Тема. Теория поведения потребителей

Проводится в интерактивной форме: анализ конкретных практических ситуаций (case-study)

1. Предположения о предпочтениях рационального потребителя. Полная упорядоченность. Транзитивность. Ненасыщаемость. Предпочтения потребителя и кривые безразличия. Рациональный выбор потребителя и свойства кривых безразличия. Выведение кривых безразличия.

2. Кривые безразличия для разных типов предпочтений. «Стандартная кривая. Случаи совершенных субститутов и совершенных комплементов. Антиблага. Предельная норма замещения. Изменение предельной нормы замещения вдоль кривой безразличия.

3. Бюджетное ограничение для потребителя. Граница потребительских возможностей (бюджетная линия).Наклон бюджетной линии и ее уравнение. Изменения в доходе, ценах и положение бюджетной линии. Налоги, субсидии, рационирование и форма бюджетной линии.

4. Потребительский выбор и равновесие потребителя в простой (двухпродуктовой) модели. Условие равенства предельной нормы замещения соотношению цен. «Угловое» решение. Оптимум для потребителя в случае вогнутых кривых безразличия. Выбор между отдельным товаром и расходами на другие товары. Равновесие в модели «составной товар – отдельный товар».

5. Теория полезности и ее связь с анализом кривых безразличия. Функция полезности. Предельная полезность и предельная ценность (marginal value). Исторический экскурс в теорию полезности (И.Бентам, У. Джевонс). Принцип убывающей предельной полезности. Правило Джевонса. Открытие потребительских кривых безразличия (Ф. Эджуорт). Преимущества ординалистского подхода.

6. Применение кривых безразличия. Рационирование и покупка по карточкам. Субсидии потребителям. Выбор формы субсидии: натуральная или денежная?

Кейс - метод

Стотысячный заказ

Создатель фирмы «Сони» выдающийся японский менед­жер Морита рассказывал такую историю. В начале 1980-х гг. на фирме был произведен новый продукт - компактный транзисторный приемник. По тем временам он был достаточно дорог для японского населения, и Морита отправился в США с целью найти рынок для этого совершенно нового, неизвест­ного потребителю продукта. Там он встретился с торговцем, который сказал, что приемник ему очень понравился и он мо­жет взять для сети своих магазинов 100 тысяч штук. Торго­вец только попросил Мориту сообщить предложения по цене для партий в пять, десять, тридцать, пятьдесят и сто тысяч штук. Это было грандиозное предложение!

Но, вернувшись в гостиницу, Морита стал размышлять о возможных последствиях столь крупного заказа для их небольшой производственной базы в Токио. Он рассмотрел все последствия, какие только мог себе вообразить, а потом сел и начертил кривую, которая напоминала перекошенную букву U. Издержки на производство пяти тысяч приемников он взял за основу, она стала исходной точкой кривой. Десять тысяч приемников он рассчитывал произвести дешевле, и их издержки стали нижней точкой кривой. Призаказена трид­цать тысяч издержки начинали расти. При заказе на пятьдесят тысяч они были бы выше, чем на пять тысяч, и пришлось бы поднимать цену, а при заказе на сто тысяч издержки и цена приемника были бы гораздо выше, чем на первые пять тысяч.

На следующий день Морита вернулся к торговцу и ска­зал, что его фирма может принять заказ только на десять тысяч приемников. Торговец был изумлен! Он сказал, что за его многолетнюю практику он впервые слышит, что чем больше партия продаваемых товаров, тем выше цена. Морита объяснил, на чем основаны его сомнения, и торговец согласился с его доводами.

Решение оказалось верным, фирма получила большую прибыль, а с выходом на рынок этого транзисторного прием­ника началась мировая слава фирмы «Сони».

(По материалам книги Акио Морита «Сделано в Японии»)

Вопросы для обсуждения

1. Какую кривую рисовал Морита, прежде чем определил­ся с размером заказа?

2. Почему между Моритой и торговцем сначала было непонимание? Почему Морита думал, что цены на его при­емник при увеличении партии будут расти, а опытный тор­говец был уверен, что цены будут падать? Какие аргументы в пользу своего мнения, вероятнее всего, приводил каждый из них? Кто из них прав?

3. Что необходимо было бы предпринять фирме для уве­ренного выполнения максимального заказа торговца?

Тема. Поведение монополи

Проводится в интерактивной форме: анализ конкретных практических ситуаций (case-study)

1. Рынки несовершенной конкуренции. Ценоискатель. Природа монополии. Открытая и закрытая монополия. Естественная и искусственная монополия.

2. Спрос, предельный доход и эластичность спроса по цене для монополиста. Равновесие простой монополии в краткосрочном и долгосрочном периодах. Ценообразование по принципу «издержки плюс накидка». Влияние налогов на монополиста: случаи линейной и нелинейной кривой спроса.

3. Монопольная (рыночная) власть и её измерение. Индекс Лернера. Факторы рыночной власти. Эффекты государственного регулирования цен на продукцию монополиста.

4. Дискриминационное ценообразование. Типы ценовой дискриминации (А.Пигу). Ценовая дискриминация первой степени. Двухчастное ценообразование. Ценовая дискриминация второй степени. Система оптовых скидок. Перекрестное субсидирование. Ценовая дискриминация третьей степени (ценообразование на сегментированных рынках).

5. Общественные издержки монопольной власти. Монополия и распределение дохода. Определение размера «омертвленной потери» (deadweight loss).

6. Х-неэффективность (Лейбенстайн). Оценка эффективности монополии в отношении структуры выпуска, способа производства и распределения продукта.

Кейс – метод

Обуздать «Газпром»

«Тольяттиазот» (ТоАЗ) - крупнейший в России произво­дитель аммиака. Он занимает 7,6% мирового рынка аммиа­ка. В 2007 году предприятие выработало около 2 млн. тонн аммиака, 700 тыс. тонн метанола, 60 тыс. тонн карбамидоформальдегидного концентрата и 800 тыс. тонн карбами­да. 85% этой продукции было экспортировано, в том числе по единственному в стране аммиакопроводу Тольятти - Одес­са протяженностью почти 2,5 тыс. км. На предприятии ра­ботают 11 агрегатов, которые ежемесячно потребляют около 360 млн. кубометров природного газа - основного сырья для производства аммиака. По сути, предприятие перерабаты­вает природный газ в минеральные удобрения. Эта деятель­ность принесла ему в 2008 году почти 30 млрд. рублей вы­ручки (рост, по сравнению с 2007 годом, на 52%) и 8,5 млрд. рублей чистой прибыли (в 2007 году - 3,9 млрд. рублей). В 2009 году с учетом того, что мировые цены и спрос на азот­ные удобрения, несколько упавшие в результате мирового кризиса, начали восстанавливаться уже в первом квартале, ТоАЗ сработал не намного хуже.

Тем не менее в середине января 2010 года производитель аммиака сообщил о том, что остановил шесть из 11 агрегатов, а позднее - о том, что их осталось четыре. Причина останов­ки очередного агрегата - предаварийная обстановка, которая сложилась из-за того, что давление при подаче в него газа снизилось ниже технологических норм - с 50 до 35 атмосфер. Но и это еще не все. Четыре оставшихся агрегата работают в режиме неполной загрузки, что ведет к экономическим по­терям и создает угрозу технологической безопасности.

Причину всего этого тольяттинские химики видят в том, что поставщик сырья - компания «Газпром» - необоснован­но снизил объемы поставляемого на завод газа.

Газовики обвинения в свой адрес отрицают и заявляют, что «Тольяттиазот» не устраивает цена на газ. На самом деле па­ника «Тольяттиазота» вызвана не объемами сырья, а новыми ценами на него. Из 360 млн. кубометров ежемесячного объема газа 220 млн. кубометров - лимитный газ, цены на который устанавливает Федеральная служба по тарифам (ФСТ). Осталь­ное - сверхлимитное топливо, цены на которое государство регулирует, устанавливая нижний и верхний пределы. С на­чала 2010 года ФСТ повысила тариф на лимитный газ на 15% - до 2835 рублей (с учетом НДС) за тысячу кубометров. Тарифы на сверхлимитный газ для Самарской области установлены на уровне от 2836 до 3403 рублей за те же объемы. «Внучка» «Газпрома» - «Самарарегионгаз» - берет с ТоАЗа по верхней границе.

В итоге ТоАЗ пошел по пути остановки производящих агрегатов. Отраслевые аналитики, правда, отмечают, что и при новых ценах на газ производство тольяттинского аммиачного гиганта останется рентабельным. Рост стоимости газа является для предприятия основным риском, однако он может не оказать столь негативного влияния на конкурентоспособность компании ввиду высокой эффективности произ­водства и невысоких транспортных издержек.

Однако на ТоАЗе настаивают, что если газовики не снизят цену на сверхлимитный газ, то завод не сможет запустить остановленные агрегаты, а значит, ему придется сократить до половины своих работников (на предприятии работает около 5 тыс. человек).

(По материалам статьи:

Пономарев В. Обуздать «Газпром»//Эксперт Online,

5 февраля 2010 г.)

Вопросы для обсуждения

1. Сформулируйте основную проблему, связанную с про­явлениями монополизма, о которых идет речь в кейсе.

2. С помощью графических иллюстраций продемонстри­руйте последствия тарифной политики государства в отно­шении цены газа.

3. Покажите графически влияние изменений цены газа, транспортных расходов и расходов на оплату труда на из­держки ТоАЗа и равновесные параметры его деятельности (выпуск, цена)

Тема. Многопериодная экономика (2 часа)

Лекционное занятие проводится в форме групповой дискуссии. Преподаватель выступает в роле модератора, контролирующего ход занятия. Обсуждение, в зависимости от готовности группы к такова рода деятельности, может быть организовано двумя способами: либо все анализируют один и тот же вопрос, либо тема разбивается на отдельные задания, например, по контрольных вопросам, представленным в планах семинарских занятий по этой теме. Далее, по ходу занятия, фиксируются наиболее интересные мысли и высказывания, которые затем должны сложиться в определенные выводы, рекомендации и методики. В заключении преподаватель обращает внимание на особенно парадоксальные мысли и высказывания, предлагает участникам дискуссии указать на ошибки и заблуждения и показывает, к чему они могут привести.

Наши рекомендации