Единых для страны норм не учитываются разная степень
Остроты экологических проблем в разных регионах, а также существенные
Различия предельных частных издержек отдельных фирм.
Поэтому затраты, связанные с достижением единого уровня загрязнения,
Могут приводить к значительным потерям отдельных
Фирм и общества в целом, так как игнорируются существующие в
Частном секторе сравнительные преимущества. И наконец, что особенно
Важно, стандарты не стимулируют производителей к снижению
Существующего уровня загрязнения.
Большей гибкостью обладает плата за выбросы. Плата за выбросы
— это плата, взимаемая с фирмы за каждую единицу загрязняющих
Окружающую среду выбросов. Такая система способствует
Сокращению общего объема вредных выбросов, о чем наглядно
Свидетельствует опыт применения ее в ФРГ. Однако полной
Уверенности в том, что стандарты загрязнения не будут нарушены,
При такой системе нет.
Цена
(тыс. руб. за кг)
О 900 1000 1500 выбросов
(кг в день)
Рис. 13—4. Права на загрязнение окружающей среды:
роль движения "зеленых"
D =
S'
MSB
Е'
S = MSC
Е
Количество
Лицензий
ТЛ TIU 1^/4 irtfUI\f'l'Ttt\
Глава 13 Институциональные аспекты рыночного хозяйства
В последнее время получают все более широкое применение
Новые методы борьбы с загрязнением окружающей среды. Среди
Них такая своеобразная форма, как продажа прав на загрязнение
Природной среды Государство определяет объем вредных выбросов,
Допустимый в данной области, и продает его в форме лицензий
С аукциона. Предположим, оно желает сократить объем вредных
Выбросов с 1500 до 1000 кг, тогда государство продает лицензий но
А 1000 шт., каждая из которых дает право на выброс 1 KI
(рис 13—4). Поскольку предложение абсолютно неэластично, равновесие
Установится в точке Е. В этом случае цена одной лицензии
На право сброса 1 кг загрязняющего вещества в день будет равна
Тыс. руб. Ее пи местное общество партии защитников окружающей
среды ("зеленых") решит улучшить экологическую ситуацию
В области, оно может купить часть лицензий, с тем чтобы изъять их
Из обращения. Если эта часть составит 100 лицензий, то цена одной
Лицензии повысится до 120 тыс руб Таким образом, продажа прав
На загрязнение является гибким средством в борьбе за улучшение
Экологической ситуации в стране.
Общественные блага.
Роль государства в рыночной экономике
_- Чисто общественное благо (pure public good) —
Щественные это такое благо, которое потребляется коллск-
Л г тивно всеми гражданами независимо от того,
Платят люди за него или нет. Чисто общественное благо характеризуется
двумя свойствами: неизбирательностью и неисключаемос
Тью в потреблении. Такими свойствами обладает, например, нацио
Нальная оборона.
Свойство неизбирательности в потреблении означает, что потребление
Чисто общественного блага одним человеком не уменьша
Ет его доступности для других. Такие блага неконкурентны, так как
Предельные издержки для дополнительного потребителя равны нулю
Свойство неисключаемости в потреблении означает, что ни один
Человек не может быть не допущен к потреблению блага, даже если
Он отказывается за это платить. Чисто общественное блаю обладав
своеобразным положительным внешним эффектом: как только кто
Нибудь начинает его потреблять, оно становится доступным для всех
Чтобы глубже понять особенности чисто общественного блага
сравним его с чисто частным благом. Чисто частное благо (риг<
Private good) — это такое благо, каждая единица которого мо
жет быть продана за отдельную n/iamy. В отличие от чисто частного
блага чисто общественное благо не может быть разделено н<'.
единицы потребления (его нельзя выпускать "мелкими" партиями!
И быть продано по частям Невозможность определения цены IM
Отдельные единицы чисто общественного блага объясняет особен