Тема . Основы теории спроса и предложения
Вопросы:
- Спрос и его факторы. Функция спроса.
- Предложение и его факторы. Функция предложения.
- Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие.
- Причины и механизмы сдвигов рыночного равновесия.
- Воздействие государства на рыночное равновесие.
Вопрос № 1. Спрос и его факторы. Функция спроса.
Спрос («Р») показывает количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по каждой из предложенных на рынке цен.
На динамику спроса оказывают влияние ценовые и неценовые факторы:
1. Цена данного товара (Р);
2. Цены других товаров (субститутов и комплиментов) (Рs, Рc);
3. Текущие доходы потребителей (V);
4. Вкусы и предпочтения потребителей (Z);
5. Объективные (внешние) условия потребления (N);
6. Ожидания потребителей (Е).
7. Зависимость «Д» от указанных факторов называется функцией спроса:
QД = f (Р, Рs1 … Рsn, Рc1 …Рcm, V, Z, N, E), где QД - объем спроса.
Функция спроса от цены: QД = f (P).
Зависимость между ценой и количеством покупок можно выразить графически:
P D P1 B P0 A D Q1 Q0 Q Рис. 1.1.1 |
Кривая спроса показывает зависимость между рыночной ценой и величиной спроса на данный товар. Движение вдоль кривой спроса есть изменение величины спроса при изменении цен.
Закон спроса – это закон зависимости величины спроса от уровня цен: чем ниже цена товара, тем большее его количество будет куплено, и наоборот.
Обратная зависимость динамики спроса от уровня цен определяется тремя причинами: снижение цены увеличивает число покупателей, расширяет их покупательную способность, делает выгодным приобретение дополнительных единиц подешевевшего товара.
Действие ценовых факторов приводит к изменению величины спроса, передвигая его в другие точки по постоянной кривой спроса. Действие неценовых факторов приводит к изменению в спросе (функции спроса) и выражается в смещении кривой спроса вправо (если он растет) и влево (если он падает). Взаимосвязь «Р» и «Д» можно рассмотреть и в обратном направлении: Р = f(Q) – это обратная функция спроса. Экономический смысл обратной функции спроса: большее количество товара может быть продано только по более низкой цене.
Вопрос №2. Предложение и его факторы. Функция предложения.
Предложение («S») – то количество товаров, которое продавцы готовы представить к продаже по данной цене в данное время.
Условия, при которых формируется объем предложения называется факторами предложения.
Факторы предложения:
1. Цена данного товара (Р);
2. Цены на другие товары – комплименты (РC) и субституты (РS);
3. Издержки производства и уровень технологий (С);
4. Налоги и субсидии (Т);
5. Объективные (внешние) условия производства (N);
6. Ожидания производителей (Е).
Функция предложения отражает зависимость величины «S» от факторов, его определяющих:
QS = f (Р, Рs1 … Рsn, Рc1 …Рcm, C, N, E, T).
Функция предложения от цены:
QS = f (P).
Кривая предложения – графическое изображение зависимости между ценой товара и величиной предложения товаров на рынке.
P S P1 B P0 A S Q0 Q1 Q Рис. 1.2.1 |
Движение вдоль кривой предложения есть изменение величины предложения при изменении цены.
Закон предложения – при высоких ценах товаров предлагается больше, чем при низких.
Реакция предложения на цену объясняется тем, что:
1) фирмы, занятые в отрасли, при повышении цены задействуют резервные или быстро вводимые новые мощности, что приводит к увеличению предложения;
2) в случае устойчивого повышения цены в эту отрасль устремляются другие производители, что еще больше увеличивает производство и предложение товара.
Изменение в предложении означает, что кривая предложения сместилась в какую-то сторону в результате действия неценовых факторов.
Вопрос № 3. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие.
Взаимодействие спроса и предложения, их координация осуществляется на основе ценового механизма и конкуренции. Это приводит к образованию рыночного равновесия и равновесной цены.
Рыночное равновесие – это положение на рынке, при котором спрос на товар равен его предложению.
Равновесная цена (Рe) – цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил.
P S e Pe D Qe Q Рис.1.3.1 |
Рыночное равновесие изображается с помощью кривых спроса и предложения.
Pe = PD = PS – равновесная цена;
Qe = PD = PS - равновесный объем производства.
Существует два подхода к анализу установления равновесной цены: Леона Вальраса и Альфреда Маршалла.
1. Главным в подходе Л.Вальраса является разница в объемах спроса и предложения.
Р D излишки S Р1 Рe e Р2 дефицит Qe Q Рис. 1.3.2 |
Если же существует избыток спроса или дефицит (при цене Р2 ), конкуренция покупателей повышает цены и приводит к исчезновению избытка.
2. Главным в подходе А.Маршалла является разность цен Р1 и Р2.
Р D S Р1 Рe e Р2 Qe Q Рис. 1.3.3 |
По версии Вальраса, в условиях дефицита активно действуют покупатели, а в условиях излишка товаров – продавцы. Согласно версии Маршалла, доминирующей силой в формировании рыночной конъюнктуры всегда являются предприниматели.
Вопрос № 4. причины и механизмы сдвигов рыночного равновесия.
Изменения в рыночном равновесии происходят вследствие изменений неценовых факторов.
Р S e1 P1 A P0 e0 D1 D0 Q0 Q1 Q Рис. 1.4.1 |
А. Реакция рынка на изменение «D».
Предположим, что «V» возрастает.
Значит, при прочих равных условиях, возрастает спрос на данный товар (если это товар нормального качества).
Дефицит (e0 А) продукта Q при цене Р0 повысит цену до Р1. В результате установится новое равновесие в точке e1.
Р S1 e0 P0 e1 В Р1 S0 D Q0 Q1 Q Рис. 1.4.2 |
Предположим, что в результате применения новых машин сократились издержки производства у производителей и, как следствие, возросло предложение товара Q на рынке.
Излишек (e0 В) предложения товара Q при цене Р0 вызовет падение цены до Р1 . В результате установится новое равновесие в точке e1.
Размеры изменения цены при изменении отраслевого спроса (предложения) зависят от величины сдвига линии «D» («S») и наклона графиков «D» и «S».
Р S1 P0 e0 e1 Р1 S0 D1 D0 Q0 Q1 Q Рис. 1.4.3 |
Вопрос № 5. Воздействие государства на рыночное равновесие.
На практике государство часто вмешивается в рыночное ценообразование. Основными средствами государственного воздействия на рынок являются:
1. налоги и субсидии;
2. прямое регулирование цен;
3. регулирование обращающихся на рынке товаров.
Самым мягким средством государственного вмешательства в работу рыночного механизма считаются налоги.
Рассмотрим последствия введения поштучного (акцизного) налога, уплачиваемого продавцом.
Р S1 S0 e1 P1 Т Р0 e0 D0 Q1 Q0 Q Рис. 1.5.1 |
Менее пригодным инструментом государственного влияния на рынок является регулирование цен, так как оно затрагивает само действие рыночного механизма.
Р S1 РГ < P0 e1 S0 P1 Р0 e0 РГ А В О D0 Q2 Q1 Q0 Q Рис. 1.5.2 |
На графике это показано сдвигом кривой «S» влево до «S1» вокруг точки А. В результате:
- общая кривая предложения приобретает вид ломанной кривой (OAS1 );
- Р1 – цена черного рынка, значительно выше не только государственной, но и цены равновесия (Р0);
- Q1 – объем продаж с учетом черного рынка меньше равновесного объема продаж (Q0).
Аналогичны последствия при установлении нижней границы цены («цены пола»). Фиксация цен означает отключение рыночного механизма.
Регулирование рыночного предложения осуществляется посредством лицензий и квот по экспортно-импортным операциям.
Р S1 S0 e1 P1 Р0 e0 D0 Q1 Q0 Q Рис. 1.5.3 |