Кругооборот товаров, доходов и расходов.

ПОТОКИ И ЗАПАСЫ

Экономика – это миллионы предприятий, учреждений, различных организаций и домашних хозяйств. Между ними существует сложная система связей.

В схеме кругооборота (рис. 6.1) все ресурсы принадлежат домашним хозяйствам.

Домашние хозяйства предъявляют спрос и потребляют товары. Они оплачивают их за счет доходов, которые получают, предоставляя в распоряжение предприятий рабочую силу, капитал и землю.

Предприятия включают факторы производства в производственный процесс и поставляют готовые товары домашним хозяйствам, где они и потребляются, заканчивая свое движение, и процесс кругооборота начинается снова. Масса денег или товаров, циркулирующая в течение определенного периода времени (год, квартал, месяц), называется потоком.

Движение потоков товаров и денежных средств осуществляется постоянно. Потоки товаров и денег исчисляются за определенный отрезок времени, например за год.

В схеме кругооборота все ресурсы принадлежат домашним хозяйствам.

Домашние хозяйства предъявляют спрос и потребляют товары. Они оплачивают их за счет доходов, которые получают, предоставляя в распоряжение предприятий рабочую силу, капитал и землю.

Предприятия включают факторы производства в производственный процесс и поставляют готовые товары домашним хозяйствам, где они и потребляются, заканчивая свое движение, и процесс кругооборота начинается снова. Масса денег или товаров, циркулирующая в течение определенного периода времени (год, квартал, месяц),называется потоком.

Движение потоков товаров и денежных средств осуществляется постоянно. Потоки товаров и денег исчисляются за определенный отрезок времени, например за год. Один миллион автомашин, произведенных в течение года, – это годовой поток, в то время как три миллиона автомашин, имеющихся в наличии на определенную дату, – это запас. К запасам относятся материальные ценности, оборотные средства в виде сырья, материалов, топлива, полуфабрикатов, готовой продукции, хранимые на складе и предназначенные для последующего использования. Запасы представляют собой метод резервирования ресурсов для обеспечения бесперебойности производства и обращения, уменьшения опасности возникновения простоев. Существуют расчетные нормы запасов. Запасы, превышающие эти нормы, называются сверхнормативными.

Целью управления товарными потоками и запасами являются оптимизация применения ресурсов предприятия и мобилизация возможностей внутри предприятия для повышения эффективности, уменьшения затрат и роста доходности.

Потоки являются показателями, характеризующими те или иные процессы за определенный период времени, (например, размер произведенной продукции, заработная плата работников и т.д.).

Запасы характеризуют наличие ресурсов в определенное время, по состоянию на ту или иную определенную дату, (например, наличие и возрастной состав основных фондов или реальный основной капитал на начало года или другой отчетный период).

Из всех потоков нас интересует весь продукт, произведенный страной за год (чаще его называют валовым внутренним или валовым национальным продуктом). Он представляет собой агрегированный поток, т.е. выражает рыночную стоимость всех товаров и услуг, произведенных за год. Валовой внутренний продукт включает конечную продукцию, готовую для употребления. Он также является суммарным доходом всех владельцев экономических ресурсов.

Валовой внутренний продукт может быть рассчитан как совокупный доход от производства товаров и услуг (прямая линия со стрелкой в нижней части схемы). Он может быть подсчитан и иначе – как совокупный расход на покупку произведенных товаров и услуг – прямая линия в верхней части.

Деньги и в верхней, и в нижней части схемы движутся в направлении, противоположном направлению товаров. При этом совокупные доходы равны совокупным расходам.

Если увеличивается выпуск продукции, то соответственно возрастают расходы и доходы. Предприятия нанимают дополнительных работников, закупают дополнительное сырье, топливо, материалы, устанавливают дополнительное оборудование, увеличивают выплаты заработной платы, возрастает размер прибыли. И вновь расходная и доходная части производимого продукта равны.

Данную схему можно усложнить, если в процесс экономического кругооборота включить, например, государство и финансово-кредитные организации (в основном банки). Суть от этого не изменится.

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ РЫНКА

Рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на четырех основных элементах: спросе; предложении; цене; конкуренции.

Спрос (платежеспособный) – это представленная на рынке потребность в определенном количестве тех или иных товаров, которые потребители могут купить при сложившихся ценах и денежных доходах.

Предложение – это количество товаров, которое имеется в продаже при данной цене.

Изменения соотношений между спросом и предложением порождают колебания рыночных цен. Через эти колебания устанавливается равновесная цена, при которой обеспечивается равновесие спроса и предложения и в конечном итоге равновесие производства и потребления.

Цена – это денежное выражение стоимости. Однако обычно цену трактуют как количество денег, которое уплачивает покупатель продавцу за определенный товар.

Конкуренция – это экономическая борьба, соперничество между товаропроизводителями за получение максимальной прибыли путем использования наиболее выгодных условий производства и сбыта продукции.

Цель каждого предпринимателя – максимизация прибыли, а следовательно, и расширение масштабов хозяйственной деятельности. Это неизбежно приводит к взаимной борьбе предпринимателей за более выгодные условия производства и сбыта товаров, к росту объемов производства. Предприниматели выступают по отношению друг другу как соперники или конкуренты.

Конкуренция является необходимым элементом рыночного механизма. Экономисты считают конкуренцию одной из причин роста эффективности производства. Именно конкуренция заставляет предприятия внедрять достижения научно-технического прогресса, совершенствовать технологию производства, снижать затраты на производство продукции и оказание услуг.

Конкуренция может быть ценовой и неценовой, внутриотраслевой и межотраслевой.

Ценовая конкуренция основана на привлечении покупателей за счет продажи товаров по более низкой цене, чем аналогичных по качеству товаров конкурентов.

Неценовая конкуренция есть соперничество вне маневрирования ценами (повышение качества продукции, овладение передовой технологией).

Внутриотраслевая конкуренция представляет собой состязание между товаропроизводителями одной отрасли общественного производства, т.е. производящими однородную продукцию, за получение максимальной прибыли.

Межотраслевая конкуренция есть один из видов конкурентной борьбы между товаропроизводителями различных отраслей народного хозяйства, т.е. производящими разнородную продукцию, за получение более высокой нормы прибыли на свой капитал. Посредством межотраслевой конкуренции осуществляется стихийный перелив капиталов из одной отрасли в другую и устанавливаются пропорции воспроизводства общественного капитала.

Наши рекомендации