Налоговые поступления — это совокупность обязательных платежей в бюджет, поступающих в определенные законом размерах и в установленные сроки.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ:

· налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Социально-экономическая сущность и роль налогов и сборов проявляется в их функциях.

· Фискальная функция. Налоги являются важнейшим источником доходов госбюджета, на их долю приходится более 90% доходов.

· Распределительная функция. С помощью налогов государство перераспределяет финансовые ресурсы между сферами экономики, отраслями, регионами.

· Регулирующая функция. Налоги как экономический рычаг используются государством для стимулирования развития общественного производства либо для его сдерживания.

· Контрольная функция. С помощью налогов государство осуществляет контроль за эффективным использованием финансовых ресурсов.

Налоги, обладая одним экономико-правовой природой, являются универсальным инструментом реализации задач государства. Они не только обеспечивают финансовую базу для общегосударственных расходов, но и активно используются государственной властью в качестве механизма косвенного управления общественными отношениями в сфере экономики, права, политики социальной защиты граждан.

Одно из основных мест в финансовой деятельности государства занимает вопрос построения налоговой системы, так как от ее гибкости, эффективности, согласованности, соответствия уровню развития и состояния экономики зависит экономический рост, стабильность самого государства и благосостояние народа.

Налоговая система — это совокупность существующих в данный момент в конкретном государстве существенных условий налогообложения.

К последним относятся:

· принципы, формы и методы установления, изменения, отмены, уплаты налогов;

виды налогов;

· права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников налоговых отношений;

· формы и методы налогового контроля;

· ответственность участников налоговых отношений;

· способы защиты прав и интересов налогоплательщиков.

Налоговая система устанавливает в Российской Федерации систему федеральных, региональных и местных налогов (рис.3.4).

Налоговые поступления — это совокупность обязательных платежей в бюджет, поступающих в определенные законом размерах и в установленные сроки. - student2.ru

Налоговая система характеризуется не только системой налогов и сборов, но и принципами ее построения, закрепленными в существенных условиях налогообложения.

Налоговую систему определяют как порядок установления, введения, изменения, отмены налогов и сборов, порядок распределения налогов и сборов между бюджетами разных уровней, права и обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов), организацию отчетности и налогового контроля, ответственность субъектов налоговых правоотношений.

Налоговая система - это совокупность правовых норм, регулирующих размеры, формы, методы и сроки взимания налогов и платежей, носящих налоговый характер и необходимых государству для выполнения его функций. Комплекс налоговых мер оказывает существенное влияние на экономическую деятельность хозяйственных субъектов, стимулируя экономическую и инвестиционную активность.

В налоговых системах разных стран отразилась специфика государственного устройства, особенности внутренней и внешней политики, национальный менталитет. Вместе с тем возникла необходимость унификации налоговых систем, выработки единых принципов построения. В основу требований, принятых за аксиому положены четыре принципа налогообложения, сформулированные А. Смитом в ХVIII веке:

1. Равенство и справедливость налогов по отношению ко всем налогоплательщикам.

2. Определенность и однозначность налогового законодательства, позволяющие одинаково его трактовать и налогоплательщику и работнику налогового органа. Законом должны быть четко установлены все факторы, определяющие размеры платежа, сроки и способ его уплаты.

3. Удобство для налогоплательщика, выражающееся в приближении сроков уплаты налогов к моменту получения доходов, простоте их исчисления, минимуме бюрократических процедур и требований со стороны налоговых органов.

4. Экономичность, т.е. налоги не должны быть обременительными для налогоплательщика. Для государства сбор налогов должен сопровождаться минимальными издержками .

В 80-е годы в модели неоконсерваторов налоговые реформы стали одной из важнейших составляющих политики экономического роста. В условиях нарастающих инфляционных тенденций второй половины 70-х - начала 80-х годов финансовая наука сделала вывод о негативном влиянии прогрессивного налогообложения на развитие производства. Решение вопроса о размере налоговых ставок нашел американский экономист А. Лаффер в рамках теории экономики предложения, которая была основана на идеях неоклассической школы. А. Лаффер установил математическую зависимость величины доходов бюджета от уровня налоговых ставок.

Налоговые поступления — это совокупность обязательных платежей в бюджет, поступающих в определенные законом размерах и в установленные сроки. - student2.ru

Он доказал, что увеличение налогов за счет повышения их ставок ведет на определенном этапе не к увеличению, а к сокращению поступлений в бюджет. Основным направлением совершенствования подоходного налогообложения стало снижение общего уровня изъятия налогов на доходы как у физических, так и у юридических лиц, уменьшение степени прогрессивности шкал подоходного налога на прибыль корпораций за счет сокращения числа налогов и уменьшения дифференциации ставок. Налоги стали стимулом инвестиционной активности, средством структурной и региональной политики, методом решения экономических и социальных проблем.

Таким образом, налоговая система является важнейшим инструментом государства по стимулированию развития экономики и социального прогресса в стране.

Таблица 1.1 - Налоговая система государства

 
Налоговая система
Система налогообложения (совокупность действующих налогов и сборов) Система регулирования налоговых правоотношений (совокупность норм и правил, определяющих налоговые отношения)  
1. Виды действующих налогов и сборов 2. Порядок их исчисления и уплаты 3. Порядок установления и введения в действие налогов и сборов 4. Распределение налогов и сборов между бюджетами 1. Права, обязанности и ответственность сторон в налоговых отношениях 2. Система налоговых органов 3. Формы и методы налогового контроля 4. Порядок налогового производства  

В налоговой системе разделяются две, хотя и неразрывно связанные между собой, но относительно самостоятельные подсистемы.

Первая из них включает совокупность действующих в данной стране в данный период ее развития налогов и сборов. Ее можно назвать системой налогообложения, которая определяет виды взимаемых налогов и сборов, порядок их исчисления и уплаты, а также порядок их установления, введения в действие, изменения и распределения между бюджетами и государственными внебюджетными фондами. Система налогообложения отражает в первую очередь экономическое содержание налоговых отношений и является наиболее подвижной частью налоговой системы. Она должна своевременно корректироваться в соответствии с изменениями социально-экономических условий в стране. Таким образом, понятие система налогообложения не тождественно понятию налоговая система. Оно более узкое и составляет лишь часть налоговой системы.

Вторая подсистема определяет правовые основы налоговых отношений и включает в себя свод регламентирующих их норм и правил. Ее можно назвать системой регулирования налоговых правоотношений, которая устанавливает права, обязанности и ответственность сторон, формы и методы налогового контроля, систему государственных органов, обеспечивающих этот контроль, и порядок налогового производства. По сравнению с системой налогообложения система налоговых правоотношений более стабильна. Ее существенные изменения, как правило, инициируются с изменениями политического строя или государственного устройства страны.

Обе части налоговой системы неразрывно связаны между собой и могут существовать и нормально функционировать только совместно. Система налогообложения без системы регулирования налоговых правоотношений становится недееспособной, а система регулирования налоговых правоотношений без системы налогообложения - беспредметной и ненужной.

Налоговая система призвана упорядочить взаимоотношения между государством и налогоплательщиками, поставить их на правовую основу. Ее значение не только, а может быть, и не столько в установлении механизма изъятия в пользу общества в лице государства части индивидуальной или корпоративной собственности, сколько в обеспечении соответствия этого механизма общечеловеческим ценностям и гарантий соблюдения основных прав и свобод человека и гражданина. Налоговая система фиксирует границы публично-правовых обязанностей налогоплательщиков и устанавливает меру допустимого вмешательства государства в отношения частной собственности. Налоговое право обеспечивает необходимый баланс публичных и частных интересов в обществе

В современном мире налоговая система любой страны выступает важнейшим звеном не только финансовой системы государства, неотъемлемой частью которой она является, но и общей системы экономического регулирования.

Налоговые системы используются как действенный инструмент реализации финансово-экономической политики государства.

ВОПРОС 2 (вторая часть)

Государственные расходы

Государственные расходы — это затраты государства на обеспечение жизнедеятельности общества: на государственное управление, оборону страны, развитие производства, социально-экономические и культурные потребности.

Государственные расходы осуществляются из различных фондов: как централизованных (бюджеты различных уровней, государственные внебюджетные фонды), так и децентрализованных (фондов государственных предприятий и организаций).

В соответствии с рекомендациями МВФ принципиально новый подход применен в отечественной статистике при разработке классификации расходной части государственного бюджета. Он позволяет не только установить сам факт расходования государственных средств министерствами и ведомствами, но и увязать эти расходы с выполнением программных задач государства и степенью ответственности в этом каждого ведомства.

Расходы государственного бюджета включают все невозвратные платежи (возмездные или безвозмездные) вне зависимости от целей их дальнейшего использования (текущих или капитальных).

В отношении экономических результатов расходы делятся:

· на производительные и непроизводительные.

· По характеру потребностей: чрезвычайные и обыкновенные.

· По целевому назначению расходы делятся на текущие и капитальные расходы.

· По общественному назначению расходы делятся на расходы на социальные цели, внешнеэкономические расходы, экономические расходы, расходы на оборону, расходы на управление.

· По уровням управления расходы классифицируются на расходы федерального бюджета, субъектов федерации и местные расходы.

В действующей бюджетной классификации предусмотрена группировка

расходов бюджета по трем признакам:

· функциональному назначению;

· экономическому назначению;

· ведомственному назначению.

Функциональная группировка состоит из разделов расходов, связанных с осуществлением основных функций государства.

В обобщенном виде основные функции государства неизменны и характерны для всех стран. Международный валютный фонд (МВФ) предлагает наиболее общую функциональную классификацию расходов (рис. 3.5).

Налоговые поступления — это совокупность обязательных платежей в бюджет, поступающих в определенные законом размерах и в установленные сроки. - student2.ru

Экономическая группировка — это группировка расходов бюджета по экономическому признаку, то есть сведение расходов в единые экономические категории по однородным признакам. Экономическая группировка позволяет получить детальное распределение расходов по их предметному признаку (заработная плата, начисления, все виды хозяйственных расходов, трансферты населению и т.д.) и обеспечивает возможность единого подхода ко всем получателям с точки зрения исполнения бюджета.

Экономическая классификация расходов государственного бюджета РФ построена на основе рекомендаций МВФ и позволяет производить международные сопоставления бюджетных показателей.

В общем виде экономическая классификация расходов бюджета представлена на рис.3.6.

Налоговые поступления — это совокупность обязательных платежей в бюджет, поступающих в определенные законом размерах и в установленные сроки. - student2.ru

Текущие расходы — это возмездные и безвозмездные платежи, не связанные с приобретением и созданием капитальных активов, увеличением финансового капитала.

Капитальные расходы включают:

· возмездные платежи, используемые на приобретение капитальных активов, стратегических и чрезвычайных запасов, товаров, земли, нематериальных активов;

· безвозмездные платежи, используемые получателями с целью приобретения капитальных активов, компенсации убытков из-за разрушения или повреждения основного капитала.

Показатель «Кредитование минус погашение (или чистое кредитование)» впервые в отечественной статистике объединяется с расходами и рассматривается как фактор, определяющий размер бюджетного дефицита. Показатель «чистого кредитования» включает операции органов государственного управления, осуществляемые в целях государственной политики, а также предоставление ссуд и приобретение акций за вычетом сумм выплаченных кредитов, выручки от продажи акций либо возврата собственного капитала.

Ведомственная группировка формирует расходы бюджета по ведомственному признаку, то есть денежные средства расписываются по министерствам и ведомствам в общей сумме с привязкой к определенным функциональным разделам.

Функциональная, ведомственная и экономическая структуры расходов государственного бюджета должны быть взаимосвязаны между собой. Это обеспечивает возможность перехода от одной структуры государственных расходов к другой.

ВОПРОС 3

Бюджетный дефицит. Проблемы балансирования бюджета

Деятельность органов государственной власти по составлению бюджета во многом сводится к достижению соответствия между доходами и расходами.

Возможны два результата деятельности: сбалансированный и несбалансированный бюджет (профицитный и дефицитный) (рис. 3.7).

Налоговые поступления — это совокупность обязательных платежей в бюджет, поступающих в определенные законом размерах и в установленные сроки. - student2.ru

Дефицит (от лат. deficit — недостает) — недостаточность средств, ресурсов в сравнении с ранее намеченным, запланированным или необходимым уровнем. Дефицит испытывает и государственный бюджет, если его расходы и доходы не всегда совпадают.

Бюджетный дефицит — это превышение расходов над доходами бюджета.

Противоположная ситуация, то есть превышение доходов над расходами, называется бюджетным профицитом, или излишком.

Бюджетный дефицит не относится к числу финансовых явлений, носящих чрезвычайный характер.

Причины образования бюджетного дефицита:

· рост государственных расходов в связи с необходимостью структурной перестройки экономики и увеличением инвестиций;

· чрезвычайные обстоятельства (крупные стихийные бедствия, войны и т.п.), вызывающие такой рост непредвиденных расходов государства, что на их покрытие не хватает обычных резервов и приходится прибегать к дополнительным источникам;

· кризисные явления в экономике, неэффективность финансовой системы, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране.

Финансовое положение страны считается нормальным, если бюджетный дефицит не превышает 2–3 % от ВНП.

Различают фактический, структурный и циклический дефицит государственного бюджета.

· Фактический дефицит — это отрицательная разница между фактическими (действительными) доходами и расходами правительства.

· Структурный дефицит — это разность между доходами и расходами государственного бюджета, рассчитанная для уровня национального дохода соответствующего полной занятости.

· Циклический дефицит — это разница между фактическим и структурным дефицитом государственного бюджета. Циклический дефицит представляет собой следствие колебаний экономической активности в ходе делового цикла. При этом изменения в налоговых поступлениях и государственных расходах происходят автоматически.

Существует три подхода к проблеме балансирования бюджета.

1. Теория ежегодного балансирования предполагает ежегодное уравнивание доходов и расходов, когда сальдо бюджета равно нулю. До разработки теории кейнсианства (Дж.М. Кейнс) этот подход считался основой здоровых финансов страны. Ежегодный секвестр как приведение текущих расходов в соответствие с текущими доходами бюджета, в итоге означает сокращение совокупных доходов: заработной платы государственных служащих, льгот по налогообложению.

2. Теория циклического балансирования бюджета. Основная идея этого подхода состоит в том, что нет необходимости балансировать бюджет ежегодно. Главное, чтобы он был сбалансирован в ходе экономического цикла (5–7 лет).

В период рецессии, противодействуя спаду, государство будет сталкиваться с бюджетным дефицитом. Но зато он будет компенсирован за счет бюджетных излишков в годы подъема экономики.

3. Теория функционализма. Функциональный подход к проблеме не предполагает балансирования бюджета. Сторонники теории рассматривают бюджет как инструмент социально-экономического развития. Если при дефиците достигается экономический рост и растет благосостояние людей, то пусть существует бюджетный дефицит.

В целях регулирования бюджетного дефицита в Российской Федерации разработаны

· Правила налогово-бюджетной политики, призванные сократить и предупредить бюджетный дефицит (рис. 3.8).

Налоговые поступления — это совокупность обязательных платежей в бюджет, поступающих в определенные законом размерах и в установленные сроки. - student2.ru

· Правила налогово-бюджетной политики в отношении бюджетного дефицита

Финансово-экономическая наука разработала два основных способа финансирования бюджетного дефицита:

· эмиссионный способ финансирования или выпуск в обращение новых денег, в мировой практике — «сеньораж» (доход государства от печатания денег);

· неэмиссионный способ финансирования — это займы, кредиты, ссуды (внутренние и/или внешние).

Применение первого способа усиливает присущую современному периоду развития общества инфляцию, ухудшает состояние денежного обращения, вызывает тяжелые последствия в сфере экономики и социальных отношений. Сеньораж возникает на фоне превышения темпа роста денежной массы над темпом роста реального ВВП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В результате все экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие цены.

В условиях повышения уровня инфляции возникает эффект Оливера-Танзи - сознательное затягивание налогоплательщиками сроков внесения налоговых отчислений в государственный бюджет. Нарастание инфляционного напряжения создает экономические стимулы для «откладывания» уплаты налогов, так как за время «затяжки» происходит обесценивание денег, в результате которого выигрывает налогоплательщик. В результате дефицит госбюджета и общая неустойчивость финансовой системы могут возрасти.

Если отсроченные платежи накапливаются в отношении предприятий государственного сектора, то эти дефициты нередко непосредственно финансируются Центральным банком или же накапливаются, увеличивая общий дефицит госбюджета. Поэтому, хотя отсроченные платежи, в отличие от монетизации, официально считаются неинфляционным способом финансирования бюджетного дефицита, на практике это разделение оказывается весьма условным.

Монетизация дефицита госбюджета может не сопровождаться непосредственно эмиссией наличности, а осуществляться в других формах, например в виде расширения кредитов Центрального банка государственным предприятиям по льготным ставкам процента или в форме отсроченных платежей. В последнем случае правительство покупает товары и услуги, не оплачивая их в срок. Если закупки осуществляются в частном секторе, то производители заранее увеличивают цены, чтобы застраховаться от возможных неплатежей. Это дает толчок к повышению общего уровня цен и уровня инфляции.

Применение второго способа позволяет сократить дефицит бюджета, но не дает положительного эффекта в социально-экономическом развитии. Если дефицит госбюджета финансируется с помощью выпуска государственных займов, то увеличивается средняя рыночная ставка процента, что приводит к снижению инвестиций в частном секторе, падению чистого экспорта и частично-к снижению потребительских расходов. В итоге возникает эффект вытеснения, который значительно ослабляет стимулирующий эффект фискальной политики. Выпуск государственных займов наряду с ростом государственного долга влечет за собой сокращение совокупного потребительского спроса со стороны лиц — покупателей займов, отвлечение крупных средств от их производительного использования.

Формами финансирования государственного бюджета являются: выпуск и размещение государственных казначейских обязательств (ГКО), займы у банков и международных финансовых организаций, займы, полученные от других уровней власти или от государственных внебюджетных фондов, займы от иностранных правительств.

ВОПРОС 5

Дискреционная и недискреционная фискальная политика.

Дискреционная фискальная политика— целенаправленноеизменение величин государственныхрасходов, налогов исальдо государственногобюджета в результате специальных решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема производства, темповинфляцииисостояния платежного баланса.

Важная составляющая фискальной политики — из­менение государственных расходов, которые оказыва­ют влияние на совокупный спрос, аналогичное инвести­циям, и, подобно инвестициям, обладают мультипли­кационным эффектом. Мультипликатор государственных закупок товаров и услуг показывает изменение объема выпуска (дохода) в результате изменения расходов государства. Изменение государственных расходов, так же, как из­менение частных инвестиций, служит толчком, про­буждающим процесс мультипликации национального дохода. Увеличивая рас­ходы в период спада производства и сокращая их во время экономических подъемов, государство смягчает цикличность развития экономики, добивается более плавного роста объема национального выпуска.

Одним из инструментов дискреционной фискальной политики являются изменения в налогообложении. Рассмотрим, как повлияет на объем национального дохода введение автономного (аккордного) налога — налога, имеющего строго заданную сумму, величина которой остается постоянной при изменении совокупного дохода.

Дискреционная политика правительства связана со значительными внутренними временными лагами, так как изменение структуры государственных расходов или станок налогообложения предполагает длительное обсуждение этих мер в парламенте.

Недискреционная фискальная политика основана на действии встроенных стабилизаторов, обеспечиваю­щих естественное приспособление экономики к фазам экономического цикла посредством автоматического изменения величин государственных расходов, нало­гов и сальдо государственного бюджета в результате циклических колебаний совокупного дохода. Недискреционная фискальная политика реализуется посредством изменений в уровнях налоговых поступлений и государственных расходов, не зависящих от принятия решений государственными органами.

Встроенный (автоматический) стабилизатор — это экономический механизм, автоматически реагирующий на изменения экономической конъюнктуры. К встроенным стабилизаторам относятся налоги, пособия по безработице, социальные выплаты и др. Они служат для смягчения реакции экономики на изменения выпуска товаров и услуг, уровня цен и процентных ставок.

Главное достоинство недискреционной фискальной политики в том, что ее инструменты (встроенные стабилизаторы) включаются немедленно при малейшем изменении экономических условий, т.е. здесь практически отсутствует временной лаг.

Недостаток автоматической фискальной политики в том, что она только помогает сглаживать циклические колебания, но не способна их устранить. Следует отметить, что чем выше ставки налогов и величина трансфертных платежей, тем действеннее недискреционная политика.

Мультипликаторы государственных расходов, трансфертов, налогов и сбалансированного бюджета.

Мультипликатор государственных расходов представляет собой отношение изменения равновесного ВНП к изменению объёма государственных расходов.

Мультипликатор государственных расходов показывает прирост ВНП в результате приращения государственных расходов.

Налоговый мультипликатор— равен соотношению изменения равновесного выпуска(дохода) в результате изменения налоговых поступлений в бюджет.

Изменение налогов оказывает меньшее влияние на величину совокупных расходов, а следовательно, и на объем национального дохода, поскольку рост налогов частично компенсируется сокращением совокупных расходов, а частично — уменьшением сбережений, в то время как изменения государственных закупок влияют только на совокупные расходы. Поэтому мультипликатор налогов меньше мультипликатора государственных расходов.

Мультипликатор сбалансированного бюджета— равное увеличение государственных расходов и налогов вызывает увеличение дохода на величину, равную приросту государственных расходов и налогов; числен­ный коэффициент, равный единице.

Мультипликатор трансфертов - это коэффициент, который показывает, во сколько раз увеличивается (уменьшается) совокупный доход при увеличении (уменьшении) трансфертов на единицу. По своему абсолютному значению мультипликатор трансфертов равен мультипликатору налогов, но имеет противоположный знак. Величина мультипликатора трансфертов меньше, чем величина мультипликатора расходов, поскольку трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный доход, а расходы (потребительские, инвестиционные и государственные закупки) - прямое.

ВОПРОС 6

Планируемые изменения в части налога на прибыль в основном касаются трех направлений:

— совершенствование налогообложения финансовых инструментов и создание Международного финансового центра;

— создание благоприятных налоговых условий для осуществления инвестиционной деятельности на отдельных территориях;

— совершенствование налогообложения торговой деятельности.

В частности, предполагается разрешить принимать убытки от операций с ценными бумагами, обращающимися на ОРЦБ, в уменьшение базы по налогу на прибыль по основным видам деятельности организации. На сегодняшний день они признаются в уменьшение лишь прибыли, полученной также от операций с ценными бумагами, обращающимися на ОРЦБ .

Кроме того, предполагается, что будут пересмотрены подходы к отнесению на расходы, учитываемые при формировании базы по налогу на прибыль, процентов по долговым обязательствам. Для упрощения порядка их учета планируется установить предельные значения ставок процентов, в рамках которых вся сумма начисленных процентов будет включена в расходы.

В отношении долговых обязательств, проценты по которым не превышают это значение, будут ограничены или отменены правила, применяемые к контролируемым сделкам.

В целях создания благоприятных налоговых условий для осуществления инвестиционной деятельности на отдельных территориях предполагается введение в законодательство новой категории налогоплательщика — участника инвестиционного проекта, реализуемого на территориях Дальневосточного федерального округа, Забайкальского края, Республики Бурятия или Иркутской области.

Прибыль, полученная имеющими такой статус юр. лицами, будет облагаться налогом по нулевой ставке в части, зачисляемой в федеральный бюджет, в течение 10 лет начиная с того периода, в котором были получены первые доходы.

Может предусматриваться возможность снижения по решению органов гос. власти субъекта РФ ставки по налогу на прибыль в части, подлежащей перечислению в региональный бюджет.

Для получения статуса участника инвестиционного проекта организация должна соответствовать определенным критериям, среди которых можно перечислить такие условия, как: применение общего режима налогообложения, отсутствие обособленных подразделений за пределами субъекта РФ, наличие в собственности (долгосрочной аренде) земельного участка, на котором планируется реализация инвестиционного проекта, и др. При этом сам проект не может быть направлен на добычу нефти, природного газа, оказание услуг в этих областях, а также на производство этилового спирта, алкогольной продукции, производство табачных изделий и других подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов).

Для организаций, ведущих розничную торговлю с открытым доступом к товарам покупателей, в Налоговом кодексе планируется предусмотреть условия, при соблюдении которых в состав расходов могут быть включены потери, которые не связаны с естественной убылью и не могут быть отнесены на виновных лиц. Для этого налогоплательщику необходимо будет организовать систему учета и контроля за использованием материально-производственных запасов. Ее соответствие установленным требованиям будет подтверждаться аудиторской компанией. Кроме того, аудитором, включенным в состав инвентаризационной комиссии, должен быть засвидетельствован и акт инвентаризации о выявленных недостачах.

При этом потери (недостачи) предлагается учитывать в целях налогообложения прибыли в размере, не превышающем 0,75 процента выручки от реализации. Перечень продукции, недостача которой может быть учтена при налогообложении прибыли согласно предлагаемому порядку, как предполагается, будет устанавливаться Правительством или уполномоченным им ведомством.

Не исключено, что в недалеком будущем будет установлен единый порядок применения вычетов по НДС для лиц, реализующих товары (работы, услуги) на территории России, и для экспортеров. Так, на сегодняшний день экспортерами такой вычет производится только после документального подтверждения экспорта, что отвлекает оборотные средства на период сбора документов. В то же время налогоплательщики, реализующие товары (работы, услуги) на территории Российской Федерации, имеют право на вычет НДС при приобретении материальных ресурсов по мере их постановки на учет, то есть независимо от фактической реализации товаров (работ, услуг) в налоговом периоде, в котором приобретаются эти материальные ценности.

Кроме того, предполагается наделить налогоплательщиков правом представлять в налоговые органы вместо копий таможенных деклараций и перевозочных документов с отметками таможенных органов, подтверждающими вывоз товаров из Российской Федерации (ввоз товаров в Российскую Федерацию), на бумажных носителях сведения из этих документов, необходимые для налогового контроля, в виде реестров в электронной форме.

При необходимости поддержания отдельных секторов экономики меры государственной поддержки будут предоставляться им, уже не затрагивая систему обязательного социального обеспечения. Иными словами, на какие-либо изменения в части льготных тарифов страховых взносов рассчитывать больше не приходится ни в отношении продления периода их применения, ни в отношении введения новых категорий «льготников».

Ряд изменений коснется налогообложения доходов физлиц, полученных от инвестиционной деятельности и от операций с ценными бумагами. В частности, предполагается изменить действующее ограничение на размер освобождаемых от НДФЛ процентов по банковским вкладам в рублях. На сегодняшний день он составляет ставку рефинансирования Банка России, увеличенную на 5 процентных пунктов, но, как планируется, будет снижен до ставки рефинансирования, увеличенной на 3 процентных пункта. По вкладам же в иностранной валюте лимит составит до 6 процентов годовых.

В долгосрочном периоде (с 2018 по 2020 гг.) возможно также установление абсолютного значения предельной суммы освобождаемых процентов для физического лица, а также применение аналогичных правил обложения НДФЛ получаемых процентных доходов по обращающимся облигациям с обязательным централизованным хранением.

Однако одновременно потребуется установить обязанность представления налоговой декларации во всех случаях, когда суммы полученных процентов по банковским вкладам, а также доходов от реализации ценных бумаг превышают предельные суммы освобождения от налогообложения. Кроме того, возможно введение обязательного информирования банками налоговых органов о суммах начисленных процентов по банковским вкладам (по аналогии с предоставлением работодателями справок по форме 2-НДФЛ).

Кроме того, предполагается расширить перечень освобождаемых от налогообложения доходов. В частности, возможно, в ст. 217 Налогового кодекса будут включены пункты о компенсационных выплатах, связанных с бесплатной выдачей работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока и иных продуктов, а также положения об оплате стоимости проезда для физлиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту проведения отпуска на территории России и обратно и провоза их багажа.

При этом не исключено, что освобождение от налогообложения доходов от реализации жилой недвижимости и иного недвижимого имущества будет предоставляться только в том случае, если в собственности налогоплательщика на дату продажи объекта помимо него не находилось более трех таких активов. И наоборот, в отношении предоставления имущественного вычета по НДФЛ по расходам на приобретение жилья предлагается перейти к принципу его предоставления вне зависимости от количества приобретаемых объектов (долей в них), но в пределах установленного лимита вычета в сумме до 2 млн. руб. В этом случае физлица получат право обращаться в налоговые органы за получением имущественного вычета многократно в течение жизни, вплоть до полного использования предельной суммы этого вычета.

Законопроект, предполагающий введение налога на недвижимость, был принят Госдумой в первом чтении еще в 2004 г. Однако, поскольку включение такого налога в налоговую систему требует обширной подготовительной работы, дальнейшего хода он не получил. Как заявлено в Основных направлениях, в настоящее время подготовлен проект поправок к данному законопроекту. При этом пока в качестве плательщиков налога на недвижимое имущество им признаются только физические лица, обладающие правом собственности на здания, строения, сооружения, жилые и нежилые помещения, а также обладающие правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования или правом пожизненного наследуемого владения на земельные участки. Эти же активы, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), отнесены к объектам обложения по налогу на недвижимое имущество. В качестве налоговой базы при этом предполагается применять кадастровую стоимость активов, определенную на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

При этом проектом поправок предусматривается применение при определении базы по налогу налогового вычета в отношении жилого помещения, а также жилого строения, расположенного на земельном участке в садоводческом или дачном некоммерческом объединении, в размере кадастровой стоимости 20 квадратных метров соответствующего объекта налогообложения

Предполагается, что ставки налога будут определяться представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), но Налоговым кодексом будут предусмотрены их предельные размеры.

Вводить налог на недвижимое имущество на всей территории Российской Федерации предполагается постепенно — по мере готовности к этому муниципальных образований. Переходный период установлен до 1 января 2018 г.

До 2018 г. планируется переход к налогу на недвижимое имущество и для организаций. По крайней мере, он обозначен как важное направление налоговой политики РФ. Предполагается, что, как и в отношении физических лиц, новым налогом будет облагаться только недвижимое имущество, находящееся у организаций на праве собственности (хозяйственного ведения или оперативного управления). При этом считается, что новый налог будет отнесен к региональным налогам с передачей части поступающих сумм в местные бюджеты. Однако пока еще только создаются условия для введения налога на недвижимое имущество организаций. В частности, в этих целях необходимо определить состав объектов налогообложения, налоговую базу, пределы для установления налоговых ставок и возможные налоговые преференции по налогу, а также разработать методику определения кадастровой стоимости объектов недвижимости нежилого назначения (в том числе промышленных зданий, офисов, сооружений, линейных объектов и др.) и обеспечить наполняемость Единого государственного кадастра недвижимости соответствующими сведениями.

Только по итогам такой работы будет разрабатываться проект федерального закона о налоге на недвижимое имущество организаций и будут определены возможные сроки его введения в субъектах РФ.

Наши рекомендации