V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета 4 страница
Класс (68 ч)
Тема | Характеристика основных видов деятельности учащихся |
Раздел «Где мы живем» (4ч) | |
Родная страна Знакомство с целями и задачами раздела и урока. Имя родной страны — Россия, или Российская Федерация. Государственные символы Российской Федерации: герб, флаг, гимн. Россия — многонациональная страна. Государственный язык | — Пониматьучебные задачи раздела и данного урока, стремитьсяих выполнить; — различатьгосударственные символы России (герб, флаг, гимн), отличатьгерб и флаг России от гербов и флагов других стран; исполнятьгимн Российской Федерации; — анализироватьинформацию учебника о федеративном устройстве России, о многонациональном составе населения страны; приводитьпримеры народов России; различатьнациональные языки и государственный язык России; обсуждать, почему народы России называют братскими; — работать со взрослыми: извлекатьиз различных источников (энциклопедии, краеведческая литература, интервью с родителями, работниками музеев) сведения о гербе своего региона и города, национальном составе населения региона, гербах других государств, представленных в рабочей тетради и сборнике тестов; — формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке |
Город и село. Проект «Родной город (село)» Характерные особенности городских и сельских поселений. Преимущественные занятия жителей города и села. Типы жилых построек в городе и селе. Наш город (наше село). Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — сравниватьс помощью фотографий и по личным наблюдениям город и село; — работать в паре: находитьизображения города и села, обозначатьих цветными фишками, осуществлятьконтроль и коррекцию; рассказыватьо своём городе (селе) по плану; — работать в паре: сравниватьгородской и сельский дома; описыватьинтерьер городской квартиры и сельского дома; оцениватьпреимущества и недостатки городского и сельского жилья; — рассказыватьо своём доме по плану; — формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке. В ходе выполнения проекта дети учатся: — распределять обязанностипо выполнению проекта; — подбиратьфотографии (открытки, слайды) или фотографировать достопримечательности своей малой родины; — собирать информациюо выдающихся земляках в краеведческой литературе или с помощью интервьюирования; — оформлятьстенд, мультимедийную презентацию; — проводитьпрезентацию с демонстрацией фотографий, слайдов; — ухаживатьза памятниками; — помогатьвзрослым в благоустройстве; — проводитьэкскурсию в краеведческий (городской, сельский, школьный) музей; — оцениватьсвои достижения в реализации проекта |
Природа и рукотворный мир Объекты природы и предметы рукотворного мира. Наше отношение к миру | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — различатьобъекты природы и предметы рукотворного мира; — работать в паре: классифицироватьобъекты окружающего мира, обозначатьих цветными фишками, осуществлятьконтроль и коррекцию; — приводитьпримеры объектов природы и предметов рукотворного мира, заполнятьтаблицу в рабочей тетради; — работать в группе: обсуждатьи оцениватьотношение людей к окружающему миру, отбиратьиз списка необходимые слова для характеристики отношения к миру, рассказыватьо своём отношении к окружающему; — обсуждатьназвание книги «Великан на поляне» и предисловие к ней; — формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём» Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений | — Выполнятьтестовые задания учебника; — оцениватьсвои достижения и достижения других учащихся |
Раздел «Природа»(20 ч) | |
Неживая и живая природа Знакомство с целями и задачами раздела. Неживая и живая природа. Признаки живых существ в отличие от признаков неживой природы. Связи между неживой и живой природой | — Пониматьучебные задачи раздела и данного урока и стремитьсяих выполнить; — классифицироватьобъекты природы по существенным признакам; — различатьобъекты неживой и живой природы; обозначатьобъекты природы цветными фишками; осуществлятьконтроль и коррекцию; — приводитьпримеры объектов живой и неживой природы; заполнятьтаблицу в рабочих тетрадях; — работать в паре: анализироватьсущественные признаки живых существ, обсуждатьсвои выводы, осуществлять самопроверку; — устанавливать связимежду живой и неживой природой; — формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке |
Явления природы Что такое явления природы. Явления неживой и живой природы. Сезонные явления. Измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Термометр - прибор для измерения температуры. Виды термометров | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — работать в паре: различатьобъекты и явления природы, рассказыватьоб изменениях, происходящих с природными объектами, как о природных явлениях; — приводитьпримеры явлений неживой и живой природы, сезонных явлений; — анализироватьиллюстрации учебника, определятьсезон по характерным природным явлениям; — рассказывать(по своим наблюдениям) о сезонных явлениях в жизни дерева; — практическая работа: знакомиться с устройством термометра, проводить опыты с термометром, измерятьтемпературу воздуха, воды, тела человека и фиксироватьрезультаты измерений; — формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке |
Что такое погода Погода и погодные явления. Условные метеорологические знаки для обозначения погодных явлений. Народные и научные предсказания погоды | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — наблюдатьи описыватьсостояние погоды за окном класса; — характеризоватьпогоду как сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра; — приводитьпримеры погодных явлений (дождь, гроза, метель и др.); |
В гости к осени (экскурсия) Наблюдения за осенними явлениями в неживой и живой природ | — Пониматьучебные задачи экскурсии и стремитьсяих выполнить; — наблюдатьизменения в неживой и живой природе, устанавливатьвзаимозависимость между ними; — определятьприродные объекты с помощью атласа-определителя «От земли до неба» (например, какому растению принадлежат опавшие листья, какие цветы цветут осенью, каких птиц ещё можно наблюдать в природе); — оцениватьрезультаты своих достижений на экскурсии |
В гости к осени (урок) Осенние явления в неживой и живой природе, их взаимосвязь | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — работать в группе: знакомитьсяпо учебнику с осенними изменениями в неживой и живой природе, выступатьс сообщениями по изученному материалу; — рассказыватьоб осенних явлениях в неживой и живой природе родного края (на основе наблюдений); — сопоставлятькартины осени на иллюстрациях учебника с теми наблюдениями, которые были сделаны во время экскурсии; прослеживатьвзаимосвязь осенних явлений в живой природе с явлениями в неживой природе; дополнятьсведения, полученные из учебника и экскурсии, своими наблюдениями над осенним трудом человека; — работать со взрослыми: вестинаблюдения в природе, подготовитьфоторассказ или серию рисунков на тему «Красота осени»; — формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке |
Звёздное небо Созвездия Кассиопея, Орион, Лебедь. Представления о зодиаке. | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — находитьна рисунке знакомые созвездия; — сопоставлятьиллюстрацию учебника с описанием созвездий; — моделироватьсозвездия Орион, Лебедь, Кассиопея; — знакомитьсяпо учебнику с зодиакальными созвездиями, осуществлятьсамопроверку; — работать со взрослыми: наблюдатьзвёздное небо, находитьна нём изученные созвездия; пользоватьсядля поиска созвездий на небе атласом-определителем; находитьинформацию о зодиакальных созвездиях в дополнительной литературе, Интернете; — формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке |
Заглянем в кладовые Земли Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Использование человеком богатств земных кладовых, бережное отношение к ним | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — практическая работа: исследоватьс помощью лупы состав гранита, рассматриватьобразцы полевого шпата, кварца и слюды; — различатьгорные породы и минералы; — работать в паре:с помощью атласа-определителя приводить примерыгорных пород и минералов, готовитькраткие сообщения о них; — читатьи обсуждатьотрывок из книги А. Е. Ферсмана («Моя коллекция»); — формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке |
Про воздух и про воду (2 ч) Воздух. Значение воздуха для растений, животных и человека. Загрязнение воздуха. Охрана чистоты воздуха. Эстетическое воздействие созерцания неба на человека. Вода, её распространение в природе. Значение воды для растений, животных и человека. Загрязнение воды. Охрана чистоты воды. Эстетическое воздействие водных просторов на человека | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — рассказыватьо значении воздуха и воды для растений, животных и человека; — работать в паре: анализироватьсхемы, показывающие источники загрязнения воздуха и воды; — описыватьэстетическое воздействие созерцания неба и водных просторов на человека; — наблюдатьнебо за окном и рассказывать о нём, пользуясь освоенными средствами выразительности; — работать со взрослыми: находитьинформацию об охране воздуха и воды в родном крае; наблюдатьнебо, водные пейзажи, описыватьсвои впечатления; готовитьфоторассказы о красоте неба и воды; — формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке |
Какие бывают растения Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Лиственные и хвойные растения. Эстетическое воздействие растений на человека | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — устанавливатьпо схеме различия между группами растений; — работать в паре: называтьи классифицироватьрастения, осуществлятьсамопроверку; — приводитьпримеры деревьев, кустарников, трав своего края; — определятьрастения с помощью атласа- определителя; — оцениватьэстетическое воздействие растений на человека; — работать со взрослыми: наблюдатьи готовитьрассказ (фоторассказ) о красоте растений; — формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке |
Какие бывают животные Многообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся. Зависимость строения животных от их образа жизни | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — работать в паре: соотноситьгруппы животных и их существенные признаки; — работать в группе: знакомитьсяс разнообразием животных, находитьв рассказах новую информацию о них, выступатьс сообщениями; — сравниватьживотных (лягушек и жаб) на основании материала книги «Зелёные страницы», выявлятьзависимость строения тела животного от его образа жизни; — формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке |
Невидимые нити Связи в природе, между природой и человеком. Необходимость сохранения невидимых нитей | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — устанавливатьвзаимосвязи в природе между неживой и живой природой, растениями и животными, различными животными; — работать в паре: моделироватьизучаемые взаимосвязи; выявлятьроль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей; — читатьи обсуждатьстихотворение Б. Заходера «Про всех на свете», делатьвывод о необходимости бережного отношения к природе и сохранения природных связей; — формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке |
Дикорастущие и культурные растения Дикорастущие и культурные растения, их различие. Разнообразие культурных растений. Легенды о растениях | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — сравниватьи различатьдикорастущие и культурные растения, обозначатьсоответствующие рисунки цветными фишками, осуществлятьконтроль и коррекцию; — работать в группе: приводитьпримеры дикорастущих и культурных растений; классифицироватькультурные растения по определённым признакам; — находитьновую информацию в текстах о растениях, обсуждатьматериалы книги «Великан на поляне»; — сочинятьи рассказыватьсказочную историю о дикорастущем или культурном растении (по своему выбору); — формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке |
Дикие и домашние животные Дикие и домашние животные, их сходство и различие. Значение для человека диких и домашних животных. Разнообразие домашних животных | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — сравниватьи различатьдиких и домашних животных, обозначатьсоответствующие рисунки цветными фишками, осуществлятьконтроль и коррекцию; — работать в группе: приводитьпримеры диких и домашних животных, моделироватьзначение домашних животных для человека, рассказыватьо значении домашних животных и уходе за ними; — находитьв тексте нужную информацию, обсуждатьматериалы книги «Зелёные страницы»; — сочинятьи рассказыватьсказочную историю о диком или домашнем животном (по своему выбору); — формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке |
Комнатные растения Комнатные растения, их роль в жизни человека. Происхождение наиболее часто разводимых комнатных растений. Уход за комнатными растениями | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — узнаватькомнатные растения на рисунках, осуществлятьсамопроверку; — работать в паре: определятьс помощью атласа-определителя комнатные растения своего класса, находитьв атласе-определителе информацию о них; — оцениватьроль комнатных растений для физического и психического здоровья человека; — практическая работа в группе: осваиватьприёмы ухода за комнатными растениями в соответствии с инструкцией; — формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке |
Животные живого уголка Животные живого уголка: аквариумные рыбки, морская свинка, хомяк, канарейка, попугай. Особенности ухода за животными живого уголка. Роль содержания животных в живом уголке для физического и психического здоровья человека | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — рассказыватьо животных живого уголка и уходе за ними; — работать в паре: определятьживотных живого уголка с помощью атласа-определителя и учебника; использоватьинформацию из атласа-определителя для подготовки сообщения; — рассказыватьо своём отношении к животным живого уголка, объяснятьих роль в создании благоприятной психологической атмосферы; — практическая работа в группе: осваиватьприёмы содержания животных живого уголка в соответствии с инструкциями; характеризовать предметы ухода за животными в зависимости от их назначения; — формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке |
Про кошек и собак Кошки и собаки в доме человека. Породы кошек и собак. Роль кошек и собак в жизни человека. Уход за домашними животными. Ответственное отношение к содержанию домашних питомцев | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — определятьпороды кошек и собак, пользуясь иллюстрациями учебника, атласом-определителем; — приводить примерыпород собак с помощью атласа-определителя; — обсуждатьроль кошки и собаки в хозяйстве человека и создании благоприятной психологической атмосферы в доме, объяснятьнеобходимость ответственного отношения к домашнему питомцу; — работать в группе: использоватьтексты учебника как образец для выполнения заданий (составлятьсловесный портрет своего питомца, извлекатьиз дополнительной литературы нужную информацию, составлятьобщий план рассказа о домашнем питомце); — формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке |
Красная книга Необходимость создания Красной книги. Красная книга России и региональные Красные книги. Сведения о некоторых растениях и животных, внесённых в Красную книгу России (венерин башмачок, лотос, женьшень, дровосек реликтовый, белый журавль, зубр). Меры по сохранению и увеличению численности этих растений и животных | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — работать в паре: выявлятьпричины исчезновения изучаемых растений и животных; предлагатьи обсуждатьмеры по их охране; — работать в группе: читатьтексты учебника и использоватьполученную информацию для подготовки собственного рассказа о Красной книге; составлятьобщий план рассказа о редком растении и животном; рассказыватьо редких растениях и животных по ставлен- ному плану; — работать со взрослыми: узнавать, какие растения и животные родного края внесены в Красную книгу; подготовитьс помощью дополнительной литературы, Интернета сообщение о растении или животном из Красной книги России (по своему выбору); — формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке |
Будь природе другом! Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту» Что угрожает природе. Правила друзей природы. Экологические знаки. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — работать в паре:по схеме в учебнике анализироватьфакторы, угрожающие живой природе, рассказыватьо них; — знакомитьсяс правилами друзей природы и экологическими знаками, договариватьсяо соблюдении этих правил; предлагатьаналогичные правила, рисоватьусловные знаки к ним; — читатьи обсуждатьрассказ Ю. Аракчеева «Сидел в траве кузнечик»; — формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке. В ходе выполнения проекта дети учатся: — распределятьобязанности по выполнению проекта; — извлекатьинформацию из различных источников; — готовитьрисунки и фотографии (слайды мультимедийной презентации); — составлятьсобственную Красную книгу; — презентоватьКрасную книгу с использованием подготовленных наглядных материалов; — оцениватьсвои достижения в выполнении проекта |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа» Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений | — Выполнятьтестовые задания учебника; — оцениватьправильность/неправильность предложенных ответов; — оцениватьбережное или потребительское отношение к природе; — формироватьадекватную самооценку в соответствии с набранными баллами |
Раздел «Жизнь города и села» (10ч) | |
Что такое экономика Экономика и её составные части: сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт, торговля. Связи между составными частями экономики. Экономика родного края. Деньги | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — рассказыватьоб отраслях экономики по предложенному плану; — работать в паре: анализироватьвзаимосвязи отраслей экономики при производстве определённых продуктов; моделироватьвзаимосвязи отраслей экономики самостоятельно предложенным способом; извлекатьиз различных источников сведения об экономике и важнейших предприятиях региона и своего города (села) и готовитьсообщения; — читатьпредложенный текст, находитьв нём ответы на поставленные вопросы, формулироватьсобственные вопросы к тексту, оцениватьответы одноклассников; — определятьпо фотографии деньги разных стран; — работать со взрослыми: находитьв дополнительной литературе информацию о деньгах разных стран, готовитьсообщение; — формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке |
Из чего что сделано Использование природных материалов для изготовления предметов. Простейшие производственные цепочки: во что превращается глина, как рождается книга, как делают шерстяные вещи. Уважение к труду людей | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — классифицироватьпредметы по характеру материала, обозначатьсоответствующие иллюстрации цветными фишками, осуществлятьконтроль и коррекцию; — работать в группе:по рисункам учебника прослеживатьпроизводственные цепочки, моделироватьих, составлятьрассказ, приводитьдругие примеры использования природных материалов для производства изделий; — формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке |
Как построить дом Представление о технологии строительства городского и сельского домов. Строительные машины и материалы. Виды строи тельной техники в зависимости от назначения | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — рассказывать(по своим наблюдениям) о строительстве городского и сельского домов; — работать в паре: сравниватьтехнологию возведения многоэтажного городского дома и одноэтажного сельского; узнаватьна иллюстрациях учебника строительные машины и строительные материалы, объяснятьих назначение, проводитьсамопроверку, рассказыватьо строительных объектах в своём городе (селе); — читатьтекст учебника, находитьназванные в нём машины на рисунке, рассказыватьо строительных машинах, пользуясь информацией учебника, предлагатьвопросы к тексту, оцениватьответы одноклассников; — формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке |
Какой бывает транспорт Виды транспорта. Первоначальные представления об истории развития транс порта | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — работать в паре: классифицироватьсредства транспорта (предлагатьварианты классификации, анализироватьсхемы и выделятьоснования для классификации, приводитьпримеры транспортных средств каждого вида); — узнаватьпо фотографиям транспорт служб экстренного вызова, соотноситьего с номерами телефонов экстренного вызова, обозначатьсоответствие стрелками из цветной бумаги, осуществлятьконтроль и коррекцию; запомнить номера телефонов экстренного вызова 01, 02, 03; — работать в группе: рассказыватьоб истории водного и воздушного транспорта, используя информацию учебника и дополнительных источников, составлятьобщий план рассказа об истории различных видов транспорта; — формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке |
Культура и образование Учреждения культуры (музей, театр, цирк, выставочный зал, концертный зал, библиотека) и образования (школа, лицей, гимназия, колледж, университет, консерватория), их роль в жизни человека и общества. Разнообразие музеев. Первый музей России — Кунсткамера | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — различатьучреждения культуры и образования, узнаватьих по фотографиям, приводитьпримеры учреждений культуры и образования, в том числе в своём регионе; — извлекатьиз текста учебника нужную информацию, предлагатьвопросы к тексту, отвечатьна вопросы одноклассников; — обсуждатьроль учреждений культуры и образования в нашей жизни; — работать со взрослыми: посещатьмузеи и рассказыватьо них; с помощью Интернета совершатьвиртуальную экскурсию в любой музей (по своему выбору); — формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке |
Все профессии важны. Проект «Профессии» Разнообразие профессий, их роль в экономике и в жизни людей. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — рассказыватьо труде людей известных детям профессий, о профессиях своих родителей и старших членов семьи, о том, кем бы детям хотелось стать; — работать в паре: определятьназвания профессий по характеру деятельности и находитьих представителей на фотографиях; — обсуждатьроль людей различных профессий в нашей жизни; — читатьи обсуждатьрассказ «Кто сделал хлеб», устанавливатьвзаимосвязь труда людей разных профессий; — формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке. В ходе выполнения проекта дети учатся: — распределятьобязанности по подготовке проекта (кто о какой профессии будет собирать материал); — интервьюироватьреспондентов об особенностях их профессий; — подбиратьфотографии из семейных архивов; — составлятьрассказы о профессиях родных и знакомых; — собирать материалв «Большую книгу профессий»; — презентоватьработы; — оцениватьрезультаты выполнения проекта |
В гости к зиме (экскурсия) Наблюдение за зимними явлениями в неживой и живой природе | — Пониматьучебную задачу экскурсии и стремитьсяеё выполнить; — наблюдатьза зимними погодными явлениями; — обсуждатьзимние явления в неживой природе в прошедшие дни; — исследоватьпласт снега, чтобы пронаблюдать его состояние в зависимости от чередования оттепелей, снегопадов и морозов; — определятьдеревья по их силуэтам и описаниям в атласе-определителе «От земли до неба»; — распознаватьосыпавшиеся на снег плоды и семена растений и следы животных; — наблюдатьповедение зимующих птиц; — формулироватьвыводы по материалу экскурсии; — оцениватьсвои достижения и поведение во время экскурсии |
В гости к зиме (урок) Зимние явления в неживой и живой природе | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — обобщатьнаблюдения за зимними природными явлениями, проведёнными во время экскурсий и в предшествующие дни зимы; — работать в группе: знакомитьсяпо материалам учебника с изменениями в неживой и живой природе зимой, готовитьсообщения и выступатьс ними; — формулироватьправила безопасного поведения на улице зимой; — обсуждатьправила охраны природы зимой по материалам книги «Великан на поляне»; — работать со взрослыми: вестинаблюдения в природе, фиксироватьих в «Научном дневнике», готовитьфоторассказ или серию рисунков на тему «Красота зимы»; подкармливатьзимующих птиц; — формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села» Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений | — Выполнятьтестовые задания учебника; — оцениватьправильность/неправильность предложенных ответов; — формироватьадекватную самооценку в соответствии с набранными баллами |
Презентация проектов «Родной город (село)», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии» Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений | — Выступатьс подготовленными сообщениями, иллюстрироватьих наглядными материалами; — обсуждатьвыступления учащихся; — оцениватьсвои достижения и достижения других учащихся |
Раздел «Здоровье и безопасность» (9 ч) | |
Строение тела человека Знакомство с целями и задачами раздела. Внешнее и внутреннее строение тела человека. Местоположение важнейших органов и их работа | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — работать в группе: называтьи показыватьвнешнее строение тела человека; определятьна рисунке учебника или на муляже положение внутренних органов человека; моделироватьвнутреннее строение тела человека; — работа в паре: извлекатьиз текста учебника информацию о строении и работе внутренних органов человека, предлагатьвопросы по содержанию текста, оцениватьответы одноклассников; — формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке |
Если хочешь быть здоров Режим дня второклассника. Правила личной гигиены. Режим питания и разнообразие пищи. Уход за зубами | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — рассказыватьо своём режиме дня; составлятьрациональный режим дня школьника; — обсуждатьсбалансированное питание школьника; — работать в паре: различатьпродукты растительного и животного происхождения, осуществлять самопроверку; — формулироватьправила личной гигиены; характеризоватьназначение предметов гигиены, выделятьсреди них те, которые у каждого человека должны быть собственными; — демонстрироватьумение чистить зубы, полученное в 1 классе; на основе текста учебника дополнятьправила ухода за зубами; — формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке |
Берегись автомобиля! Правила безопасного поведения на улицах и дорогах (дорожные знаки, сигналы светофора) | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — анализироватьпредставленную на рисунке дорожную ситуацию, выбиратьиз предложенных подходящий дорожный знак, объяснятьсвоё решение; — работа в паре: соотноситьизображения и названия дорожных знаков, обозначатьсоответствие стрелками из цветной бумаги, осуществлятьконтроль и коррекцию; — выбиратьи отмечатьфишками дорожные знаки, встречающиеся на пути в школу; — моделироватьсигналы светофоров; характеризоватьсвои действия как пешехода при различных сигналах; — формулировать, пользуясь рисунком учебника, правила движения по загородной дороге, осуществлять самопроверку; — оцениватьсвои достижения на уроке |
Школа пешехода Освоение правил безопасности пешехода. Практическая работа на пришкольном участке или на полигоне ГИБДД (ДПС) | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — работа в группе: формулироватьправила безопасности на основе прочитанных рассказов; — практическая работа: учитьсясоблюдать изученные правила безопасности под руководством учителя или инструктора ДПС; — формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке |
Домашние опасности Правила безопасного поведения в быту | — работать в группе:на основе текста учебника формулироватьправила безопасного поведения в быту, моделироватьих с помощью условных знаков, узнавать (расшифровывать) правила по предложенным в учебнике знакам, сравниватьсвои знаки с представленными в учебнике; — формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке |
Пожар! Правила противопожарной безопасности. Вызов пожарных по телефону | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — характеризоватьпожароопасные предметы (раскалённые предметы, воспламеняющиеся вещества, открытый огонь); — запомнитьправила предупреждения пожара; — моделироватьвызов пожарной охраны по обычному и мобильному телефонам, по номеру МЧС; — работать в паре: рассказыватьо назначении предметов противопожарной безопасности; читатьи обсуждатьрассказ «Горит костёр» в книге «Великан на поляне»; — работать со взрослыми: находитьв Интернете информацию о работе пожарных, готовитьсообщение; — формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке |
На воде и в лесу Правила безопасного поведения на воде и в лесу | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — характеризоватьпотенциальные опасности пребывания у воды и в лесу; — запомнитьправила поведения во время купания; — работать в паре: различатьсъедобные и ядовитые грибы, обозначатьих на рисунке фишками разного цвета, осуществлятьконтроль и коррекцию; — находитьнужную информацию в книге «Зелёные страницы» (рассказ «Коварные двойники»); — определятьс помощью атласа-определителя жалящих насекомых, осуществлять самопроверку; — формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке |
Опасные незнакомцы Опасные ситуации при контактах с незнакомыми людьми. Вызов полиции по телефону. Действия в ситуациях «Потерялась», «Мамина подруга» и аналогичных | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — характеризоватьпотенциальные опасности при контактах с незнакомыми людьми (с опорой на иллюстрации учебника); предлагатьи обсуждатьварианты поведения в подобных ситуациях, запомнитьправила поведения при контактах с незнакомцами; — моделироватьзвонок по телефону (обычному и мобильному) в полицию и МЧС; — работать в группе:по материалам учебника осваиватьправила поведения в ситуациях «Потерялась», «Мамина подруга» и аналогичных, моделироватьих в ходе ролевых игр; — работать со взрослыми: обсуждатьдругие опасные ситуации, связанные с незнакомыми людьми, сочинятьоб этом рассказ по аналогии с рассказами в учебнике; — формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность» Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений | — Выполнятьтестовые задания учебника; — оцениватьправильность/неправильность предложенных ответов; — формироватьадекватную самооценку в соответствии с набранными баллами |
Раздел «Общение» (7 ч) | |
Наша дружная семья Знакомство с целями и задачами раздела. Семья как единство близких людей. Культура общения в семье. Нравственные аспекты взаимоотношений в семье | — Пониматьучебные задачи при изучении материала раздела «Общение» и данного урока и стремитьсяих выполнить; — рассказыватьпо рисунку и фотографиям учебника о семейных взаимоотношениях, семейной атмосфере, общих занятиях; — формулироватьпонятие «культура общения»; — обсуждатьроль семейных традиций для укрепления семьи; — моделироватьситуации семейного чтения и семейных обедов; — формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке |
Проект «Родословная» Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы | В ходе выполнения проекта дети учатся: — интервьюироватьродителей о представителях старшего поколения, их именах, отчествах, фамилиях; — отбиратьфотографии из семейного архива (желательно отсканировать в едином формате); — составлятьродословное древо семьи; — презентоватьсвой проект с демонстрацией родословного древа; — оцениватьсвои достижения |
В школе Классный и школьный коллективы. Совместная учёба, игры, отдых. Этика общения с одноклассниками, учителями и руководством школы | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — рассказыватьо своём школьном коллективе, совместных мероприятиях в классе, школе; — обсуждатьвопрос о культуре общения в школе; — формулироватьправила общения с одноклассниками и взрослыми в стенах школы и вне её; — оцениватьс нравственных позиций формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе и других общественных местах; — моделироватьразличные ситуации общения на уроке и переменах; — формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке |
Правила вежливости Правила этикета в общении. Формулы приветствия и прощания. Этикет общения по телефону. Правила поведения в общественном транспорте | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — обсуждать, какие формулы вежливости имеются в русском языке и как они применяются в различных ситуациях общения; — формулироватьправила поведения в общественном транспорте и в общении мальчика с девочкой, мужчины с женщиной; — моделироватьситуации общения в различных ситуациях; — формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке |
Ты и твои друзья Что самое ценное в дружбе. Отражение ценностей дружбы, согласия, взаимной помощи в культуре разных народов (на примере пословиц и поговорок). Культура поведения в гостях | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — обсуждатьморально-этические аспекты дружбы на примере пословиц народов России; — обсуждатьпроблему подарка в день рождения друга; — обсуждатьправила поведения за столом; — моделироватьправила поведения за столом (практическая работа); — формулироватьправила этикета в гостях; — формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке |
Мы — зрители и пассажиры Правила поведения в общественных местах (в театре, кинотеатре, консерватории, общественном транспорте | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — обсуждатьправила поведения в театре (кинотеатре, консерватории) и формулировать их, возражая Советам Попугая; — обсуждатьправила поведения в общественном транспорте (автобусе, троллейбусе, трамвае, метро) и формулироватьих на основе иллюстраций учебника; — формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение» Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений | — Выполнятьтестовые задания учебника; — оцениватьправильность/неправильность предложенных ответов; — формироватьадекватную самооценку в соответствии с набранными баллами |
Раздел «Путешествия» (18 ч) | |
Посмотри вокруг Знакомство с целями и задачами раздела. Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Форма Земли | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — сравниватьфотографии в учебнике, находитьлинию горизонта; — различатьстороны горизонта, обозначать их на схеме; — работать в паре: находитьна схеме и называтьуказанные стороны горизонта, моделироватьстороны горизонта; — анализироватьтекст учебника, на его основе объяснятьразличия во внешнем виде нашей планеты, сопоставлятьвид Земли с самолёта (аэрофотосъёмка) с видом Земли из космоса, формулироватьвывод о форме Земли; — формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке |
Ориентирование на местности (2 ч) Что такое ориентирование на местности. Ориентиры. Ориентирование по компасу, солнцу, местным природным признакам. Компас — прибор для определения сторон горизонта. Как пользоваться компасом | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — работать в паре: находитьориентиры на рисунке учебника, по дороге от дома до школы, в своём городе (селе); — практическая работа в паре: знакомитьсяс устройством компаса и правилами работы с ним, осваиватьприёмы ориентирования по компасу; — знакомитьсясо способами ориентирования по солнцу, по местным природным признакам; — формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке |
Формы земной поверхности Равнины и горы. Холмы и овраги. Красота гор | — Пониматьучебную задачу урока и стремиться её выполнить; — сопоставлятьфотографии равнин и гор для выявления существенных признаков этих форм земной поверхности; анализироватьцветовое обозначение равнин и гор на глобусе; — работать в паре: сравниватьпо схеме холм и гору, осуществлятьсамопроверку с помощью текста учебника; характеризовать(на основе наблюдений) поверхность своего края; — описыватькрасоту гор (на основе фотографий в учебнике, рассказа Н. И. Сладкова, личных впечатлений); — работать со взрослыми: составлятьфоторассказ на тему «Красота гор»; — формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке |
Водные богатства Водные богатства нашей планеты: океаны, моря, озёра, реки, каналы, пруды, водохранилища. Части реки. Водные богатства родного края. Красота моря | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — различатьводоёмы естественного и искусственного происхождения, узнаватьих по описанию; — работать в паре: анализироватьсхему частей реки, рассказыватьо частях реки по схеме, осуществлять самопроверку; на основе наблюдений рассказыватьо водных богатствах своего края; — обсуждатьэстетическое воздействие моря на человека (по рассказу К. Д. Ушинского, фотографиям в учебнике, личным впечатлениям); — работать со взрослыми: составлятьфоторассказ на тему «Красота моря»; — формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке |
В гости к весне (экскурсия) Наблюдения за весенними явлениями природы | Пониматьучебную задачу экскурсии и стремитьсяеё выполнить; — наблюдатьза состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, цветением растений, появлением первых птиц и т. д., используя при этом атлас-определитель «От земли до неба»; — формулироватьвыводы о весенних явлениях природы, воздействии пробуждения природы на человека; — оцениватьсвои достижения на экскурсии |
В гости к весне (урок) Весенние явления в неживой и живой природе | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — рассказыватьо своих весенних наблюдениях в природе родного края; — работать в группе: знакомитьсяпо учебнику с изменениями в неживой и живой природе весной; находитьв книге «Зелёные страницы» информацию на заданную тему, различатьизвестную и новую для себя информацию; узнаватьперелётных птиц на рисунке, осуществлятьсамопроверку; выступатьс сообщениями в классе; — моделироватьвзаимосвязи весенних явлений в неживой и живой природе — работать со взрослыми: наблюдатьвесенние явления в природе, фиксироватьрезультаты наблюдений в рабочей тетради («Мой научный дневник»), составлятьфоторассказ или выполнятьсерию рисунков на тему «Красота весны»; — формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке |
Россия на карте Что такое карта. Изображение территории России на карте. Как читать карту. Правила показа объектов на настенной карте | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — сравниватьизображение России на глобусе и карте; — работать в паре: соотноситьпейзажи России на фотографиях учебника с местоположением их на физической карте России, обозначатьих фишками с соответствующими номерами; осваиватьприёмы чтения карты (определение сторон горизонта, форм земной поверхности, других объектов с помощью условных знаков); — учиться правильно показыватьобъекты на настенной карте (по инструкции учебника); — формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке |
Проект «Города России» Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы | В ходе работы над проектом дети учатся: — распределятьобязанности по выполнению проекта; — в дополнительной литературе и Интернете находитьсведения об истории и достопримечательностях избранного для исследования города; — составлять презентациюсвоего исследования, снабдив её фотографиями (открытками, слайдами); — презентоватьсвои проекты (проекты, выполненные в паре, группе); — оцениватьдостижения свои и товарищей; — оформлятьстенд «Города России» |
Путешествие по Москве Москва — столица нашей Родины. Первоначальные сведения об истории основания города. План Москвы. Герб Москвы. Основные достопримечательности столицы | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — находитьМоскву на карте России; знакомитьсяс планом Москвы, находитьна нём достопримечательности столицы; — работать в паре: соотноситьфотографии достопримечательностей Москвы с собственными наблюдениями, отмечатьфишками знакомые объекты, описыватьдостопримечательности по фотографиям и своим впечатлениям; — отличатьгерб Москвы от гербов других городов; — работать со взрослыми: совершитьвиртуальную экскурсию по Москве с помощью Интернета; — формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке |
Московский Кремль Московский Кремль — символ нашей Родины. Достопримечательности Кремля и Красной площади | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — обсуждатьзначение Московского Кремля для каждого жителя России; — работать в паре: находитьна фотографии в учебнике достопримечательности Кремля, рассказыватьо них по фотографии; извлекатьиз дополнительной литературы информацию о достопримечательностях Кремля и готовитьсообщения по предложенному плану; — читатьтекст учебника, находитьв нём сведения из истории Кремля в соответствии с предложенными вопросами; сопоставлятьсовременный облик Кремля с видами Кремля в прошлом на картинах А. Васнецова; — рассказыватьо Красной площади по фотографиям в учебнике и своим впечатлениям, описыватьдостопримечательности Красной площади по фотографиям; — формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке |
Город на Неве Санкт-Петербург — Северная столица России. Герб и план города, архитектурные памятники. Памятник Петру I, история его создания | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — находитьСанкт-Петербург на карте России; знакомитьсяс планом Санкт-Петербурга, находитьна нём достопримечательности города; — работать в паре: соотноситьфотографии достопримечательностей Санкт-Петербурга с собственными наблюдениями, отмечатьфишками знакомые объекты, описыватьдостопримечательности по фотографиям и своим впечатлениям; рассказыватьпо приведённому образцу об одной из достопримечательностей Санкт-Петербурга с использованием (при необходимости) дополнительной литературы — отличатьгерб Санкт-Петербурга от гербов других городов; — работать со взрослыми: совершитьвиртуальную экскурсию по Санкт-Петербургу с помощью Интернета; — читатьрассказ об истории создания памятника Петру I, предлагатьвопросы к рассказу, оцениватьответы одноклассников; — формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке |
Путешествие по планете Карта мира. Океаны и материки (конти- ненты), их изображение на карт | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — сравниватьглобус и карту мира; находить, называтьи показыватьна глобусе и карте мира океаны и материки; — работать в паре: соотноситьфотографии, сделанные на разных материках, с местоположением этих районов на карте мира, обозначатьих фишками с соответствующими номерами; — формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке |
Путешествие по материкам Особенности природы и жизни людей на разных материках. Части света: Европа и Азия | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — находитьматерики на карте мира; — работать в группе: знакомитьсяс особенностями материков с помощью учебника и других источников информации; готовить сообщенияи выступатьс ними перед классом; — предлагатьвопросы по содержанию сообщений, оцениватьответы одноклассников; — формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке |
Страны мира. Проект «Страны мира» Физические и политические карты. Политическая карта мира. Знакомство с некоторыми странами. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — сравниватьфизическую и политическую карты мира; — находитьи показыватьна политической карте мира территорию России, других стран; — работать в паре: соотноситьфотографии достопримечательностей отдельных стран с местоположением этих стран на политической карте, обозначатьэти страны соответствующими фишками; рассказыватьпо фотографиям о том, что можно увидеть в разных странах; с помощью карты приводить примерыстран, расположенных на разных материках; — пользуясь дополнительной литературой, определять, каким странам принадлежат представленные флаги; — формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке. В ходе выполнения проекта дети учатся: — распределятьобязанности по выполнению проекта; — готовитьсообщения (индивидуальные, в парах, в группах) о выбранных странах; — подбиратьфотографии достопримечательностей (открытки, слайды); — презентоватьсвои исследования с демонстрацией иллюстраций; — оцениватьсвои достижения в выполнении проекта |
Впереди лето Летние явления в неживой и живой природе. Разнообразие растений и животных, доступных для наблюдений в летнее время. Красота животных | — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить; — определятьцветущие летом травы, насекомых и других животных с помощью атласа-определителя «От земли до неба», осуществлятьсамопроверку; — читатьи обсуждатьрассказ «Разговор в лесу» в книге «Великан на поляне», разыгрыватьсценку по этому рассказу; — приводитьпримеры летних явлений в неживой и живой природе; — рассказыватьо красоте животных по своим наблюдениям; — работать со взрослыми:за лето подготовитьфоторассказы или выполнитьрисунки по темам «Красота лета», «Красота животных»; — формулироватьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьдостижения на уроке |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия» Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений | — Выполнятьтестовые задания учебника; — оцениватьправильность/неправильность предложенных ответов; — формироватьадекватную самооценку в соответствии с набранными баллами |
Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира» Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений | — Выступатьс подготовленными сообщениями, иллюстрироватьих наглядными материалами; — обсуждатьвыступления учащихся; — оцениватьсвои достижения и достижения других учащихся |