Оценка терапевтом своих возможностей
Получив более полную картину существующей проблемы, терапевт мысленно оценивает свои возможности.
348 Глава 16
Учет практических аспектов
Прежде чем определять дальнейшее направление терапии, терапевт оценивает ряд практических факторов, включая следующие.
Учет текущей стадии терапии
При принятии решения терапевт учитывает стадию терапии, на которой в данный момент находится пациент. Например, на первых сессиях терапевт не берется за очень сложные проблемы, особенно с депрессивными пациентами. В этом случае успех маловероятен. На ранних стадиях терапии, до того как пациент освоит хотя бы часть полезных навыков и техник, терапевт избегает обсуждения тем, которые могут затронуть болезненные глубинные убеждения пациента.
Первые сессии больше подходят для обсуждения и решения более простых проблем, поскольку именно на раннем этапе терапии терапевт в основном сосредоточен на помощи пациентам в оценивании их "простых" автоматических мыслей, а не укоренившихся, менее подверженных изменениям убеждений. Успех, достигнутый на первых сессиях, вдохновляет пациентов и внушает имнадежду на успех терапии. Повышается их мотивация к дальнейшей работе.
Составление плана лечения 349
СМЕНА ТЕМЫ НА СЕССИИ
Иногда терапевту трудно оценить, насколько сложной окажется проблема и не активизирует ли дальнейшее обсуждение болезненное глубинное убеждение. В таких случаях терапевт может сначала обратиться к проблеме, но затем, осознав, что его вмешательство больше не приносит успеха и/или состояние пациента ухудшилось, перейти к другой теме. Приведем пример диалога на одной из ранних сессий.
Т: Итак, переходим к следующему пункту повестки дня. Вы говорили, что хотите больше общаться с людьми. (Терапевт и пациентка подробно обсуждают эту цель.) Как вы можете общаться на следующей неделе?
П: (Неуверенной) ...Я могу поговорить с коллегами.
Т: (Отмечая подавленный вид пациентки.) О чем вы сейчас думаете?
П: Это бесполезно. Я никогда не смогу сделать это. Я уже пробовала раньше. (Злится.) Все мои терапевты говорили то же самое. Но, говорю вам, я не могу сделать этого! Ничего не получится!
На основе внезапной негативной реакции пациента терапевт делает предположение, что активизировалось глубинное убеждение. Он осознает, что продолжать сейчас в том же духе опасно, можно прийти к обратному результату. Поэтому терапевт отказывается от дальнейшего рассмотрения столь болезненной для пациента проблемы и решает восстановить терапевтический альянс. Для этого он выявляет, а затем проверяет автоматические мысли пациента о самом терапевте (например, "Когда я спросил вас, как вы можете общаться на следующей неделе, что вы подумали обо мне?"). Позднее терапевт делает попытку вернуться к обсуждению этого вопроса (например, "Я рад, что вы понимаете, что я не собирался заставлять вас делать то, к чему вы еще не готовы. Вы хотите вернуться к вопросу об общении с людьми или отложим его на потом (на другую сессию), а сейчас поговорим о трудностях с вашей подругой Элис?").
Подводя итог, на ранних стадиях терапии терапевт старается избегать о) суждения следующих проблем.
350 Глава 16
Сказанное не означает, что сложных проблем следует избегать всегда. Но к ним следует обращаться только после того, как состояние пациента хотя бы немного улучшится и он приобретет некоторые навыки для того, чтобы справиться с проблемой, а также сопутствующими ей дисфункциональными мыслями и убеждениями.