Задачи товароведения и экспертизы товаров
Товароведение как область научного знания о товаре возникло и формировалось в течение длительного периода времени, в процессе развития товарного производства и рыночных отношений. Соответственно расширялись и углублялись задачи товароведения.
На первом этапе развития основной задачей товароведения было изучение, описание свойств, назначения, методов потребления и сохранения свойств незнакомых "чужеземных" товаров, а также исследование отдельных физико-химических характеристик товаров на предмет их соответствия определенным эталонам.
Дальнейшее развитие и расширение географии промышленного производства, развитие международной торговли обусловило необходимость классификации товаров, исследования факторов, формирующих и сохраняющих качество товаров, стандартизации Товаров для внутреннего и внешнего рынка, разработки объективных методов исследования показателей качества товаров, позволяющих выявить фальсификацию известных товаров, а также методов оценки качества товаров. Первоначальные методы оценки качества товаров не имели теоретического, научного обоснования, т. е. носили чисто эмпирический характер.
В лекциях М. Я. Киттары "Публичный курс товароведения", опубликованных в "Вестнике Промышленности" (1860 г.) поднимались вопросы, касающиеся необходимости стандартизации характеристик товара, улучшения качества товаров, рассматривались случаи и методы фальсификации товаров и нечестной конкуренции производителей товара, факторы обеспечения стабильно высокого качества товара, которые актуальны и в наши дни.
В современных условиях, задачами товароведения являются:
• изучение требований потребителей к качеству товаров,
разработка научно обоснованных оптимальных нормативов
показателей потребительских свойств, градаций качества то
варов;
• изучение факторов формирования потребностей, совер
шенствование методов изучения и прогнозирования спроса;
• совершенствование товароведной терминологии, класси
фикации потребительских свойств, методов классификации и
кодирования товаров;
• анализ процессов потребления товаров, разработка спосо
бов эффективного и безопасного использования товаров;
• исследование закономерностей формирования и измене
ния потребительских свойств и качества товаров;
• разработка оптимальных условий хранения, транспорти
рования и использования товаров;
• разработка новых и совершенствование существующих
методов испытаний товаров в целях повышения объективности
результатов испытаний, сокращения времени испытаний и сни
жения материальных затрат;
• совершенствование научно обоснованных методов коли
чественной оценки уровня качества и конкурентоспособности
товаров;
• прогнозирование ассортимента, качества и конкуренто
способности товаров;
• исследование потребительских свойств товаров из новых
видов сырья, материалов, структур, конструкций;
• управление ассортиментом и качеством товаров в сфере
обращения.
Контрольные вопросы и задания
1. Дайте(тределениепонятиям "товароведение", "экспертиза"
и "стандартизация".
2.Что является объектом и предметом учебной дисциплины
"Товароведение, экспертиза и стандартизация"?
3. Что понимается под полезностью и меновой стоимостью
товаров?
4. Какие потребности удовлетворяют товары народного по
требления?
5. Каковы основные принципы товароведения, экспертизы и
стандартизации? Как вы их понимаете?
6. Что собой представляет жизненный цикл товара?
7. Какие задачи стоят перед современным товароведением?
Глава 2. Техническое регулирование, стандартизация, метрология и сертификация