Тема 2. Система управления туризмом
Программа комплексного государственного экзамена
По дисциплинам
«Менеджмент туризма», «Маркетинг в туризме», «Экономика туризма»
для специальности1-23 01 12-04
Музейное дело и охрана историко-культурного наследия (культурное наследие и туризм)
Витебск
2012
Составители: к.э.н., доцент С.В. Шахнович,
старший преподаватель Е С. Шахнович
Рекомендована к утверждению:
Кафедрой экономической теории «ВГУ им. П.М. Машерова» (пр. № 1 от «28» августа 2012 г.)
Научно-методическим советом УО «ВГУ им. П.М. Машерова» (пр. №_____от 22 октября 2012 г.)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Комплексный государственный экзамен предназначен для определения уровня теоретических и практических знаний студентов исторического факультета УО ВГУ им. П.М. Машерова, их соответствия стандартом высшего профессионального образования и степени подготовленности к выполнению функциональных профессиональных обязанностей.
Данная программа содержит основные разделы дисциплин, непосредственно связанные с дальнейшей практической деятельностью студентов и изучаемые ими в течение всего периода. В соответствии с требованиями государственного стандарта высшего профессионального образования к уровню подготовки специалиста по специальности 1- 23 01 12-04 Музейное дело и охрана историко-культурного наследия (культурное наследие и туризм) в состав комплексного государственного экзамена включены дисциплины, обеспечивающие соответствующую профессиональную подготовку, а именно:
1. Менеджмент туризма.
2. Маркетинг в туризме.
3. Экономика туризма.
Специалист, получающий квалификацию «Менеджер» по специальности 1-23 01 12-04 Музейное дело и охрана историко-культурного наследия (культурное наследие и туризм) должен знать:
· организационные основы современного туристского предприятия, его экономический механизм, базовые знания организационных основ современного менеджмента, методы управленческой и организационной работы, методики расчетов в деятельности туристских предприятий, требования к успешному его функционированию;
· основные тенденции развития туристского рынка, инструментарий регулятивных воздействий на его состояние, современные тенденции развития маркетинга и технологии реализации его концепции на туристских предприятиях, основополагающие принципы маркетинговых исследований туристского рынка, конкурентов, потребителей туристских услуг, иметь системное представление о формировании маркетинговой продуктовой, ценовой, сбытовой, коммуникационной стратегий туристского предприятия и сегментации рынка.
Программа государственного экзамена и порядок его проведения определяются вузом на основании Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений.
Вопросы к экзамену сформированы с учетом требований образовательного стандарта и учебных программ по дисциплинам.
Программа дисциплины
«Менеджмент туризма»
Тема 1. Туризм как объект управления
Основные понятия и управленческие категории туризма, его определение. Виды и формы туризма. Характеристика туристов по типам и направлениям отдыха и путешествий.
Туристское предложение и его составляющие. Первоначальное и производное предложение. Туристская инфраструктура и туристская супраструктура. Основные этапы развития менеджмента туризма. Условия и предпосылки возникновения менеджмента туризма. Характеристика различных периодов развития менеджмента туризма. Первый (древний) период. Индустриальный период развития менеджмента туризма (1880 – 1917). Период систематизации менеджмента туризма (1918 - 1990). Период распада централизованной системы управления туризмом (с 1990 по настоящее время).
Тема 2. Система управления туризмом
Особенности туризма как объекта управления. Характеристика важнейших особенностей туристских услуг и их воздействие на менеджмент туристской организации.
Систем туризма и ее внешние взаимосвязи. Воздействие экономики на туризм и туризма на экономику. Экология и туризм. Социальная сфера как внешняя среда туризма. Влияние политики на развитие туризма. Технологии, обеспечивающие развитие туризма.