Человек учится в основном на своем опыте, животные опираются на опыт вида
Способность говорить может служить хорошим примером. Каждый ребенок, если он не связан значительными врожденными дефектами, обладает необходимым костно-мышечным и нервным аппаратом, дающим ему возможность научиться говорить, слыша звуки и подражая им. Животные же, обладающие сильными инстинктами, не слишком нуждаются в обучении. Их исполнительные механизмы почти с самого рождения связаны с управляющими механизмами нервной системы. Связи в нервной системе предопределены, и необходим лишь минимум опыта, чтобы навсегда запечатлеть определенную функцию. Соловей поет одну и ту же песню в Японии и в Мексике (может быть, это не совсем точно, но приемлемо для наших целей). Пчелы одинаково стоят ульи, где бы они ни жили, и т.д.
У человека же нет паттерна речи, заложенного от рождения; речь развивается, как автоматически, так и функцио-. нально: ребенок будет говорить по-китайски, если он растет в Китае, или на другом языке, на том, на котором говорят вокруг него. Он должен посредством опыта образовывать связи между определенными клетками нервной системы, активирующими мышцы, посредством которых он говорит.
В начале система обладает способностью устанавливать те комбинации, которые предлагает опыт. Установившись в опыте, эти паттерны опытом и поддерживаются: родной язык может быть забыт, и не так трудно выучить другой язык.
Фельденкрайа: Сознавание через движение
Индивидуальный опыт
Именно обучение речи имеет наибольшее влияние на развитие рта и относительную силу голосовых связок. Более поздние попытки овладения другим языком будут уже нести на себе влияние первого: существующие, уже установленные формы препятствуют новым комбинациям движений мышц рта и глотки, потому что они уже обрели тенденцию автоматически следовать освоенным паттернам.
Человеческая способность приспосабливаться
Эти наблюдения помогают нам понять, почему вертикальная поза и походка так сильно различаются у разных людей, хотя ими управляет часть мозга, функция которой ближе к инстинктивным, чем к сознательным действиям.
Вертикальная поза, как и речь, не имеет готовых связующих клеток в нервной системе, хотя ходить мы учимся раньше, чем говорить. Благодаря этой функции человек приспосабливается к окружающей среде более свободно, чем животные, которые могут приспосабливаться лишь в определенных рамках, в то время как для человека сильные изменения — дело обычное, поскольку все функции развиваются благодаря личному опыту индивида.
Динамические аспекты позы
Если мы рассматриваем стояние и сидение как статичные состояния, то очень трудно описать их таким образом, чтобы была видна возможность для улучшения. Если же мы хотим добиться улучшений, мы должны описывать динамические аспекты. С динамической точки зрения любая устойчивая поза — это одна из ряда поз, составляющих движение. Двигаясь от одной стороны к другой, маятник проходит точку равновесия с наибольшей скоростью. Если же он будет остановлен в этой точке, то в ней он и останется, пока к нему не будет приложена внешняя сила. Для поддержания такой устойчивой позы не требуется энергия. Когда человек ходит, встает, садится, его тело должно время от времени проходить сквозь устойчивую вертикальную позу, не требующую энергии. Однако, если движения не вполне приспособлены к силе тяжести, прохождение тела через эти
Двенадцать практических уроков
положения не ощущается ясно, и мышцы продолжают выполнять излишнюю работу.
Для того чтобы поддерживать стоячую и сидячую позы, являющиеся устойчивыми положениями, не нужно прикладывать усилий. В таком устойчивом положении нужен лишь минимум энергии, чтобы оставаться в покое.