальный;
3.4. мировой.
4. По уровню насыщения:
4.1. равновесный;
4.2. дефицитный;
4.3. избыточный.
5. по степени зрелости:
5.1. неразвитый;
5.2. развитый;
5.3. формирующийся.
6. по степени ограниченности конкуренции:
6.1. свободный;
6.2. монополистический;
6.3. олигополистический;
6.4. смешанный.
7. по соответствию действующему законодательству:
7.1. легальный;
7.2. нелегальный («черный» или «серый»).
8. по отраслям:
8.1. автомобильный;
8.2. компьютерный и т. д.
9. по характеру продаж:
9.1. оптовый;
9.2. розничный.
10. с учетом ассортимента товаров:
10.1. замкнутый рынок, на котором представлены товары только первого производителя;
10.2. насыщенный, на котором множество сходных товаров многих производителей;
10.3. рынок широкого ассортимента, на котором есть ряд видов товара, связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей;
10.4. смешанный рынок, на котором имеются разнообразные товары, не связанные между собой.
Впервые термин «инфраструктура» был использован в экономическом анализе для обозначения объектов и сооружений, обеспечивающих жизнеспособность вооруженных сил (начало XX в.). В 40-е годы на Западе под инфраструктурой стали понимать совокупность отраслей, обслуживающих нормальное функционирование материального производства.
Инфраструктура – это обязательный компонент любой целостной экономической системы и подсистемы. Дословно инфраструктура – это основание, фундамент, внутреннее строение экономической системы
Применительно к рынку как самостоятельной подсистеме инфраструктура – это совокупность различных учреждений и институтов, а также определенных видов деятельности, которые обеспечивают движение объектов собственности.
К основным элементам инфраструктуры современного рынка относятся:
§ биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные), их организационно оформленное посредничество;
§ аукционы, ярмарки и другие формы организационного не биржевого посредничества;
§ налоговая система и налоговая инспекция;
§ система страхования коммерческого хозяйственного риска и страховые компании;
§ специальные рекламные агентства, информационные центры;
§ торговые палаты, др. общественные, добровольные и государственные объединения (ассоциации) деловых кругов;
§ таможенная система;
§ аудиторские компании.
Инфраструктура обеспечивает цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, ее элементы не навязаны субъектами извне, а порождены самими рыночными отношениями.
Функции инфраструктуры рынка:
1. облегчение участникам рыночных отношений реализации их интересов;
2. повышение оперативности и эффективности работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности;
3. организационное оформление рыночных отношений;
4. облегчение форм юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования деловой практики.
Классическая инфраструктура рынка включает товарные биржи, фондовые биржи и биржи труда.
Инфраструктура рынка может быть представлена в виде следующей схемы (рис.7.1)
|
Рис.7.1 Инфраструктура рынка
БИРЖА – это организованная форма оптовой торговли массовыми стандартными товарами или систематических операций по купле-продаже валюты, рабочей силы, ценных бумаг.