Льготы по НДС, налогу на прибыль, налогу на имущество
Введение
Гражданский кодекс Российской Федерации подразделяет все юридические лица на коммерческие и некоммерческие.
К некоммерческим организациям (НКО) относятся организации различной организационно-правовой формы:
-общественные организации (объединения) в том числе: общественные движения, организации общественной самодеятельности, молодежные общественные объединения;
-религиозные организации (объединения);
-некоммерческие учреждения;
-потребительские кооперативы;
-благотворительные и иные фонды, ассоциации и союзы;
-другие формы, предусмотренные федеральным законом.
Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность, но лишь постольку, поскольку это служит достижением целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям (ст. 50 ГК РФ).[1]
Некоммерческие организации играют значительную роль в экономике страны и отдельных регионов. Они создают дополнительные рабочие места, перераспределяют финансовые средства для решения общественных проблем, оказывают социальные услуги, участвуя в создании валового национального продукта.[2]
Большинство некоммерческих организаций создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных и научных целей, тем самым выполняя часть возложенных на государство функций, поэтому в последнее время все больше внимания на высшем уровне уделяется их поддержке.[3] Налоговое регулирование государством деятельности НКО работатет на снижение уровня налоговой нагрузки на некоммерческий сектор, что способствует расширению спектра предоставляемых им услуг, повышения их качества, привлечению в сектор добровольцев и доноров.
Цель работы рассмотреть особенности налогообложения некоммерческих организаций.В соответствии с данной целью мною решаются следующие задачи:1.Рассмотреть льготы для НКО по НДС, налогу на прибыль, налогу на имущество;2.Рассказать о льготах при применении специальных режимов налогообложения;3.Перечислить организации, получаемые гранты которых не подлежат налогообложению;4.Описать льготы для благотворительной деятельности;5.Перечислить таможенные льготы.Льготы по НДС, налогу на прибыль, налогу на имущество
Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 235-ФЗ внесены изменения в статью 149 Налогового кодекса РФ, определяющие перечень операций, освобождаемых от обложения НДС. Ряд изменений направлен на установление равных условий для некоммерческих организаций и государственных и муниципальных учреждений при обложении НДС стоимости реализованных услуг в социальной сфере. Расширены по субъектному составу следующие льготируемые операции:
- услуги по поддержке и социальному обслуживанию граждан пожилого возраста, инвалидов, безнадзорных детей и иных лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, признаваемых таковыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальном обслуживании и (или) о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- услуги по выявлению несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких несовершеннолетних граждан и их семей;
- услуги по выявлению совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких граждан и их семей;
- услуги по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством РФ формах;
- услуги по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан;
- услуги по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий для населения;
- услуги по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации, оказываемых по направлению органов службы занятости
- реализация продуктов питания, непосредственно произведенных столовыми образовательных и медицинских организаций и реализуемых ими в этих организациях, а также продуктов питания, непосредственно произведенных организациями общественного питания и реализуемых ими указанным столовым или организациям;
- услуги, оказываемые некоммерческими организациями, осуществляющими деятельность в сфере культуры и искусства.
Если раньше такие операции освобождались от НДС при их выполнении исключительно государственными и муниципальными учреждениями, то после введения Закона данными льготами смогут воспользоваться некоммерческие организации любой организационно-правовой формы.[4]
В целях создания более благоприятных условий для функционирования некоммерческих организаций увеличен список доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности. Некоммерческие организации могут признавать целевыми поступлениями следующие доходы:
- взносы учредителей (участников, членов), осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях (ранее упоминались вступительные, членские и паевые взносы);
- доходы в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров;
- имущественные права, переходящие некоммерческим организациям по завещанию в порядке наследования (до введения Закона освобождалось только имущество);
- имущественные права, которые получены на осуществление благотворительной деятельности (до введения Закона освобождалось только имущество);
- средства, полученные некоммерческими организациями безвозмездно на обеспечение ведения уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью, от их структурных подразделений (отделений), являющихся налогоплательщиками, перечисленные структурными подразделениями (отделениями) за счет целевых поступлений на содержание и ведение уставной деятельности;
- средства, полученные структурными подразделениями (отделениями) от создавших их в соответствии с законодательством Российской Федерации некоммерческих организаций, перечисленные некоммерческими организациями за счет целевых поступлений на содержание и ведение уставной деятельности.
В соответствии со ст. 381 НК РФ от налога на имущество освобождаются следующие организации из числа НКО:
- общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, – в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности;
- организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25 процентов, – в отношении имущества, используемого ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);
- учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, – в отношении имущества, используемого ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям инвалидам и их родителям.[5]