С учетом исторических и географических факторов). 3 страница
2) является форумом для проведения многосторонних переговоров между ее членами;
3) содействует разрешению торговых споров между членами ВТО;
4) осуществляет контроль за национальной политикой членов ВТО в области торговли;
5) осуществляет сотрудничество с другими международными учреждениями, занимающимися выработкой политического курса в сфере глобальной экономики.
Органы ВТО (Конференция министров, Генеральный совет, Комитет по урегулированию споров, Комитет по пересмотру торговой политики, Совет по услугам, Совет по товарам, Комитет по торговле и развитию, Комитет по бюджетным вопросам).
Возможности ВТО влиять на национальное право участников (обязаны обеспечивать соответствие своих законов, постановлений и административных процедур своим обязательствам)
Цели присоединения РФ к ВТО (получение лучших условий по доступа российской продукции на иностранные рынки; доступ к международному механизму разрешения споров; создание благоприятного климата для иностранных инвестиций (приведение законодательной системы в соответствие с нормами ВТО); расширение возможностей для российских инвесторов в странах – членах ВТО; создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок; участи в выработке правил международной торговли с учетом национальных интересов; улучшение имиджа РФ как полноправного участника международной торговли).
Переговоры ведутся по четырем направлениям:
1) Переговоры по тарифным вопросам (цель – определение максимального уровня ставок ввозных таможенных пошлин по всей Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, право на применение которых РФ получит после присоединения к ВТО).
2) Переговоры по с/х проблематике (охватывают тарифные аспекты, вопросы допустимых объемов внутренней государственной поддержки аграрного сектора, а также экспортных субсидий на с/х и продовольственные товары).
3) Переговоры по доступу на рынок услуг (цель – согласование условий доступа иностранных услуг и их поставщиков на российский рынок; наиболее сложные вопросы – финансовые и энергетические услуги).
4) Переговоры по системным вопросам (определение мер, которые РФ должна будет предпринять в области законодательства и его правоприменения для выполнения своих обязательств как будущего члена ВТО; сложности – несоответствие законодательства РФ и правоприменительной практики положениям ВТО; использование РФ после присоединения некоторых элементов ВЭД; запросы отдельных стран, выходящие за рамки многосторонних торговых соглашений ВТО).
Международное финансовые организации:
Международный валютный фонд (МВФ) (создан в 1944 г. на основе Бретон-Вудских соглашений (договоры, принятые Конференцией ООН по валютно-финансовым вопросам)).
Главная цель МВФ (координировать валютно-финансовую политику государств и предоставлять займы для поддержания их платежных балансов и валютных курсов).
МВФ также (содействует международному сотрудничеству в валютной области и росту мировой торговли; принимает меры для поддержания стабильности валют и упорядочения валютных отношений между государствами; участвует в создании многосторонней системы расчетов, свободных от валютных ограничений, в частности на трансферт валюты).
Органы МВФ (Совет управляющих, Временный комитет (24 члена), Комитет по развитию, исполнительный совет (24 члена),директор-распорядитель, Фонд системной трансформации, Фонд компенсационного финансирования, Фонд структурной адаптации).
Всемирный банк (сложное международное образование, связанное с ООН, включающее автономные учреждения, подчиненные Президенту Всемирного банка; цель – содействие экономическому и социальному развитию менее развитых членов ООН путем оказания финансовой и консультативной помощи и содействия в подготовке кадров).
Автономные учреждения Всемирного банка:
1) Международный банк реконструкции и развития (МБРР)
2) Международная финансовая корпорация (МФК);
3) Международная ассоциация развития (МАР);
4) Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ).
Международные организации по инвестициям.
Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ) 1988 (учреждено на основании Сеульской конвенции 1985, цель (поощрение иностранных капиталовложений на производственные цели) достигается путем предоставления гарантий, включая страхование и перестрахование иностранных инвестиций от некоммерческих рисков).
Организационно МАГИ связано с МБРР (президент МБРР – председатель Совета управляющих МАГИ; членами МАГИ могут быть только члены МБРР).
Гарантии предоставляются частным инвесторам (МАГИ заключает с частным инвестором контракт; при наступлении страхового случая МАГИ выплачивает предусмотренное вознаграждение, претензии частного инвестора к государству переходят к МАГИ (спор трансформируется в международно-правовой)).
Международные транспортные организации.
Организация международного ж/д транспорта (учреждена Соглашением о международных перевозках (КОТИФ) 1980).
Международная морская организация (ИМО) (учреждена Конвенцией 1958).
Цели ИМО (обеспечение сотрудничества в области торгового судоходства; содействие принятию высоких стандартов в вопросах безопасности на море и эффективности судоходства, предотвращению загрязнения моря; поощрение устранения дискриминационных мер и ограничений, предпринимаемых в отношении международного торгового судоходства).
Органы ИМО (Ассамблея, Совет (42 члена); Комитет по безопасности на море, Юридический комитет, Комитет по защите морской среды, Комитет по техническому сотрудничеству, Подкомитет по упрощению формальностей в морском судоходстве).
Международная организация гражданской авиации (ИКАО) (разрабатывает принципы и методы международной аэронавигации и содействует планированию и развитию международного воздушного транспорта).
Органы ИКАО (Ассамблея, Совет (33 члена), Аэронавигационная комиссия, Авиатранспортный комитет, Юридический комитет, Комитет по совместной поддержке, Финансовый комитет, Комитет по незаконному вмешательству, Комитет по кадрам, Комитет по техническому сотрудничеству).
Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА) (создана в 1945 г; цели – содействие развитию воздушного транспорта; поощрение деятельности авиапредприятий; разработка мер для их сотрудничества).
Органы ИАТА (Общее собрание, исполнительный комитет, комитеты (по перевозкам, финансовый, технический, юридический, по борьбе с угоном самолетов и хищением багажа и грузов).
Межгосударственный авиационный комитет (МАК) (создан на основе Соглашения о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства 1991; разрабатывает авиационные правила по нормированию летной годности гражданской авиационной техники и процедурам сертификации воздушных судов, правила ее производства, правила сертификации аэродромов, нормы воздействия авиации на ОС).
12. Основные понятия:
Международная экономическая интеграция; зона свободной торговли; таможенный союз; общий рынок; зкономический союз; Европейский Союз (ЕС); Содружество Независимых Государств (СНГ); НАФТА; АСЕАН.
В современных условиях региональная экономическая интеграция ведет к установлению более тесных экономических (а на этой основе и политических, научных, культурных) связей между странами-участницами. Экономическая интеграция полностью ликвидирует, либо существенно ослабляет барьеры на пути международной миграции товаров, услуг, капиталов и рабочей силы.
Созданию интеграционных группировок способствуют следующие условия.
1. Близость уровней экономического развития и степени рыночной зрелости экономик интегрирующихся стран. Обычно межгосударственная интеграция происходит либо между развитыми странами, либо между развивающимися странами. Внутри групп как развитых, так и развивающихся стран интеграционные процессы идут между государствами, находящимися на примерно одинаковом уровне экономического развития. Если это условие отсутствует, то интеграция начинается с заключения различных переходных соглашений, направленных на сближение уровней развития стран, выразивших желание интегрироваться.
2. Географическая близость интегрирующихся стран, наличие общей границы и исторически сложившихся экономических связей. Большинство интеграционных объединений в мире изначально охватывало несколько соседних стран, расположенных на одном континенте в непосредственной близости друг от друга, имеющих достаточно развитые транспортные коммуникации. Географические особенности, например, форма рельефа может экономически как объединять, так и разъединять страны. Например, горный рельеф западной части Латинской Америки, в совокупности со слабой обустроенностью транспортной инфраструктуры, в течение длительного времени являлся существенным препятствием на пути интеграции стран-членов Общего рынка южного конуса (МЕРКОСУР). Необходимость освоения Андского горного массива предопределила общий интерес экономического сближения стран региональной группы «Андский пакт».
3. Общность экономических и иных проблем, стоящих перед странами. Очевидно, что страны, у которых главная проблема – создание основ рыночной экономики, не могут сразу создавать более развитые формы интеграционных объединений со странами с развитой рыночной экономикой. Или, скажем, развивающиеся страны, которые пытаются решить проблему обеспечения населения предметами первой необходимости, не могут интегрироваться с государствами, обсуждающими проблемы свободы межгосударственного движения капитала.
Участие в международной экономической интеграции (МЭИ) обеспечивает странам положительные экономические эффекты. Так, в середине 80-х годов Комиссия Европейских Сообществ – исполнительный орган Европейского Экономического сообщества – поручила группе экспертов оценить потери интегрирующихся западноевропейских стран от национальной раздробленности рынка Сообщества. Это было выполнено в рамках проекта «Издержки отсутствия единой Европы» в 1986 – 1987 гг., по имени руководителя работ окончательные выводы по проекту получили наименование «Доклад Чеккини», а все материалы составили 12 томов по 600 страниц каждый. В докладе, в частности, отмечается, что административные и пограничные формальности только в шести странах (Бельгии, Франции, ФРГ, Италии, Нидерландах и Великобритании) обходятся, по разным оценкам, в 12,9 – 24,33 млрд. экю, в том числе административные издержки, которые оплачиваются предприятиями, – 7,5 млрд., потери, связанные с задержками на границах, – 415 – 830 млн., упущенные доходы – 4,5 – 15 млрд., издержки таможенного контроля, оплачиваемые казной, – 0,5 – 1,0 млрд. экю[50].
Приведем такой интересный факт. По оценкам западных экономистов, транспортировка, хранение и перегрузка составляют от 20 – 25% стоимости товара. По мере снижения скорости транспортировки товара этот процент растет в возрастающей прогрессии. В Западной Европе наличие пограничных и таможенных постов на многочисленных национальных границах привело к тому, что грузовой автомобиль, следующий с партией товаров, например, из Антверпена в Рим, двигался со средней скоростью 20 км в час[51]. То же расстояние грузовик США преодолевал со средней скоростью 60 км в час. В итоге, дополнительные издержки, которые вынуждены были нести западноевропейские фирмы в связи с существованием «частокола» национальных границ в Западной Европе, делали их продукцию менее конкурентоспособной в сравнении с аналогичной американской или японской.
Экономические выгоды для отдельных государств от участия в интеграционных объединениях можно подразделить на краткосрочные результаты и долгосрочные эффекты интеграции.
Краткосрочные эффекты МЭИ охватывают:
1. Микроэкономические преимущества узкоспециализированного производства, ориентированного на экспорт за счет «эффекта масштаба». Суть последнего состоит в том, что при определенной технологии и организации производства долговременные средние издержки сокращаются по мере увеличения объема выпускаемой продукции, т.е. возникает экономия, обусловленная массовым производством. Следовательно, странам будет выгодно торговать между собой, специализируясь в тех отраслях, которые характеризуются наличием эффекта масштаба (или массового производства). Однако для того, чтобы эффект массового производства мог быть реализован, необходим достаточно емкий рынок, который и формируется вследствие поступательного развития интеграции.
2. Рост уровня ценовой конкурентоспособности за счет устранения тарифных и нетарифных барьеров.
3. Стимулирование внутрирегиональной торговли за счет устранения торговых барьеров, интернационализации активов корпораций, участвующих в интеграции стран, способствующая росту внутрирегиональных инвестиций. В этой связи отметим, что в последней четверти XX века оформилось новое явление в международной экономике – так называемое «перекрестное инвестирование», типичное, в первую очередь, для развитых стран. Перекрестное инвестирование, как правило, носит внутриотраслевой характер и означает, что многие государства одновременно представляют собой страны происхождения и страны приема капитала. Участие стран в региональных экономических группировках, безусловно, стимулирует этот процесс.
Обратимся к перекрестному инвестированию в автомобильной промышленности. «Мерседес-Бенц» является одним из совладельцев «Фольксвагена», и наоборот – «Фольксваген» – один из совладельцев «Мерседеса». Аналогичная картина наблюдается между «Мерседесом» и «Порше» и т.д[52].
Долгосрочные эффекты МЭ, включающие:
1. Появление емкого рынка.
2. Рост прямых иностранных инвестиций (ПИИ), сопровождающийся организацией выпуска импортозамещающей продукции.
3. Создание благоприятных возможностей для дальнейшего роста концентрации и централизации производства и капитала, размещения предприятий на территории всего регионального блока. Примером может служить слияние автомобильных фирм «Пежо» и «Ситроен», совладельцем, которых, в частности, является «Фиат».
Региональная экономическая интеграция развивается от простых форм к сложным, а именно: от зоны свободной торговли к таможенному союзу, затем к общему рынку и экономическому союзу. Рассмотрим подробнее каждую отмеченную форму.
Зона свободной торговли. Страны-участницы отменяют таможенные барьеры и количественные ограничения во взаимной торговле. Как правило, соглашения о создании зон свободной торговли предусматривают постепенную взаимную отмену пошлин и других ограничений между договаривающимися странами по торговле промышленными товарами. При этом либерализация внешнеторговой политики по отношению к сельскохозяйственным товарам носит ограниченный характер и обычно охватывает лишь некоторые позиции товаров. Кроме того, страны не могут в одностороннем порядке повышать таможенные пошлины или вводить новые торговые барьеры.
В качестве примера успешно функционирующих зон свободной торговли можно привести следующие: Европейская ассоциация свободной торговли ЕFТА (Австрия, Финляндия, Исландия, Лихтенштейн, Норвегия, Швеция), созданная в 1960 г.; Европейская экономическая зона ЕЕА (страны Европейского союза, Исландия, Лихтенштейн), существующая с 1994 г.; Балтийская зона свободной торговли (Латвия, Литва, Эстония), созданная в 1993 г.; Центральноевропейская зона свободной торговли (Чехия, Словакия, Венгрия, Польша), действующая с 1992 г.; Североамериканская зона свободной торговли NAFTA (США, Мексика, Канада), существующая с 1994 г.; Соглашение о свободе торговли стран АСЕАН, заключенное в 1992 г.; Австралийско-Новозеландское торговое соглашение об углублении экономических связей 1983 г. ANZCERTA и Бангкокское соглашение 1993 г. (Бангладеш, Индия, Республика Корея, Лаос, Шри-Ланка).
Таможенный союз. Этот этап интеграции характеризуется тем, что свободное перемещение товаров и услуг внутри группировки дополняется едиными таможенным тарифом и внешнеторговой политикой по отношению к третьим странам.
Можно сказать, что в рамках таможенного союза начинает формироваться общая внешнеторговая политика интегрирующихся стран по отношению к странам, не входящим в интеграционную группировку. Формирование такой политики требует создания наднационального регулирующего органа и передачи ему части полномочий по вопросам внешнеторгового регулирования от национальных органов управления.
Примеры таможенных союзов: Ассоциация ЕС с Турцией, 1963 г.; Арабский общий рынок АСМ (Египет, Сирия, Иордания, Ливия, Йемен, Мавритания, Ирак), 1964 г.; Центральноамериканский общий рынок САСМ (Коста-Рика, Сальвадор, Гватемала, Гондурас, Никарагуа), 1961 г.; Зона свободной торговли между Колумбией, Эквадором, Венесуэлой, 1992 г.; Организация восточнокарибских государств (Антигуа и Барбуда, Доминика, Гренада, Монтсеррат, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины), 1991 г.
Общий рынок (единый рынок). Cоздание общего рынка означает ликвидацию барьеров между странами не только во взаимной торговле, но и в перемещении рабочей силы и капитала. Страны-участники начинают разрабатывать скоординированную, совместную политику развития отраслей и секторов экономики. Взаимодополнение и сращивание национальных экономик интегрирующихся стран позволяют на данном этапе начать формирование общих фондов содействия социальному и региональному развитию менее развитых районов интеграционного объединения.
К общим рынкам относятся: Совет сотрудничества арабских стран Персидского залива (Бахрейн, Кувейт, Оман, Катар, Саудовская Аравия, ОАЭ), 1981 г.; Андский общий рынок (Боливия, Колумбия, Эквадор, Перу, Венесуэла), 1990 г.; Латиноамериканская интеграционная ассоциация LAIA (Аргентина, Боливия, Бразилия, Чили, Колумбия, Эквадор, Мексика, Перу, Уругвай, Венесуэла), 1960 г.; Общий рынок южного конуса MERCOSUR (Аргентина, Бразилия, Уругвай, Парагвай), 1992 г.; и Карибское сообщество и Карибский общий рынок CARICOM (Антигуа и Барбуда, Багамские Острова, Барбадос, Белиз, Доминика, Гренада, Гайана, Ямайка, Монтсеррат, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Тринидад и Тобаго), 1973 г.
Экономический и валютный союз. Развитие интеграционных процессов ведет к тому, что вышеуказанные формы интеграции постепенно дополняет проводимая государствами-участниками единая экономическая и валютно-финансовая политика, создается единая система межгосударственного регулирования региональных социально-экономических процессов. Правительства отдельных стран уступают все больше своих функций созданным межнациональным органам.
Данный уровень интеграции характеризуют: Европейский союз (Австрия, Бельгия, Великобритания, Дания, Германия, Люксембург, Греция, Ирландия, Испания, Италия, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция, Швеция), 1993 г.; Экономический союз – Бенилюкс (Бельгия, Нидерланды, Люксембург), 1948 г.; Содружество Независимых Государств СНГ (Армения, Азербайджан, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдавия, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Украина, Узбекистан), 1991 г.; Союз арабского Магриба (Алжир, Тунис, Ливия, Мавритания, Марокко), 1989 г.; Межстрановая инициатива (Бурунди, Коморские Острова, Кения, Мадагаскар, Малави, Мавритания, Намибия, Руанда, Сейшельские Острова, Танзания, Уганда, Замбия и Зимбабве), 1993 г.; Лагосский план действий (все страны Африки к югу от Сахары), 1973 г.; Союз реки Ману (Гвинея, Либерия, Сьерра-Леоне), 1973 г.; Западноафриканский экономический и валютный союз (Бенин, Буркина-Фасо, Кот-д'Ивуар, Мали, Нигер, Сенегал, Того), 1994 г.
Разделение мирового экономического пространства на крупные региональные подсистемы, представляющие собой разнообразные формы политического и экономического взаимодействия государств, становится важнейшей чертой современного мирохозяйственного развития. Большинство экспертов полагают, что экономическая интеграция становится доминантой мирового рынка и может привести к тому, что роль главных субъектов международных экономических отношений будет принадлежать региональным интеграционным группировкам. В настоящее время практически все страны с рыночной экономикой являются членами тех или иных региональных групп, объединяющих государства различного рода экономическими соглашениями, которых насчитывается свыше 100[53].
Региональная интеграция в своем развитии может быть прослежена как в странах, изначально идущих по пути рыночного хозяйствования, так и в развивающихся странах и странах с административным регулированием экономики. Примером регионального интеграционного объединения стран, имеющего на сегодняшний день самый значительный период своего существования, является Европейский Союз (ЕС). Как организация, в развитии которой были, по сути, представлены все основные интеграционные формы, ЕС представляет безусловный интерес для рассмотрения механизмов региональной интеграции.
Для обретения нового понимания единства своего континента европейцам понадобилось пережить две мировые войны. В 1946 г. Уинстон Черчилль, возглавлявший в военные годы правительство Великобритании, заявил: «Европа должна превратиться в своего рода Соединенные штаты».
Подготовительным этапом западноевропейской интеграции стало пятилетие 1945 – 1950 гг. В 1948 г. для регулирования помощи, поступающей из США в рамках плана Маршалла, была создана организация европейского экономического сотрудничества, впоследствии – организация экономического сотрудничества и развития. В том же году был учрежден таможенный союз Бенилюкс, куда входили Бельгия, Нидерланды и Люксембург. Союз стал своеобразной моделью, демонстрировавшей возможные формы экономического сотрудничества в экономической сфере. В 1949 г. был основан Совет Европы.
Дальнейшее развитие интеграционного процесса инициировала Франция, предложившая передать руководство угледобычей и черной металлургией Франции и Германии наднациональному органу. План создания европейского объединения угля и стали был обнародован в 1950 г., он предусматривал установление международного контроля над ключевыми отраслями военной промышленности через заключение договора, обязательного к исполнению для его участников. Тем самым резкое наращивание вооружений в целях подготовки к войне становилась невозможным.
Осознавая важность данного плана, Италия и страны Бенилюкса выразили желание к нему присоединиться. Итак, история Европейского Союза началась в 1951 году, когда было создано Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), в которое вошли Франция, Италия, Германия, Нидерланды, Бельгия, Люксембург. Через шесть лет (25 марта 1957 г.) в Риме этими же странами были подписаны договоры о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). Римский договор (1957) заложил конституционные основы Европейского Союза, став фундаментом для создания зоны свободной торговли шести стран. К концу 60-х годов был создан таможенный союз: отменены таможенные пошлины и сняты количественные ограничения во взаимной торговле, введен единый таможенный тариф по отношению к третьим странам. Начала осуществляться единая внешнеторговая политика. ЕЭС стало от своего имени проводить переговоры и заключать соглашения по вопросам торгово-экономического, промышленного и научно-технического сотрудничества. Например, в начале 60-х годов была сформирована единая сельскохозяйственная политика, ориентированная на создание льготных условий для деятельности местных фермеров. Страны ЕЭС начали проводить совместную региональную политику, направленную на ускорение развития отсталых и депрессивных районов. К этому же этапу относится начало интеграции в валютно-финансовой сфере: в 1972 г. было введено совместное плавание валют некоторых стран-членов ЕС в определенных пределах («валютная змея»).
С марта 1979 г. начала действовать Европейская валютная система, объединившая страны ЕЭС и направленная на уменьшение колебаний валютного курса и взаимоувязку курсов национальных валют, поддержание валютной стабильности и ограничение роли доллара США в международных расчетах стран Сообщества. Учреждена специальная валютно-расчетная единица "экю", действующая в рамках этой системы. экю была призвана выполнять четыре основные функции: стать звеном механизма курсообразования на валютном рынке; индикатором колебаний курсов валют стран ЕС относительно друг друга; единицей платежа при кредитных операциях или интервенциях на валютном рынке, а также средством урегулирования внешнего долга страны.
В 1987 г. вступил в силу принятый странами-членами ЕЭС Единый европейский акт (ЕЕА). Были поставлены задачи по совместному развитию научных и технологических исследований. В соответствии с ЕЕА к концу 1992 года должен был завершиться процесс создания единого внутреннего рынка, т.е. устранены все препятствия на пути свободного движения граждан этих государств, товаров, услуг и капиталов на территории этих стран.
В феврале 1992 г. в г. Маастрихте было подписано Соглашение о Европейском Союзе, которое после серии референдумов по его ратификации в странах-участницах вступило в силу 1 ноября 1993 г. Европейское Экономическое Сообщество в соответствии с Маастрихтским Соглашением переименовано в Европейское Сообщество (ЕС). Это соглашение предусматривало также постепенную трансформацию ЕС в союз экономический, валютный и политический.
Таким образом, к концу 1992 г. было завершено строительство единого европейского внутреннего рынка. Переход к единому внутреннему рынку позволил уже в 1996 г. создать в Западной Европе от 200 до 900 тыс. новых рабочих мест, поднять уровень средних душевых доходов на 1,1 – 1,5%, снизить инфляцию на 1 – 1,5 %, увеличить промышленный экспорт на 20 – 30%, сократить разрыв внутренних цен в разных странах ЕС с 22,5% до 19,6%, привлечь в ЕС 44% всего международного вывоза капитала (против 28% в 1992 г.)[54].
Интеграция ЕС отличается от других интеграционных союзов не только четко выраженной этапностью развития (от зоны свободной торговли через таможенный союз, единый внутренний рынок к экономическому и валютному союзу), но и наличием уникальных наднациональных институтов ЕС. Поступательное движение интеграции ЕС обеспечивается работой системы политических, правовых, административных, судебных и финансовых институтов. Данная система представляет собой синтез межправительственного и наднационального регулирования.
Основными органами управления ЕС являются Совет Министров ЕС, Комиссия ЕС, Европарламент, Европейский суд.
Большое значение для развития ЕС имеет тот факт, что там сформировалось единое правовое пространство, т.е. правовые документы ЕС являются неотъемлемой частью национального права стран-участниц и обладают преимущественной силой при возникновении разногласий с национальным правом. Комиссия ЕС следит за тем, чтобы принимаемые национальные нормативные акты не противоречили праву ЕС. Система регулирования и контроля в рамках ЕС осуществляется на основе соответствующих уставов, договоров и соглашений в рамках Союза о единой таможенной и валютной политике, едином законодательстве в рамках Европарламента и других принципах интеграционного международного сотрудничества.
С 1993 г. действует Соглашение между ЕС и ЕАСТ о едином европейском экономическом пространстве, которое предполагает свободное перемещение товаров, услуг, рабочей силы и капиталов. Таким образом, сформировался крупнейший в мире общий рынок, объединяющий 19 европейских стран.
Наиболее яркой чертой современного развития Европейского Союза является формирование единой валютной системы на основе единой денежной единицы евро.
В качестве "пропускных критериев" участия в зоне евро были установлены следующие:
· Дефицит госбюджета не более 3% к ВВП.
· Государственный долг не более 60% к ВВП.
· Долгосрочные ставки по кредитам не должны превышать 2 процентных пункта по сравнению со средним уровнем этого показателя по трем странам ЕС с наиболее стабильными ценами.
· Инфляция не более чем на 1,5 п.п. выше среднего уровня этого показателя по трем странам ЕС с наиболее стабильными ценами.
· Отсутствие курсовых колебаний национальной валюты за рамки, разрешенные Европейской валютной системой, в течение последних двух лет.
· Пройдя длительный исторический путь экономического сотрудничества, страны Западной Европы вышли на новый рубеж. Они объединились в высшую форму совместного экономического сотрудничества – интегрировали свои экономики и рыночные инфраструктуры в Европейский Союз.
Сегодня на долю Европейского союза приходится примерно 20 % мирового ВВП (в том числе на долю 11 стран-участниц валютного союза – 15, 5 %), более 40 % мировой торговли[55]. С одной стороны, Европейский союз вступил в качественно новый этап развития, расширяя свои функции. После принятия решения о создании общей валюты (евро) все большее значение приобретают вопросы общей налоговой политики. Бюджет Европейского союза достиг уже примерно 100 млрд. долларов. Вместе с тем усиление финансово-экономической роли ЕС все более серьезно отражается на политической сфере. Страны ЕС ставят своей задачей проведение общей внешней и оборонной политики. Впервые под эгидой Европейского союза создается многонациональная военная структура. Фактически ЕС приобретает черты не только экономического, но и военно-политического альянса.
В ближайшие годы произойдет самое большое расширение ЕС за всю его историю. В первую группу новых членов войдут 6 стран - Эстония, Польша, Чехия, Венгрия, Словения и Кипр. Одновременно было объявлено о начале переговоров со второй группой стран, в состав которой включены Латвия, Литва, Словакия, Румыния, Болгария и Мальта. Европейский союз на пороге вступления новых членов вновь поставлен перед дилеммой: расширение или углубление. Эти полярные тенденции развиваются одновременно, и каждая имеет свое объяснение: расширение отражает процесс мировой глобализации, углубление определяет внутреннюю стабильность ЕС. Таким образом, обе являются неразрывными элементами европейского интеграционного процесса.