Единых для страны норм не учитываются разная степень

Остроты экологических проблем в разных регионах, а также существенные

Различия предельных частных издержек отдельных фирм.

Поэтому затраты, связанные с достижением единого уровня загрязнения,

Могут приводить к значительным потерям отдельных

Фирм и общества в целом, так как игнорируются существующие в

Частном секторе сравнительные преимущества. И наконец, что особенно

Важно, стандарты не стимулируют производителей к снижению

Существующего уровня загрязнения.

Большей гибкостью обладает плата за выбросы. Плата за выбросы

— это плата, взимаемая с фирмы за каждую единицу загрязняющих

Окружающую среду выбросов. Такая система способствует

Сокращению общего объема вредных выбросов, о чем наглядно

Свидетельствует опыт применения ее в ФРГ. Однако полной

Уверенности в том, что стандарты загрязнения не будут нарушены,

При такой системе нет.

Цена

(тыс. руб. за кг)

О 900 1000 1500 выбросов

(кг в день)

Рис. 13—4. Права на загрязнение окружающей среды:

роль движения "зеленых"

D =

S'

MSB

Е'

S = MSC

Е

Количество

Лицензий

ТЛ TIU 1^/4 irtfUI\f'l'Ttt\

Глава 13 Институциональные аспекты рыночного хозяйства

В последнее время получают все более широкое применение

Новые методы борьбы с загрязнением окружающей среды. Среди

Них такая своеобразная форма, как продажа прав на загрязнение

Природной среды Государство определяет объем вредных выбросов,

Допустимый в данной области, и продает его в форме лицензий

С аукциона. Предположим, оно желает сократить объем вредных

Выбросов с 1500 до 1000 кг, тогда государство продает лицензий но

А 1000 шт., каждая из которых дает право на выброс 1 KI

(рис 13—4). Поскольку предложение абсолютно неэластично, равновесие

Установится в точке Е. В этом случае цена одной лицензии

На право сброса 1 кг загрязняющего вещества в день будет равна

Тыс. руб. Ее пи местное общество партии защитников окружающей

среды ("зеленых") решит улучшить экологическую ситуацию

В области, оно может купить часть лицензий, с тем чтобы изъять их

Из обращения. Если эта часть составит 100 лицензий, то цена одной

Лицензии повысится до 120 тыс руб Таким образом, продажа прав

На загрязнение является гибким средством в борьбе за улучшение

Экологической ситуации в стране.

Общественные блага.

Роль государства в рыночной экономике

_- Чисто общественное благо (pure public good) —

Щественные это такое благо, которое потребляется коллск-

Л г тивно всеми гражданами независимо от того,

Платят люди за него или нет. Чисто общественное благо характеризуется

двумя свойствами: неизбирательностью и неисключаемос

Тью в потреблении. Такими свойствами обладает, например, нацио

Нальная оборона.

Свойство неизбирательности в потреблении означает, что потребление

Чисто общественного блага одним человеком не уменьша

Ет его доступности для других. Такие блага неконкурентны, так как

Предельные издержки для дополнительного потребителя равны нулю

Свойство неисключаемости в потреблении означает, что ни один

Человек не может быть не допущен к потреблению блага, даже если

Он отказывается за это платить. Чисто общественное блаю обладав

своеобразным положительным внешним эффектом: как только кто

Нибудь начинает его потреблять, оно становится доступным для всех

Чтобы глубже понять особенности чисто общественного блага

сравним его с чисто частным благом. Чисто частное благо (риг<

Private good) — это такое благо, каждая единица которого мо

жет быть продана за отдельную n/iamy. В отличие от чисто частного

блага чисто общественное благо не может быть разделено н<'.

единицы потребления (его нельзя выпускать "мелкими" партиями!

И быть продано по частям Невозможность определения цены IM

Отдельные единицы чисто общественного блага объясняет особен

Наши рекомендации