Ценовая дискриминация первой степени - продажа каждой единицы товара по своей цене, равной цене спроса.

Ценовая дискриминация первой степени - продажа каждой единицы товара по своей цене, равной цене спроса. - student2.ru

Рис. 4.7

В этом случае линия спроса и линия предельной выручки совпадают (Qd = MR) и монополист изымает в свою пользу весь излишек потребителя.

Ценовая дискриминация второй степени – продажа различных объемов товаров ( услуг) по разным ценам, так что уровень цены единицы товара (услуги) зависит от величины партии.

Ценовая дискриминация первой степени - продажа каждой единицы товара по своей цене, равной цене спроса. - student2.ru

Рис. 4.8

Ценовая дискриминация третьей степени (сегментация рынка) - продажа единицы товара (услуги) по разным ценам на различных сегментах рынка.

Сегментация рынка - разделение рынка на отдельные подгруппы покупателей в зависимости от особенностей их спроса.

В этом случае в состоянии равновесия по всем сегментам рынка должно соблюдаться условие:

MR (QA) = MR(QB) = MR=MC.

Одновременно должно соблюдаться равенство:

РAB = (1 - 1/еB )/(1 -1/еа),

где еа и ев - эластичность спроса по цене на различных сегментах рынка.

Ценовая дискриминация первой степени - продажа каждой единицы товара по своей цене, равной цене спроса. - student2.ru

Рис. 4.9

Задача.

Функция спроса на продукцию монополиста имеет вид:

QD= 16 - Р, а функция общих затрат TC = 14 + Q2.

1. По какой цене монополист будет реализовывать свою продукцию, и какую он получит прибыль?

2. Каков будет объем выпуска и прибыль монополиста, если он будет осуществлять совершенную ценовую дискриминацию?

Решение.

1. Условие максимизации прибыли монополии: MR =MC

В свою очередь, MR =(TR) . TR =P*Q.

В нашем случае: TR= (16- Q) * Q = 16Q - Q2

Отсюда: MR = 16+2Q; МС= 2Q.

Следовательно, если MR =МС, то 16-2Q = 2Q; Q =4.

Р = 16 - Q = 16 - 4 = 12.

В этих условиях: П = TR - ТС = 12*4 - (14 +42) = 18.

П= 18.

2. Условие максимизации . прибыли при совершенной ценовой дискриминации имеет вид: QD= MR.

Следовательно, 16 - Q = 2Q. Q = 5,33.

На основе функции спроса рассчитываем· величину общей выручки:

Ценовая дискриминация первой степени - продажа каждой единицы товара по своей цене, равной цене спроса. - student2.ru

В этих условиях прибыль составляет: П = 71,08 _ 14­5,332 = 28,67.

П = 28,67

Задача.

Дана функция затрат предприятия - монополиста: ТС = 30 + 20Q,

функции спроса на продукцию монополиста на двух рынках:

Р1 = 40 - 2Q; Р2 = 80 - 10Q.

Определить объемы продаж и цены на каждом из двух рынков, максимизирующие прибыль монополиста.

Решение.

Находим функции общей выручки на каждом рынке:

TR1 = P1*Q1 = (40 - 2Q1)Q1 = 40Q1 - 2Q12;

TR2 = P2*Q2 = (80 - 10Q2)Q2 = 80Q2 - 10Q22.

Определяем величину предельной вblручки для каждого

рынка:

MR1 = 40-4Q1, MR2 = 80 -20Q2.

Находим величину предельных затрат: МС = 20.

Определяем объемы продаж на каждом рынке:

40 - 4Q1 = 20; Q1 = 5.

80 - 20 Q2 = 20; Q2 = 3.

В соответствии с функциями спроса на каждом рынке находим цены:

Р1= 40 – 2*5 = 30. Р1 = 30.

Р2= 80 - 10*3 = 30. Р2 =50.

Естественная монополия существует, когда экономия от масштаба позволяет одному предприятию удовлетворить весь рыночный спрос без (до) того, чтобы (как) отдача от масштаба начала снижаться.

В этом случае средние затраты фирмы в длительном периоде снижаются на широком (в сравнении со спросом) диапазоне изменения объема производства вследствие возрастающей отдачи от масштаба.

В естественной монополии входные барьеры основаны на особенностях технологии, а не на правах собственности.

Ценовая дискриминация первой степени - продажа каждой единицы товара по своей цене, равной цене спроса. - student2.ru

Рис. 4.10

Естественная монополия нуждается в регулировании со стороны государства, которое может осуществляться в нескольких вариантах:

1.

2.

3.

4.

Монополистическая конкуренция

Монополистическая конкуренция возникает там, где хозяйничают десятки фирм, производящих дифференцированный продукт.

Индивидуализация продукции происходит в основном с помощью товарных знаков, наименований и рекламных кампаний. Благодаря этому фирмы создают для себя определенное монопольное положение, а доступ к рынку новых продавцов затруднен в силу наличия предпочтений потребителей.

При этом каждая фирма сама определяет свою ценовую политику, практически не реагируя на действия других фирм.

Ценовая дискриминация первой степени - продажа каждой единицы товара по своей цене, равной цене спроса. - student2.ru

Рис. 4.11

В интервале Q2Q3 производитель чувствует себя монополистом. При сокращении производства до Q1 с намерением поднять цену часть покупателей уйдет к конкурентам и цена повысится незначительно. а при снижении цены до Р4 за счет привлечения новых покупателей объем спроса вырастет на относительно большую величину.

Условие максимизации прибыли фирмы при монополистической конкуренции: MR = МС. В коротком периоде это может привести к получению экономической прибыли 9рис. 4.12,а)

Эта ситуация в длительном периоде может привести к привлечению на данный рынок новых фирм и снижению прибыли до уровня нормальной (рис 4.12, б).

Ценовая дискриминация первой степени - продажа каждой единицы товара по своей цене, равной цене спроса. - student2.ru

Рис. 4.12

В условиях монополистической конкуренции размер каждой фирмы меньше оптимального, в результате чего существует избыточная мощность – разница между фактическим выпуском и выпуском, при котором минимизируются затраты в этой отрасли.

Олигополия.

Олигополия существует тогда, когда на рынке лишь несколько продавцов определенного товара противостоят множеству покупателей

Для этой рыночной структуры типичны следующие признаки:

1. Взаимозависимость.

2. Совместные действия (сговор).

Универсальной теории олигополии не существует, поскольку реакция со стороны конкурентов на то или иное действие олигополиста может быть очень разной.

Наши рекомендации