На основных этапах жизненного цикла продукции
Основные этапы жизненного цикла продукта | Характеристика этапа | Задачи маркетинга |
1. Разработка | Анализ возможностей производства продукции. НИОКР, опытные образцы | Маркетинговые исследования. Рыночные испытания |
2. Выведение на рынок | Поступление товара в продажу. Появление новой торговой марки. Кратковременные монопольные преимущества | Распространение информации о товаре. Работа по принятию потребителями, создание предпочтения к марке. Максимизация монополистического преимущества |
3. Рост | Ответная реакция конкурентов. Быстро растущий рынок. Изменчивый нестабильный характер роста продаж товара | Проникновение в глубь рынка. Максимизация выгоды от первоначального продвижения товара. Распределение. Широкая реклама |
4. Зрелость | Стабилизация объемов продаж. Существенность фактора предпочтения марки потребителями | Удержание собственной доли рынка. Расширение доли рынка за счет более слабых конкурентов |
5. Насыщение рынка и упадок | Сокращение рынка. Появление избыточных мощностей фирмы. Появление товаров-заменителей. Возникновение условий для слияния и поглощения фирм-конкурентов | Оценка возможности отказа от производства товара. Подготовка новых идей для инновационных проектов |
В зависимости от характера товара и стадии его жизненного цикла могут наблюдаться различия в формах и методах конкуренции (ценовая и неценовая), способах рекламы и продвижения товаров. Так, на стадии выхода нового товара на рынок, для осуществления прорыва менеджеру следует снижать цену даже в ущербном плане, компенсируя убытки на этом этапе за счет других товаров.
Инновационный менеджмент в японских компаниях при прорыве на рынок, как правило, практикует резкое снижение цены. Затем с целью одновременного повышения прибыли и расширения круга покупателей прибегают к маневрированию ценами. При этом объем продаж может испытывать значительные колебания. Искусство менеджера по маркетингу состоит в том, чтобы прибыль компании повышалась за счет как увеличения объема продаж одного товара, так и появления новых модификаций и моделей того же самого продукта.
Как правило, для удовлетворения разнообразного селективного спроса современного потребителя товар крупными партиями не выпускается и возможности ценовой формы конкуренции весьма ограниченны. Одновременный выпуск на рынок однотипных товаров одной и той же компании, например IBM, опирается на неценовые факторы конкуренции.
В случае, когда фирма приступает к техническому обновлению продукции путем улучшения ее отдельных характеристик, инновационный маркетинг включает в себя следующие стадии:
- изменение и усовершенствование технических характеристик товара с целью его модернизации;
- модификация товара, позволяющая ИП завоевать или удержать отдельные сегменты рынка.
После успешного осуществления инновации, вывода новой продукции на рынок задачи маркетинговой деятельности модифицируются в соответствии с этапами жизненного цикла продукции.
Несмотря на то, что потребность в инновации в наибольшей степени актуализируется на последнем этапе жизненного цикла товара, создание инновационного задела и постоянное внедрение новых разработок являются стержнем успеха фирмы. Поэтому регулярное осуществление инновационного маркетинга становится главным условием высокой конкурентоспособности ИП, в особенности малых.
Для обеспечения конкурентоспособности предприятиям, и в первую очередь малым, необходимо каждый год внедрять в производство и выводить на рынок не менее 2-3 новых разработок.
Управление маркетингом инноваций состоит не только в расширении продаж, но и в обеспечении поставок и послепродажных услуг. Зачастую успех на рынке зависит именно от эксплуатационных качеств изделия и организации его послепродажного обслуживания.