Результаты оценки организационной структуры органов МСУ города
Результаты анализа и оценки функционально-организационной структуры администрации города Нижнего Новгорода приведены в таблице В1 (приложение В). Далее представлены обобщающие выводы по заданным в целях настоящего исследования критериям, которые были определены в п. 5.1 настоящего раздела.
Соответствие задач и функций подразделений в организационной структуре администрации городского округа законодательно установленным полномочиям городского округа по решению вопросов местного значения
Анализ правых актов города Нижнего Новгорода, определяющих задачи и функции структурных подразделений администрации города показал, что нет явного несоответствия между сферой ответственности структурных подразделений администрации города и законодательными полномочиями исполнительных органов местного самоуправления. Вместе с тем следует обратить внимание на следующие особенности в организационной структуре администрации, вызывающие неоднозначное соотношение задач, функций и полномочий органов местного самоуправления[9].
1) В Положении о Комитете внешнеэкономических и межрегиональных связей определена функция «Оказание содействия организациям города в совершенствовании системы закупки оборудования, сырья и комплектующих за рубежом», которая вызывает сомнение в части практической ее реализации силами структурного подразделения администрации города, поскольку операции закупки оборудования, сырья и комплектующих, а также совершение внешнеторговых операций требуют высокого профессионализма в узконаправленном сегменте международного рынка, специфики закупаемой за рубежом товарной позиции - вопросы, которыми лучше владеют либо сами предприятия, либо внешнеторговые организации. Следует также учесть, что среди полномочий органов местного самоуправления городских округов есть лишь один вопрос «прямого участия» в сфере экономического содействия – это «создание условий для расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействия развитию малого и среднего предпринимательства, оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям»[10].
2) В Положении об Управлении по работе с правоохранительными органами, по вопросам общественного порядка и делам военнослужащих (далее Управление) определена функция «осуществляет подготовку проектов нормативных правовых актов администрации города по утверждению Перечня объектов, на которых могут отбывать наказание осужденные в виде обязательных или исправительных работ, а также о внесении изменений и дополнений в них». Рекомендуется изменить редакцию функции и указать, на решение какой задачи она направлена по следующим основаниям:
- В 131-ФЗ не установлены прямое полномочие органов местного самоуправления по организации условий отбывания наказания осужденными, которое является государственным полномочием. Вместе тем в соответствии с положениями ст. 16.1 , п.1, п.п. 10) органы местного самоуправления обладают правом оказания поддержки общественным наблюдательным комиссиям, осуществляющим общественный контроль за обеспечением прав человека, и содействия лицам, находящимся в местах лишения свободы. На основании этого положения Закона рекомендуется дополнить Положение об Управлении задачей в соответствии с установленным законодательным правом оказания поддержки общественным наблюдательным комиссиям и содействия лицам, отбывающим наказание, и определить для решения данной задачи функцию: «Внесение в установленном порядке предложений о перечне объектов на территории города Нижнего Новгорода для организации отбывания наказания осужденными в виде обязательных и исправительных работ»;
- В Положении функция содержит словосочетание «нормативных правовых актов администрации города», что не соответствует положениям 131-ФЗ (ст. 43, п.1), поскольку нормативные правовые акты отнесены к сфере полномочий представительного органа муниципального образования, тогда как местная администрация вправе издавать правые акты без установления норм. Рекомендуется привести в соответствие редакцию функции в соответствие с положениями 131-ФЗ о муниципальных правовых актах.
3) В Положении о Департаменте экономического развития, инвестиций и предпринимательства определена задача «Формирование общей ценовой политики администрации города», рекомендуется сформулировать задачу в новой редакции по следующим основаниям:
- 131-ФЗ определены полномочия органов местного самоуправления городского округа, имеющие отношение к формированию ценовой политики муниципального образования, т.е. термин «общая ценовая политика» в качестве задачи является неконкретной и, следовательно, не влечет по ее решению конкретных функций, поскольку ценовая политика имеет действенное влияние в определенном сегменте производства товаров и услуг и влияние на уровень цен, прежде всего, зависит от ценовой политики производителя. В этой связи со стороны органа местного самоуправления могут быть два вида воздействия на уровень цен – прямое в рамках законодательных полномочий[11] по установлению тарифов на услуги, предоставляемые, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и муниципальными учреждениями, если иное не установлено федеральными законами; - регулятивное воздействие посредством создания условий для экономической деятельности на территории города, прежде всего по регулированию тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры и надбавок к тарифам организаций коммунального комплекса в установленном порядке. Рекомендуется задачу сформулировать максимально приближенно к сфере влияния органов местного самоуправления города;
- Полномочиями в сфере ценовой политики обладают органы местного самоуправления, что требует действий со стороны исполнительных и представительных органов местного самоуправления, поэтому не вполне корректно в формулировке задачи употребление словосочетания «ценовая политика администрации города», рекомендуется заменить его на «ценовая политика органов местного самоуправления города Нижнего Новгорода».
4) В Положении о Департаменте экономического развития, инвестиций и предпринимательства определена функция: «Содействует органам государственной статистики и получает от них необходимые статистические данные». Рекомендуется изменить редакцию функции и определить задачу, на решение которой данная функция направлена, уточнив, в чем конкретно заключается содействие со стороны Департамента органам государственной статистики и в каких целях это содействие осуществляется, основываясь на положениях ст. 17, п.1, п.п. 6) 131-ФЗ. Рекомендуется также слово «получает» в функции заменить на: «организует и обеспечивает получение…» с тем, чтобы функция была направлена на совершение Департаментом определенного действия, а не выражала только право на получение статистических данных.
5) В Положении о Департаменте экономического развития, инвестиций и предпринимательства определена задача: «Развитие международной инвестиционной деятельности». Рекомендуется изменить редакцию задачи, изложив ее содержание более конкретно применительно к задачам муниципального управления в сфере инвестиционной деятельности, в т.ч. с иностранными инвесторами, руководствуясь положениями российского законодательства[12], поскольку в существующей редакции задача не соответствует полномочиям структурного подразделения исполнительного органа городского округа, и является задачей стран, субъектов инвестиционной деятельности и их международных объединений. Рекомендуется изложить задачу в следующей редакции: «Формирование инвестиционной политики города Нижнего Новгорода, стимулирующей развитие инвестиционной деятельности на территории города Нижнего Новгорода и способствующей развитию международных экономических связей города». Рекомендуется отнести данную функцию к решению задачи: «Организация и обеспечение управления системой муниципальных услуг города».
6) В Положении о Департаменте транспорта и связи определена задача: «Формирование и реализация единой транспортной политики, направленной на удовлетворение потребностей населения города в пассажирских перевозках и повышение уровня доходности городского пассажирского транспорта». Рекомендуется уточнить термин «единой транспортной политики», поскольку само содержание слова «единой» предполагает взаимодействие «различных политик». При уточнении этого термина следует включить соответствующие функции Департамента, которые обеспечили бы реализацию «единой политики».
7) В Положении об Управлении по труду и работе с населением определена функция: «Участвует в разработке проектов федеральных и областных программ по развитию социальной сферы» Рекомендуется изменить редакцию данной функции: «Инициирует и организует разработку муниципальных программ по решению задач в сфере ответственности Управления, в том числе вносит предложения по реализации мероприятий федеральных и областных программ по развитию социальной сферы на территории города Нижнего Новгорода», поскольку разработка проектов федеральных и областных программ лежит в сфере ответственности соответственно государственных органов Российской Федерации и Нижегородской области и программы являются инструментом управления соответствующего уровня государственного и муниципального управления.
8) В Положении об Управлении по труду и работе с населением определены функции: «Формирует базы данных по производственному травматизму в городе», «Ведет организационно-методическую работу по осуществлению регистрации трудовых договоров, заключаемых работником с работодателем - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем».
В соответствии с законом Нижегородской области от 3 февраля 2010 г. № 9-З «Об охране труда в Нижегородской области» государственное управление охраной труда является государственным полномочием органов государственной власти Нижегородской области, в соответствии с положениями ст. 8 указанного закона органы местного самоуправления обладают лишь полномочием «обеспечения реализации основных направлений государственной политики в сфере охраны труда и вправе принимать соответствующие муниципальные программы улучшения условий труда. Вместе с тем, мониторинг случаев производственного травматизма осуществляется в рамках государственного статистического наблюдения территориальными органами Росстата в субъектах РФ на основании Приказа Федеральной службы государственной статистики от 27 июля 2011 г. № 334 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере здравоохранения, травматизмом на производстве и естественным движением населения» (форма №7-травматизм). В соответствии с вышеизложенным рекомендуется изменить редакцию функции структурного подразделения, исключив из ее содержания основания полагать на дублирование Управлением по труду государственных функций.
9) В Положении о Контрольно-ревизионном управлении определена функция: «Проводит лабораторные и иные исследования качества выполнения, комплекс контрольных мероприятий, необходимых для установления фактических объемов ремонтно-строительных и других работ, как имеющимися в распоряжении Управления средствами, так и с привлечением сторонних лиц». Не вполне обоснована данная функция в сфере ответственности структурного подразделения, поскольку для проведения лабораторных исследований необходимы:
- лабораторное оборудование;
- технологии проведения лабораторных исследований;
- специалисты в сфере проведения лабораторных исследований.
Кроме того, задачи лабораторного исследования зависят от объекта исследования, которые не вполне соответствуют сфере ответственности Управления, поскольку задачи приемки выполненных работ, в т.ч. ремонта и строительства лежат в сфере ответственности заказчика соответствующих работ. В связи с этим рекомендуется изложить функцию в новой редакции: «Осуществляет комплекс контрольных мероприятий, необходимых для установления фактических объемов ремонтно-строительных и других работ, как имеющимися в распоряжении Управления средствами, так и с привлечением в установленном порядке уполномоченных организаций». Для выполнения лабораторных исследований рекомендуется привлечение специализированных организаций в зависимости от объекта лабораторного исследования.