Тема 19 Система информационного обеспечения управления
Теория информации. Это наука, изучающая коммерческие закономерности, связанные с получением, передачей, обработкой и хранением информации.
Информация – это наличие некоторых сведений о состоянии объекта и окружающей внешней среды.
Любая информация, чтобы быть переданной, должна быть закодирована. Сигналами могут быть световые импульсы и т.п. Чтобы решить задачи информации, нужно научиться измерять количество объема информации и пропускную способность канала.
Энтропия – это мера неопределенного состояния физической системы. Любое сообщение представляет собой совокупность сведений о некоторой физической системе, и степень неопределенности физической системы определяется не только числом его возможных состояний, но и числом его вероятностей.
Схема информационной системы
Информационная система
АСУ
1. информация | 2. технические средства | 3. взаимодействие системы управления с человеком |
1.1.первичное формирование информации | 2.1. средства сбора и обработки информации | 3.1. оператор |
1.2. автоматическое извлечение информации | 2.2. регулирующее устройство | 3.2. диспетчер |
1.3. логическая и математическая обработка | 2.3. исполнительные механизмы | 3.3. руководитель |
1.4. предоставление результатов человеку | ||
1.5. управляющее воздействие |
В АСУ выделяют 2 функционирующие подсистемы:
функциональная;
обеспечивающая.
Управленческая информация и закономерности ее движения.
Под управленческой информацией понимается совокупность сведений о процессах, протекающих внутри фирмы и ее окружении, которая служит основой принятия управленческих решений.
Информация может быть классифицирована:
1. но назначению:
a. одноцелевая;
b. многоцелевая.
2. по возможности хранения:
a. фиксируемая;
b. нефиксируемая.
3. по степени готовности для использования:
a. первичная;
b. промежуточная;
c. конечная.
4. по полноте:
a. частичная;
b. комплексная.
5. по степени надежности:
a. достоверная;
b. вероятностная.
Специфической формой управленческой информации являются слухи. Они представляют собой продукт творчества коллектива, пытающегося объяснить сложную эмоционально-значимую для него ситуацию при отсутствии или недостатке официальных сведений. При этом исходная версия, кочуя от одного члена коллектива к другому, дополняется и корректируется до тех пор, пока не сформируется вариант, в целом устраивающий большинство. Поскольку люди чаще всего склонны считать, что слухи исходят из источников, заслуживающих доверия, руководства фирм часто пользуются этими обстоятельствами, распространяя с их помощью сведения, которые по тем или иным причинам не могут быть переданы официальным путем, но доверием и слухом могут воспользоваться и участники конфликтов, чтобы склонить окружающих на свою сторону.
Информация может быть классифицирована по объему, источникам, возрасту, способам передачи и распространения. От 50 до 90 % времени современный менеджер тратит на обмен информацией.
Этапы движения информации от отправителя к получателю:
1. отбор;
2. кодирование информации (графики, таблицы);
3. передача информации;
4. получение, восприятие, декодирование;
5. осмысление.
Отправитель любой информации всегда ждет, что на его информацию отреагируют и донесут эту реакцию, т.е. вступят с ним в обратную связь.
Обратная связь – это сигнал, направляемый получателем информации отправителю, в котором подтверждается факт получения информации и характеризуется степень понимания/непонимания этого сообщения. В идеале она должна быть сознательной и планироваться заранее, принимая форму, соответствующую ситуации. Должна устанавливаться без промедления и характеризоваться доброжелательностью (перефразирование, уточнение, переспрашивание). Основные помехи при обратной связи – это стереотипы. Пристрастием к стереотипам могут страдать и отправитель информации, и получатель, поэтому необходимо удостовериться в информации. Она искажается из-за разного статуса, отсутствия интереса, технических неполадок, слабого знания языка. Искажение, потеря информации происходит под действием психологических причин (усталость, рассеянность).