Ценовая дискриминация первой степени - продажа каждой единицы товара по своей цене, равной цене спроса.
Рис. 4.7
В этом случае линия спроса и линия предельной выручки совпадают (Qd = MR) и монополист изымает в свою пользу весь излишек потребителя.
Ценовая дискриминация второй степени – продажа различных объемов товаров ( услуг) по разным ценам, так что уровень цены единицы товара (услуги) зависит от величины партии.
Рис. 4.8
Ценовая дискриминация третьей степени (сегментация рынка) - продажа единицы товара (услуги) по разным ценам на различных сегментах рынка.
Сегментация рынка - разделение рынка на отдельные подгруппы покупателей в зависимости от особенностей их спроса.
В этом случае в состоянии равновесия по всем сегментам рынка должно соблюдаться условие:
MR (QA) = MR(QB) = MR∑=MC.
Одновременно должно соблюдаться равенство:
РA/РB = (1 - 1/еB )/(1 -1/еа),
где еа и ев - эластичность спроса по цене на различных сегментах рынка.
Рис. 4.9
Задача.
Функция спроса на продукцию монополиста имеет вид:
QD= 16 - Р, а функция общих затрат TC = 14 + Q2.
1. По какой цене монополист будет реализовывать свою продукцию, и какую он получит прибыль?
2. Каков будет объем выпуска и прибыль монополиста, если он будет осуществлять совершенную ценовую дискриминацию?
Решение.
1. Условие максимизации прибыли монополии: MR =MC
В свою очередь, MR =(TR) . TR =P*Q.
В нашем случае: TR= (16- Q) * Q = 16Q - Q2
Отсюда: MR = 16+2Q; МС= 2Q.
Следовательно, если MR =МС, то 16-2Q = 2Q; Q =4.
Р = 16 - Q = 16 - 4 = 12.
В этих условиях: П = TR - ТС = 12*4 - (14 +42) = 18.
П= 18.
2. Условие максимизации . прибыли при совершенной ценовой дискриминации имеет вид: QD= MR.
Следовательно, 16 - Q = 2Q. Q = 5,33.
На основе функции спроса рассчитываем· величину общей выручки:
В этих условиях прибыль составляет: П = 71,08 _ 145,332 = 28,67.
П = 28,67
Задача.
Дана функция затрат предприятия - монополиста: ТС = 30 + 20Q,
функции спроса на продукцию монополиста на двух рынках:
Р1 = 40 - 2Q; Р2 = 80 - 10Q.
Определить объемы продаж и цены на каждом из двух рынков, максимизирующие прибыль монополиста.
Решение.
Находим функции общей выручки на каждом рынке:
TR1 = P1*Q1 = (40 - 2Q1)Q1 = 40Q1 - 2Q12;
TR2 = P2*Q2 = (80 - 10Q2)Q2 = 80Q2 - 10Q22.
Определяем величину предельной вblручки для каждого
рынка:
MR1 = 40-4Q1, MR2 = 80 -20Q2.
Находим величину предельных затрат: МС = 20.
Определяем объемы продаж на каждом рынке:
40 - 4Q1 = 20; Q1 = 5.
80 - 20 Q2 = 20; Q2 = 3.
В соответствии с функциями спроса на каждом рынке находим цены:
Р1= 40 – 2*5 = 30. Р1 = 30.
Р2= 80 - 10*3 = 30. Р2 =50.
Естественная монополия существует, когда экономия от масштаба позволяет одному предприятию удовлетворить весь рыночный спрос без (до) того, чтобы (как) отдача от масштаба начала снижаться.
В этом случае средние затраты фирмы в длительном периоде снижаются на широком (в сравнении со спросом) диапазоне изменения объема производства вследствие возрастающей отдачи от масштаба.
В естественной монополии входные барьеры основаны на особенностях технологии, а не на правах собственности.
Рис. 4.10
Естественная монополия нуждается в регулировании со стороны государства, которое может осуществляться в нескольких вариантах:
1.
2.
3.
4.
Монополистическая конкуренция
Монополистическая конкуренция возникает там, где хозяйничают десятки фирм, производящих дифференцированный продукт.
Индивидуализация продукции происходит в основном с помощью товарных знаков, наименований и рекламных кампаний. Благодаря этому фирмы создают для себя определенное монопольное положение, а доступ к рынку новых продавцов затруднен в силу наличия предпочтений потребителей.
При этом каждая фирма сама определяет свою ценовую политику, практически не реагируя на действия других фирм.
Рис. 4.11
В интервале Q2Q3 производитель чувствует себя монополистом. При сокращении производства до Q1 с намерением поднять цену часть покупателей уйдет к конкурентам и цена повысится незначительно. а при снижении цены до Р4 за счет привлечения новых покупателей объем спроса вырастет на относительно большую величину.
Условие максимизации прибыли фирмы при монополистической конкуренции: MR = МС. В коротком периоде это может привести к получению экономической прибыли 9рис. 4.12,а)
Эта ситуация в длительном периоде может привести к привлечению на данный рынок новых фирм и снижению прибыли до уровня нормальной (рис 4.12, б).
Рис. 4.12
В условиях монополистической конкуренции размер каждой фирмы меньше оптимального, в результате чего существует избыточная мощность – разница между фактическим выпуском и выпуском, при котором минимизируются затраты в этой отрасли.
Олигополия.
Олигополия существует тогда, когда на рынке лишь несколько продавцов определенного товара противостоят множеству покупателей
Для этой рыночной структуры типичны следующие признаки:
1. Взаимозависимость.
2. Совместные действия (сговор).
Универсальной теории олигополии не существует, поскольку реакция со стороны конкурентов на то или иное действие олигополиста может быть очень разной.