Причины возникновения и условия развития рынка

Тема 5 Рынок

Цель: изучить роль конъюнктуры рынка в современном бизнесе, дать определение понятию рынок, рассмотреть функции рынка, его классификацию.

Вопросы:

1. Конъюнктура рынка (маркетинг) в современном бизнесе.

2. Рынок.

3. Классификация рынка.

Эволюция общественных форм производства и хозяйства привела к возникновению современной

рыночной системы.

Рынок– это любое взаимодействие, в которое люди вступают для торговли с друг другом, это сфера

обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей

продукции.

Некоторые рынки имеют формальные правила и функционируют в определенном месте (фондовые

биржи), другие – децентрализованы и неформальны (устные информационные системы, связанные с поиском работы).

Углубленное понимание категории "рынок" требует учета его места во всей системе общественного

воспроизводства, которая включает четыре стадии: производство, распределение, обмен и потребление.

Конечной целью экономической жизни является потребление, однако без производства невозможно создание товарной массы. Распределение играет важную роль в складывании социальных отношений, определении материального положения различных слоев общества. Обмен также оказывает сильное обратное воздействие на производство, обеспечивая его непрерывность и согласованность. Распределение и обмен опосредуют связь между производством и потреблением, образуя своеобразный механизм их взаимодействия. Утвердившиеся в обществе рыночные отношения оказывают огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд существенных функций.

1. Информационная функция проявляется в том, что через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок.

2. Посредническая функция рынка позволяет продавцу выбрать наиболее оптимального покупателя, а потребитель имеет возможность выбрать оптимального поставщика.

3. Ценообразующая функция способствует установлению подвижной связи между стоимостью и ценой, чутко реагирующей на изменения в производстве, в потребностях, в конъюнктуре.

4. Регулирующая функция связана с воздействием рынка на все сферы экономики и прежде всего производство. Конкуренция стимулирует снижение затрат на единицу продукции, поощряет рост производительности труда, технический прогресс, повышение качества продукции. Она создает наиболее оптимальную структуру экономики. В современных условиях экономика управляется не только "невидимой рукой", о силе которой писал А.Смит, но и государственными рычагами.

5. Санирующая функция. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным. В результате этого непрерывно повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом. Одно из самых широко используемых в экономической теории описаний рыночной экономики базируется на рассмотрении так называемого экономического цикла. Эта модель представляет собой совокупность взаимоотношений между участниками рынка, получившей название кругооборота товарных и денежных потоков в экономике

Домохозяйство – представляет коллектив людей, имеющих общую собственность и доходы и при-

нимающих общие решения. Оно, являясь собственником основных факторов производства, выступает как их продавец и одновременно как потребитель товаров и услуг.

Предприятия, покупая ресурсы у населения, действует как покупатель, а реализуя готовый товар,

как продавец. Таким образом, домохозяйства и предприятия связаны двумя рынками: ресурсов и товаров.

В действительности отношения между людьми в рыночной системе носят более сложный характер,

так как кроме домохозяйств и предприятий активными экономическими субъектами выступают государство и банки.

Субъектно-объектная структура рыночного хозяйства – это система взаимоотношений между субъектами, отражающая их цели, разнонаправленные, но встречносогласующиеся экономические интересы, характер, формы организации и взаимодействия по поводу движения разнообразных объектов рыночных связей.

Объектами рыночных связей служат товары и услуги, факторы производства, деньги, ценные бума-

ги, государственные льготы и субсидии, социальные выплаты и т.д. Субъекты вступают в рыночные отношения в силу того, что обладают различными потребностями и объектами обмена. Однако объекты рынка должны быть одновременно равными (по затратам труда) и неравными (по потребительским качествам) друг другу. Снятие этого противоречия происходит в результате обмена. В развитии данного процесса исторически выделяется два этапа:

− непосредственный (натуральный) обмен продуктами, элементы которого сохранились и в совре-

менной экономике в виде бартера;

Товарный обмен.

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ РЫНКА

Для более глубокого осмысления рынка важно обратить внимание на причины его возникновения.

Среди них выделяют:

− развитие общественного разделения труда; наличие различных собственников;

− обособление товаропроизводителей;

− появление товарно-денежных отношений.

Развитие общественного разделения труда еще в древности прошло ряд крупных этапов, связанных

с отделением скотоводства от земледелия, выделением как самостоятельной отрасли ремесла и возникновением торговли. Затем стали дробиться отрасли, углублялась специализация отдельных производств.Этот процесс бесконечен и взаимообусловлен ростом производительности труда. Вызванное общественным разделением труда развитие обмена сопровождалось стремлением производителей к эквивалентности на основе экономической ограниченности и обособленности интересов. Эта обособленность возникла на основе частной собственности. В дальнейшем она начала опираться и на коллективную собственность, но обязательно ограниченную каким-либо локальным интересом (кооперативы, товарищества, акционерные общества, хозяйственные ассоциации, совместные и смешанные предприятия и другие).

Вначалеобмен продуктами был редким, случайным явлением. По мере развития общественного

разделения труда, появления новых товаров обмен становился более регулярным. Однако рост числа

обмениваемых товаров затруднял процесс купли-продажи, ибо не всегда продавец и покупатель находили друг друга. Затруднения в обмене разрешились постепенным выделением на рынке местных товаров одного, который пользовался всеобщей обмениваемостью. При формировании национальных рынков из среды товаров-эквивалентов выделился один, так называемый всеобщий эквивалент, ставший деньгами. Повсеместно эта роль закрепилась за золотом и серебром, учитывая их потребительские свойства: сохраняемость, делимость, портативность, однородность и узнаваемость. Этот процесс возникновения денег в рамках эволюционного подхода был наиболее полно исследован К. Марксом. Анализируя развитие форм стоимости, как выражение исторического процесса развития обмена, он исследовал четыре формы стоимости: простую или случайную; полную или развернутую; "всеобщую" и денежную.

Денежная система, в которой всеобщим эквивалентом было золото и серебро, называлась биметал-

лической. Затем в XIX – начале XX вв. она сменилась монометаллической (золотоденежной). Однако хождение золота во внутреннем обращении продолжалось сравнительно недолго. Начиная с периода первой мировой войны в условиях финансовой нестабильности возник процесс демонетизации золота, в результате которого полноценные золотые деньги стали заменяться знаками стоимости (договорными деньгами). Выпускаемые государством наличные деньги обладают абсолютной ликвидностью.

Ликвидность – это способность какого-либо финансового актива обращаться в наличные деньги.

Лучше всего сущность денег проявляется в их функциях. Классическими функциями денег являют-

ся мера стоимости; средство обращения; средство платежа; средство образования сокровищ; мировые деньги.

В качестве меры стоимости деньги соизмеряют стоимости всех товаров. Стоимость товара, выра-

женная в деньгах, есть его цена. Техническая сторона измерения деньгами стоимости товаров связана с масштабом цен, который представляет весовое количество денежного материала в денежной единице, принятой в стране. Масштаб цен устанавливается государством.

Как средство обращения деньги постоянно переходят из рук в руки, являясь мимолетным посредни-

ком при обмене товаров, что делает возможным замену полноценных денег договорными. Однако оплата товара наличными деньгами в момент покупки не всегда возможна. Часто продавец становится кредитором, а покупатель – заемщиком. При этом деньги выступают в функции средства платежа. Из этой функции выросли кредитные деньги: вексель, банкнота, чек.

Вексель– долговая расписка частного лица, содержащая обязательство уплаты определенной суммы в указанный срок.

Банкноты – банковские векселя, обеспечивающиеся всеми активами банка и обладающие способно-

стью к свободному обращению. Чек – письменное распоряжение владельца вклада своему банку о выдаче с его счета указанной

суммы предъявителю чека.

Первоначально банкноты выпускались всеми банками вместо обычных денег, впоследствии их

эмиссию (выпуск) стал осуществлять только центральный банк. Они приобрели силу законного и

единственного платежного средства. Эволюция кредитных денег привела к появлению кредитных

ственного платежного средства. Эволюция кредитных денег привела к появлению кредитных карточек, электронных чековых книжек. В современных условиях происходит сращивание функции средства обращения и функции средства платежа. Эту новую функцию денег стали называть средством обмена.

Функцию денег как средства образования сокровищ (средства накопления) в западной экономиче-

ской литературе называют функцией средства сбережения. Рыночная система создает возможности и стимулы для превращения сокровищ в капитал, приносящий прибыль. При этом богатство может содержаться в различных формах: деньгах или реальных активах, включая недвижимость; ценных бумагах и т.д.

Функцию мировых денег выделяют лишь экономисты марксистского направления. Она связана с

обслуживанием мировой торговли. Долгое время эту функцию отводили золоту, но теперь оно практически вытеснено из международных платежей и расчетов национальными валютами развитых стран.

Таковы основные причины возникновения рыночной системы. Однако, как показывает историче-

ская практика, формирование рынка продолжается и для его нормального функционирования необходимо обеспечение целого ряда условий:

− свобода экономической деятельности хозяйствующих субъектов;

− их ответственность за итоги своей экономической деятельности, вплоть до ликвидации предпри-

ятия;

− свободное ценообразование;

− конкуренция товаропроизводителей, исключающая монополизм;

− ограниченное прямое участие государства в хозяйственной деятельности;

− активная ориентация национальной экономики на систему мирохозяйственных связей.

1. В современном бизнесе для того, чтобы предприятие нашло свое место на рынке, которое еще не занято, или которое еще не полностью используется конкурентами, должен помочь маркетинг. Поэтому главной целью бизнесмена, чтобы узнать о рынке все, он должен знать о маркетинге, поскольку рынок – это среда, в которой могут быть применены маркетинговые инструменты.

Одной из важнейших задач маркетинга является постоянный анализ рыночных составляющих, их оценка, и продуманное применение полученных данных. При анализе рынка, маркетинг в первую очередь интересует конъюнктура рынка.

Конъюнктура рынка – это сложившаяся ситуация включающая в себя соотношения между спросом и предложением, движением цен и товарных запасов, портфель запасов по отраслям и другие экономические показатели.

2. Трактовка понятия рынок связана с выделением в нем конкретных экономических характеристик. Этот механизм позволяет определить соотношение спроса и предложения на различные товары и услуги и динамику цен.

Рынок — это система экономических отношений, возникающих на основе устойчивых экономических отношений производителей товаров и услуг и потребителей.

Чтобы рынок был конкурентоспособным, должно быть более одного покупателя или продавца. Было высказано предположение, что два человека могут торговать, но чтобы был рынок должно быть не менее трёх человек, поскольку одним из главных критериев рынка является конкуренция. Конкурентные рынки опираются на значительно большее число, как покупателей, так и продавцов. Рынок с одним продавцом и несколькими покупателями — есть монополия. Рынок одного покупателя и нескольких продавцов — есть монопсония. Это крайности несовершенной конкуренции.

По территориальному признаку:

местный

региональный

национальный

мировой

По субъектам, вступающим в обмен:

рынок потребителей

производителей

промежуточных продавцов

государственных учреждений

По объектам обмена:

рынки средств производства

рынок товаров и услуг

финансовый

рынок интеллектуальной собственности

С учетом ассортимента:

замкнутый

насыщенный

смешанный

По степени соблюдения законности:

легальный (официальный)

нелегальный (теневой)

чёрный (в некоторых словарях «чёрный» = «нелегальный»)

По степени насыщенности:

равновесный (спрос = предложение)

дефицитный(спрос > предложение)

избыточный (спрос < предложение)

По степени развитости экономической свободы:

свободный

регулируемый

Наши рекомендации