Тарифы железнодорожного транспорта
Тарифы по магистральным железным дорогам разрабатываются Министерством путей сообщения, при этом степень такой разработки очень высока, поэтому этими тарифами часто пользуются и ведомственные железные дороги. Тарифообразующими факторами при перевозках по железной дороге являются три.
1 - Вид груза, при этом по части грузов тарифы построены в зависимости от его веса: сыпучие материалы, металлы, наливные грузы; по другим - в зависимости от объема: перевозка дерева, целлюлозы, контейнеров и т.д. При определении тарифа за вес введено ограничение: до 80 т тариф строится пропорционально весу, после 80 т за каждую тонну тариф идет со специальным округлением. При расчете веса груза проводится его округление. При этом до 10 тонн округление проводится до ближайшей сотни, а после 10 тонн - до ближайшей тонны, т.е. если провозится груз в 272 кг, то платится тариф за 300 кг, а если 12584 кг, то платится за 13 тонн.
2 - Расстояние перевозки. Тариф меняется неравномерно, установлено несколько зон. Так, при перевозке груза до 50 км тариф меняется через каждые 5 км, если свыше 50 км, то изменение идет через 10 км и т.д. При расстоянии от 5000 до 12000 км тариф меняется через каждые 200 км. Необходимо определить само понятие расстояния. Во-первых, оно рассчитывается по кратчайшему пути, независимо от того, как фактически осуществляется перевозка. Во-вторых, расстояние берется только по магистральным дорогам, т.е. по путям Министерства путей сообщения. Окончанием расстояния считается ближайшая к получателю груза станция на магистральной дороге.
3 - Способ перевозки. Различают перевозки в стандартных средствах транспорта, к которым относятся: 4-осные открытые вагоны и полувагоны, крытые 4-осные вагоны, цистерны; перевозка в специальных средствах: вагонах-холодильниках и морозильниках, зерновозах, хопперах, скотовозах, цементовозах, платформах для перевозки автомобилей и т.д. Как правило, тариф берется за один стандартный или специальный вагон и за расстояние.
Кроме стандартных грузов, тариф на которые рассчитывается от веса или объема, железные дороги осуществляют перевозки нестандартных и особых грузов, тариф за которые увеличивается. К нестандартным грузам относятся такие, габариты которых больше (сельскохозяйственные машины, химические аппараты и т.д.), им требуется специальное переоборудование платформ. К особым грузам относится перевозка ядов, химикатов, взрыво- или огнеопасных грузов, трупов и т.д. Если перевозится такой груз, на который нет тарифа, то пользуются ближайшим тарифом из данной группы; если отсутствует и группа, то в расчет принимают наибольшую величину тарифа.
Тарифы за провоз порожняка устанавливаются начальником дороги, однако если железная дорога не может заполнить порожняк по организационно-экономическим причинам, то его оплачивает заказчик груза, т.е. его оплата входит в состав основного тарифа. Тарифы на перевозки по узкоколейным железным дорогам и дорогам местного назначения устанавливаются начальником дороги.
В состав тарифа на перевозки часто входит оплата погрузочно-разгрузочных работ, тарифы на которые построены по такой же номенклатуре грузов, что и перевозки. При нестандартных грузах тариф строится в зависимости от трудоемкости этих работ. Основным документом, регламентирующим деятельность железных дорог, является устав. В нем указаны нормы погрузки и разгрузки различных видов транспортных средств, выход за пределы которых приводит к неустойкам, пени, штрафам. Например, норма на разгрузку 4-осного закрытого вагона составляет 2 часа. Кроме норм разгрузки существуют нормы простоя вагонов, вагон не должен стоять больше суток со дня его прибытия. Если предприятие после сообщения железной дороги не разгрузило вагон, то с него берутся дополнительные платежи и за хранение груза, и за задержку вагона.
Еще одним составляющим платежей за перевозку грузов являются тарифы за хранение грузов. Они составляются в зависимости от вида груза и условий хранения: сыпучие на открытой площадке, объемные на открытой площадке, хранение грузов на огражденной охраняемой площадке, в закрытом пакгаузе. Основным тарифообразующим фактором является время хранения, площадь, занимаемая грузом. Железная дорога работает по единому уставу, где введены нормы хранения грузов. Востребованность грузов за пределами нормы увеличивает тариф за хранение. Например, если какая-либо фирма вовремя не разгрузила пришедший в ее адрес вагон, с нее берется штраф и за неразгрузку вагона, и за превышение сроков хранения груза.
К железнодорожным тарифам относится и система сборов, взимаемых за дополнительные услуги, оказываемые дорогой: за доочистку, дезинфекцию вагонов, исправление поломок и мелкий ремонт, возникший по вине заказчика. Начальник дороги устанавливает тарифы на перемещение грузов и пассажиров внутри дороги (местные линии), перевозки по узкоколейным железным дорогам, провоз порожняка. Существует надбавка к тарифу, связанная со скоростью перевозки. При скоростной перевозке тариф увеличивается в два раза, так как груз идет прямым сообщением без переформировки на узловых станциях.
Стоимость пассажирских перевозок зависит от двух признаков: скорости перевозки (пассажирские или скорые поезда) и комфортности (общие, плацкартные, купейные, СВ), тариф повышается на фирменные поезда с улучшенным обслуживанием.