Специфические функции контроллинга
Любой тип управления характеризуется функциями (система управления), приоритетами (механизм управления) и технологией (процесс разработки и принятия решений).
Специфические функции контроллинга:
1) мониторинг состояния и изменения организациипо всем сферам ее функционирования - экономической, социальной, технологической, организационной, информационной;
2) информационное обеспечение управленческих решений:поиск, получение и обработка информации, дифференциация информации по проблемам, организационным единицам, разработка альтернативных вариантов решений;
3) контроль и мотивация исполнения решений и творчества в деятельности.Эта функция "питает" систему ответственности и поощрений, которая может быть различной - административной, экономической, социально-психологической, коллективной и пр. Наблюдение за исполнением является и значительным мотивационным фактором, в том числе и фактором поощрения за творчество;
4) оценка устойчивости развития организации,осуществление антикризисного управления в виде решений по профилактике кризисов, готовности к кризисным ситуациям, определения характера и особенностей возможного или реального кризиса;
5) установление границ отклонений(ограничений) от действующих норм, плановых показателей и тенденций развития;
6) анализ причин отклонений,определение ограничений объективных, естественных в данной ситуации, необходимых для эффективности или для выбранной цели;
7) прогнозирование развитияна ближайшую и дальнюю перспективу;
8) контроль затрат и регулирование использования ресурсов:финансовых, материальных, людских, информационных, ресурсов времени и пространства;
9) разработка методологии планированияс учетом возможностей контроля, регулирования и координации, критериев динамики, эффективности, ресурсосбережения;
10) корректирование плановпо критическим ситуациям, изменяющимся условиям, возможностям выгоды, необходимости преобразований.
ТИПЫ КОНТРОЛЛИНГА
Существует множество типов контроллинга, которые отражают как его общие задачи, так и особенности организации и условий, в которых она находится. Очень часто в качестве главных типов контроллинга выделяют стратегический и тактический.
Стратегический контроллинготслеживает изменения, происходящие как в самой организации, так и в окружающей ее среде. При этом большую роль играет характер изменений.
Стратегический контроллинг ориентирован на поддержание и формирование потенциала успеха, проведение антикризисной политики по всем ее направлениям и решает следующие задачи: 1)контролирование реальности качественных и количественных параметров развития, установления целей, определения принципов антикризисного управления в конкретных условиях; 2)распределение по форме и мере ответственности за выполнение определенных заданий стратегической программы; 3)анализ и исследование альтернативных стратегий; 4)определение "критических" факторов реализации стратегической программы - как внешних, так и внутренних; 5)определение этапных моментов реализации стратегической программы, требующих усиления контроля, использования специальных методов оценки, обнаружения и пр.; 6)установление связи показателей с целью антикризисного управления, их валидности и надежности, достаточного состава, методики расчета; 7)формирование критериальной основы оценок, отклонений, нормативных величин.
Тактический контроллингв антикризисном управлении характеризует текущую деятельность по осуществлению систематизированного контроля деятельности организации и решает следующие задачи:
1)установление необходимой периодичности контроля, позволяющей своевременно обнаруживать возможности отклонений, опасные явления и слабые стороны;
2)определение и реализация масштабов контроля. Существуют системы тотального, выборочного, локального и общего контроля;
3)обеспечение глубины контроля, отражающей возможности улавливания слабых сигналов, обнаружения тех процессов, которые лишь в ближайшем будущем могут быть наиболее заметными;
4)регулирование трудоемкости контроля, которая в значительной степени зависит от его организации и методики, использования современных технических средств обработки информации, масштабов и глубины контроля, квалификации персонала, осуществляющего функцию контроля;
5)мотивация и обеспечение условий контроля, отражающие, что контроль всегда предполагает ту или иную меру участия человека;
6)определение критических точек контролируемого процесса.
Связи стратегического и тактического контроллинга проявляются в методологии и организации контрольной деятельности.
Методология контроллингахарактеризует его цели, подходы и принципы, инструменты и методы.