Систематиация и интеграция элементов решения
ВВЕДЕНИЕ
На всех этапах развития человеческого общества одной из главных задач являлось обеспечение населения достаточным с физиологической точки зрения количеством продуктов питания, которые являются первой жизнедеятельной потребность человека. В общем плане на современном этапе эта проблема выросла в проблему продовольственной безопасности. Проблема качества продукции - одна из наиболее существенных во всем мире. С улучшением качества продукции связаны задачи повышения благосостояния общества, роста эффективности экономики, продовольственной и экологической безопасности, широкого выхода на внешний рынок и участия в международном разделении труда.
В современных условиях перехода к рыночной экономике исключительно актуальной является проблема совершенствования ассортимента товаров, улучшения его характеристик. Производство высококачественных товаров народного потребления является в настоящее время весьма непростой задачей.
Жестокая конкуренция и борьба за потребителя вынуждает товаропроизводителей постоянно обновлять ассортимент, внедрять прогрессивные технологии, стремится к мировым стандартам в области экологической чистоты производства, всесторонних показателей качества, снижать себестоимость продукции, делая ее таким образом более доступной широким слоям населения.
Для того чтобы вовремя выполнять все требования потребителя, не отставать от развития соответствующего рынка необходимо своевременно проводить маркетинговые исследования. Маркетинговые исследования включают сбор, обработку и анализ данных с целью уменьшения неопределенности, сопутствующей принятию решений в сфере маркетинга. Основу понятия «маркетинговые исследования» составляют следующие термины:
· Информация — сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые воспринимают информационные системы в процессе жизнедеятельности и работы;
· Сбор информации — это первоначальный этап работы с информацией, он включает в себя сбор всех данных по объекту исследования на указанный период;
· Обработка информации — это результат преобразования (сортировка, группировка, обогащение, сравнение и т.д.) в формы, удобные для работы;
· Хранение информации — это результат централизации, коррекции, обновления и сбережения банков данных.
Интенсивное развитие отечественной шоколадной индустрии, связанное как с увеличением импорта практически всех видов шоколада, так и с производством шоколада в Беларуси, сопровождается одновременным развитием и совершенствованием системы контроля качества за данным видом пищевой продукции.
Мировое производство шоколада и шоколадных изделий в настоящее время составляет более 4 млн т, а крупнейшими производителями и потребителями являются США, Великобритания, ФРГ, Франция, Нидерланды, Япония, Россия. Потребление шоколада в Швейцарии составляет 19 кг, США, ФРГ - 13, России - 4, Беларуси - около 2 кг на душу населения в год. Производство изделий на основе какао в значительней степени монополизировано и в настоящее время ориентировано как на расширение ассортимента за счет менее дорогих изделий, так и на удержание и расширение рынков сбыта высококачественной продукции (Nestle, Milka, Alpen Gold и др.).
В Республике Беларусь до сих пор сохранилось отношение к шоколаду как к празднику, отдыху, наслаждению. Спрос на него свидетельствует об экономической ситуации в стране. Если рынок шоколада растёт, значит, доходы людей увеличиваются, и у них появляется возможность покупать не только товары первой необходимости.
В последнее время потребители отдают предпочтение не конкретным производителям, а определенным брендам. Сегодня в нашей республике весьма сильны позиции отечественных брендов.
Основными производителями шоколадных изделий в Республике Беларусь являются ОАО «Спартак» г. Гомель, ОАО «Коммунарка» г.Минск и «Первая шоколадная компания» г. Брест.
Сегодня белорусские производители представляют нам широкий ассортимент шоколадной продукции. Вся продукция отличного качества, состоит из натуральных продуктов. Никаких заменителей - в этом один из принципов работы компаний. Это гарантирует потребителю безопасность выпускаемых кондитерских изделий. Ассортимент выпускаемой продукции постоянно расширяется. Вся продукция отвечает современным вкусам и требованиям покупателей. Белорусские производители не хотят терять заработанную годами репутацию.
Цель исследования – провести анализ рынка шоколада в г.Минске; выявить лидера; определить положение «Коммунарка» среди зарубежных марок шоколада.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
· определить ситуацию на рынке шоколада г.Минска;
· определить крупнейших производителей шоколада на рынке РБ и г.Минска в отдельности;
· определить потребительские предпочтения для шоколада «Коммунарка»;
· выявить преимущества и недостатки данного шоколада перед зарубежными аналогами продукции; (потребительский сегмент – студенты ВУЗов г.Минска)
Объект маркетингового исследования - рынок шоколада г.Минска.
Предмет исследования – перспектива развития национальных производителей шоколада, в частности фабрики «Коммунарка».
Фабрика «Коммунарка» является одним из крупнейших производителей кондитерских изделий в Республике Беларусь. Она входит в состав Белорусского государственного концерна пищевой промышленности «Белгоспищепром». Владельческий надзор осуществляет ГУ «Главное управление потребительского рынка Мингорисполкома».
Основными задачами и функциями СОАО «Коммунарка» являются:
– выпуск конкурентоспособной, качественной и безопасной продукции для максимального удовлетворения потребностей и ожиданий потребителей, обеспечивая при этом безопасные условия труда персонала и минимизируя существующие воздействия на окружающую среду;
– выполнение установленных законодательных, нормативных и других обязательных требований, связанных с рисками в области качества и безопасности, охраны труда и защиты окружающей среды;
– сохранение и расширение внутренних и внешних рынков сбыта;
–постоянное обучение и мотивация персонала, вовлечение всех сотрудников в процесс постоянного улучшения систем менеджмента;
– постоянное повышение результативности систем менеджмента;
–обеспечение уверенности потребителей в неукоснительном соблюдении требований к продукции с учетом сохранения окружающей среды и здоровья человека;
– открытость и доступность информации.
Ежегодно на предприятии выпускается до 25 тыс. тонн сладкой продукции. Широкий ассортимент фабрики насчитывает более 200 наименований кондитерских изделий.
В настоящий момент на фабрике действуют пять основных цехов: конфетный цех №1, конфетный цех №2, конфетный цех №3, карамельно-конфетный цех и шоколадный цех. Конфеты, шоколад, карамель, какао порошок - все это выпускает СОАО «Коммунарка».
Особое внимание на фабрике уделяется обновлению ассортимента. С одной стороны, это обеспечивает интерес потребителей к производимой продукции; с другой – позволяет учитывать постоянно меняющиеся тенденции рынка кондитерских изделий.
Кондитерские изделия «Коммунарка» ценят не только в нашей стране. Порядка 20 процентов выпускаемой продукции отправляется на экспорт: в Россию, Азербайджан, Казахстан, Армению, США, Канаду, Германию, Израиль и другие страны ближнего и дальнего зарубежья.
Актуальность работы состоит в том, что от ассортимента и качества шоколада зависит конкурентоспособность отечественных производителей на рынке Республики Беларусь, а также за её пределами. Качество и все вопросы с ним связанные очень актуальны в настоящее время. Роль и значение ассортимента и качества продукции постоянно возрастает под влиянием развития технологий производства и потребностей человека.
Подъём уровня культуры и образования с каждым днём делает потребителей более разборчивыми и придирчивыми.
Для проведения исследования были определены следующие рабочие гипотезы:
1. Упаковка для шоколада очень важна. Именно она в первую очередь привлекает к себе внимание потребителей. Красочная дизайнерская упаковка способна не только повысить лояльность уже существующих потребителей, но и привлечь новых, что положительно скажется на спросе этого товара.
2.Каждый потребитель – это индивидуальная личность, со своими уникальными предпочтениями. И нельзя предлагать всей целевой аудитории шоколад классический только потому, что это признанный всеми стандарт. Разнообразие ассортимента вкусов в сочетании с отличным качеством – один из критериев успеха на рынке шоколада.
3.Реклама. Сильное оружие в борьбе перед конкурентами. Даже самый низкокачественный товар может выглядеть в глазах потребителей желаннее самого натурального товара-аналога. И всё благодаря созданному образу в сознании потребителей, то есть благодаря рекламе. Отойти от привычных шаблонов, посмотреть на шоколад с другой стороны и организовать запоминающуюся рекламу – эффект не заставит себя ждать.
4.Внедрение новых технологий. «Мы изготавливаем шоколад по проверенных временем традициях» как гласит миссия компании - это хорошо, но те же традиции можно перенести на новое современное модернизированное оборудование и получить куда лучший результат.
5.Оглядываться на неохваченные сегменты целевой аудитории. Как в каждом правиле есть свои исключения, так и в каждом обществе есть группы, отличающиеся от большинства. Для потребителей шоколада это наиболее актуально, потому что где шоколад, там сахар, там калории, там запрещённый продукт. К этому стоит прислушаться.
Данные гипотезы были разработаны с помощью методов анализа круга проблем, систематизации и интеграции элементов решения и морфологического метода.
Систематиация и интеграция элементов решения
В данном методе приняло участие 5 человек, которым было предложено составить свой вариант решения проблемы низкого спроса на товар. В результате ответов были сформированы следующие направления деятельности
Возможные пути решения проблемы | Сильные стороны |
Правильно и грамотно осуществлять мерчендайзинг. Осуществлять выкладку шоколада не всего сразу, а каждой плитки в отдельности или же сгруппировав их по одинаковых или похожих элементам на упаковке. Не закрывать ценниками сам товар и сделать выкладку максимально близко к потребителю, чтобы тот мог рассмотреть шоколад либо же взять его и прочитать состав. Целесообразно также около плитки положить кусочек шоколада, чтобы потребитель мог воочую убедиться, какой это шоколад. | заинтересованность потребителя повысится, он сможет выбрать для себя наиболее оптимальный вариант шоколада, изучив при необходимости его состав и определив, качественный шоколад или нет. Наличие зрительного контакта не позволит потребителю ошибиться в выборе плитки. |
Использовать праздничную тематику как в новой упаковке, так и в бумажных упаковках, которые надеваются на упаковку. Вдобавок можно использовать фоновый стиль праздника или это может быть другой выбранный стиль, сочетая шоколад с элементами на витринах или стеллажах. | красочная упаковка сразу привлечёт к себе внимание, а удачно подобранный фон позволит по-новому взглянуть на привычный и давно знакомый шоколад. |
Изменить целевую аудиторию, частично; разработать линию шоколада для мужчин. Это позволит привлечь новый сегмент покупателей, которые вряд ли купят «Алёнку», но с радостью приобретут брутальную плитку шоколада с дерзким названием. | привлечение новых потребителей, повышение лояльности к товару, т.к. теперь производитель будет рассматриваться не как типичный классический производитель шоколада, а как предприятие, идущее в ногу со временем. |
Разработать категорию шоколада с учётом Здорового образа жизни. Плитка может не содержать столько элементов, как обычный шоколад, но иметь меньшую калорийность и быть полезной. Это позволит потребителям, предпочитающим ЗОЖ и диеты, не бояться за свою фигуру, а порадовать себя сладким. | новый сегмент потребителей, создание имиджа здорового и полезного продукта, повышение конкурентоспособности шоколада. Сюда относятся и диабетики, для которых сахар можно заменить фруктозой. |
Использование плакатов с информацией о составе и свойствах шоколада. Большинство покупателей испытывают больше доверия к упаковке, на которой изображён сам товар, т.к. продавец может не дать достоверной информации, что там внутри. Также использовать фигурную выкладку, муляжи и фигурки из шоколадок. | увеличение степени доверия и лояльности к потребителю. Плакаты с рисунком, визуальная информация поможет избежать разочарования и снизит нагрузку на продавцов. А весёлые фигурки из шоколада привлекут внимание потребителей, что повысит спрос на товар. |
Таким образом были сформированы следующие гипотезы:
*правильное рекламное продвижение нового товара для особой категории потребителей и запоминающаяся выкладка на полках, способна заставить остановиться любого покупателя. Даже в случае, если шоколад не будет приобретен, он оставит только хорошее воспоминание у потребителя на будущее, мотивируя на покупку.
*зрительный контакт с информацией о внутреннем строении шоколадки и красивая упаковка дадут повод приобрести его не быть разочарованными.
*не только вкусный, но и питательный шоколад – мечта любого потребителя.
*новая упаковка даст положительный эффект.
*сочетание праздничной упаковки и мерчендайзинга способны значительно повысить привлекательность товара.
2. Метод анализа круга проблем.
Основная проблема, которая требует решения: низкий спрос на шоколад отечественного производства со стороны детей и молодежи.
Сегменты, где могла бы возникнуть проблема | |||||||
Качество | Конкурентоспособность | Сервис | Продвижение и реклама | Персонал | Ассортимент | Дизайн | Технология пр-ва |
Падение качества | Низкая конкурентоспособность | Узкий диапазон оказываемых услуг | Непривлекательная и несовременная реклама | Неквалифицированный персонал | Узкий ассортимент шоколада | Старомодный дизайн | Несовременные технологии |
Выработанные гипотезы по методу анализа круга проблем:
*совершенствование технологий производства повлечет увеличение ассортимента шоколада, увеличение диапазона оказываемых услуг и повысит конкурентоспособность продукции и качество.
*улучшение дизайна самого шоколада и упаковки увеличит конкурентоспособность шоколада, а также повлияет на улучшение рекламы.
*высококвалифицированный персонал способен внедрить современные технологии по созданию шоколада, расширить ассортимент оказываемых услуг, что повлечет за собой увеличение конкурентоспособности продукции и предприятия в целом.
*современная и качественная реклама повысит конкурентоспособность.
Морфологический метод.
Низкий спрос на шоколад компании «Коммунарка».
1) Низкая лояльность. Решения:
· Скидки;
· Распространение пробных образцов;
· Проведение акций, конкурсов;
· Информирование о специальных предложениях и др.
2) Узкий ассортимент шоколада. Решения:
· Расширение ассортимента;
· Модификация имеющегося ассортимента;
· Разработка новых вкусов и др.
3) Непривлекательная упаковка. Решения:
· Разработать новый дизайн упаковки;
· Сделать удобную упаковку, не рвущуюся, более плотную;
· Проследить, чтобы упаковка подходила к оформлению самой шоколадки и соответствовала по цвету начинке;
· Разработать дизайн упаковки под каждый праздник.
4) Не признанность среди детей. Решения:
· Придумать корпоративного героя и размещать его в рекламах и на упаковке шоколада;
· Внутри каждой упаковки шоколада разместить «сюрприз» (наклейку, разукрашку, игру и т.д.);
· Продавать шоколад в виде различных мультяшных героев.
5) Высокая цена. Решения:
· Снизить расходы на рекламу, направить эти расходы на совершенствование самого шоколада.
Выработанные гипотезы по данному методу:
*при повышении лояльности со стороны потребителей спрос на шоколад увеличится.
*расширение ассортимента шоколада привлечет новых потребителей.
*яркая и необычная упаковка может способствовать увеличению спроса на шоколад компании «Коммунарка».
*привлечение детей увеличит спрос на шоколад фабрики «Коммунарка».