Раздел 4. теория фирмы и структура рынка
Тема 10. Производство и предложение. Цели производства. Предпринимательство: его структура и виды (личное владение, партнерство, АО). Фирма, ее признаки. Производственная функция. Закон убывающей предельной производительности ресурса. Состав и виды из-держек (экономические и бухгалтерские; постоянные и переменные; валовые, средние и пре -дельные). Доход, его виды. Правило максимизации прибыли. Правило минимизации издержек в модели «изокосты–изокванты». Эффект масштаба, его виды и источники.
Тема 11. Формы рынка и конкуренция. Конкуренция: сущность, виды. Совершенная конкуренция в краткосрочном и долгосрочном периодах. Монополистическая конкуренция. Избыто -чные мощности. Олигополия. Модель ломаной кривой спроса Свизи. Модель Курно. Модель Штакельберга. Модель Бертрана. Картель на рынке олигополии. Ценовой сговор, его устойчивость. Монополия, ее виды и источники монопольной власти. Социальные издержки монополии. Естественная монополия. Ценовая дискриминация. Инструменты государственной ан -тимонопольной политики (антитрестовское законодательство; установление фиксированных цен).
Раздел 5. факторные рынки и распределение доходов
В рыночной экономике
Тема 12. Рынки факторов производства. Производность спроса на факторы производства. Рынок труда. Предложение труда. Уровень заработной платы, дифференциация зарабо-тной платы. Профсоюзы на рынке труда. Человеческий капитал. Рынок природных ресурсов. Цена земли. Рента. Арендная плата. Рынок капитала. Формирование процента на капитал. Показатели дисконтирования. Предпринимательская способность как фактор производства. Прибыль.
Тема 13. Общее равновесие и благосостояние. Принципы анализа общего равновесия. Диаграмма («ящик») Эджворта. Эффективное по Парето распределение благ: условие равенства предельных норм замещения всех участников распределения. Размещение ресурсов в диаграмме Эджворта. Эффективное по Парето размещение ресурсов: условие равенства предельных норм технологического замещения. Предельная норма трансформации.
Функция полезности общества. Выбор максимизирующей полезность общества комбинации производства товаров. Понятие и типы внешних эффектов. Теорема Коуза. Трансакционные издержки. Методы интернализации внешних эффектов.
Образовательные технологии
Учебный процесс происходит с использованием разнообразных методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные и практичес-кие методы передачи информации и др.); стимулирования и мотивации учебно-познаватель- ной деятельности (дискуссии и др.); контроля и самоконтроля (индивидуального и фронталь-ного, устного и письменного опроса, экзамена); используются активные и интерактивные фо-рмы проведения занятий: ситуационный анализ, тестирование.
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Самостоятельная работа студентов реализуется в разных видах. Она включает подготовку студентов к семинарским (практическим) занятиям. Для этого студент изучает лекции преподавателя, нормативную, основную, дополнительную литературу, журнальные и газетные публикации, Интернет-ресурсы, рекомендованные в разделе8 «Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины», глоссарий. Самостоятельная работа предусматривает также решение во внеучебное время практических заданий, приведённых в разделе 7 «Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины».К самостоятельной работе студента относится подготовка к экзамену. Экзаменационные вопросы приведены также в разделе 7. Обязательным является подготовка студентом в течение семестра доклада.