Модель Бертрана ( модель олигополистических ценовых войн).
Ценовая война - цикл последовательных уменьшений цены соперничающими на олигополистическом рынке фирмами.
Дуополисты Бертрана исходят из предположения о независимости цен, устанавливаемых каждым из них, от их собственных ценовых решений. В этом случае цена, назначенная соперником, является для дуополиста константой.
Ценовая война продолжается до тех пор, пока не будет достигнуто равенство: Р = АС = МС. В этом положении ни одна фирма не будет получать выгоды от снижения цены.
Рис. 4.13
Картель - группа фирм, действующих совместно и согласующих решения по поводу объемов выпуска продукции и цен так, как если бы они были единой монополией.
Превышение какой-либо фирмой установленных квот по производству продукции ведет к снижению цен.
Рис. 4.14
Ценообразование за лидером - разновидность ценообразования на олигополистическом рынке, возникающая в тех случаях, когда существует фирма-лидер (доминирующий по объему выпуска производитель), которая устанавливает максимизирующую ее прибыль цену, добровольно принимаемую остальными производителями.
Рис. 4.15
В этом случае для лидера состояние равновесия MRL = MCL, а для остальных фирм: PL = МС.
Ломаная кривая спроса на продукцию олигополиста объясняет существующую на олигопольном рынке определенную жесткость цен ( постоянство цен при изменении рыночной ситуации).
Рис. 4.16
Неизменность цен объясняется тем, что отдельные фирмы логически пред сказывают реакцию соперников на изменение ими цен: в случае повышения цены соперники не будут повышать свои цены, а при снижении цены - тоже снизят.
Ценообразование, ограничивающее вход в отрасль, имеет место в том случае, когда фирмы на олигополистических рынках устанавливают цены таким образом, чтобы потенциальным новым производителям было невыгодно начинать производство данной продукции.
Ценой, ограничивающей вход в отрасль, является цена на уровне минимальных долгосрочных средних затрат потенциальных конкурентов (рис.4.17).
Рис. 4.17
Ценообразование по принципу "издержки плюс" представляет собой практический способ ценообразования на рынках с несовершенной конкуренцией . В этом случае цена равна:
P = AVS + m * AVC
Где m - используемый уровень надбавки (в процентах), позволяющий покрыть накладные расходы и обеспечить нормальную прибыль.
Дуополия - это рыночная структура, при которой два продавца, защищенные от появления дополнительных продавцов, являются единственными производителями стандартизированного товара, не имеющего близких заменителей.
Модель дуополии Курно основана на том, что две фирмы, производящие однородный товар и знающие кривую рыночного спроса, принимают решение о производстве одновременно, самостоятельно и независимо друг от друга, причем каждая из фирм принимает выпуск конкурента постоянным, не зависящим от ее действий.
Теория игр позволяет объяснить выбор стратегии поведения фирм при олигополии. Она показывает, почему лучшей стратегией для фирмы может оказаться стратегия снижения цен, могущая привести к ценовой воине.
Фирма 2 | P = $ 3 | P = $ 5 |
Фирма 1 | ||
P = $ 3 | $ 10 | $ 6 |
$ 10 | $ 18 | |
P = $ 5 | $ 18 | $ 15 |
$ 6 | $ 15 |