Тема: Методологические основы стандартизации

Раздел II

Основы стандартизации

Тема: Методологические основы стандартизации

План:

1 Основные понятия и цели.

2..Задачи стандартизации.

3. История возникновения

4.Объекты стандартизации.

5.Субъекты стандартизации

1. Основные понятия и цели.

Стандартизация является одним из эффективных средств организации общественных, производственных и экономических отношений в обществе.

Стандартизация— деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования ,направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентноспособности продукции , работ и услуг .

Стандартизация разрабатывает требования, нормы, правила, характеристики как обязательные для выполнения, так и рекомендуемые. Стандартизация обеспечивает право потребителя на приобретение товаров надлежащего качества, а также право на безопасность и комфортность труда. Важным результатом деятельности по стандартизации является повышение степени соответствия продукции, процессов, услуг их функциональному назначению, устранение барьеров в торговле, содействие научно-техническому прогрессу. Стандартизации принадлежит важная роль в обеспечении и регулировании качества товаров народного потребления. Стандартизация направлена на повышение требования к качеству продукции, повышение пищевой ценности продуктов питания, более рациональное использование сырьевых ресурсов, улучшение упаковки и внешнего оформления товаров. В соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» стандартизация осуществляется в целях:

  1. повышения уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, содействия соблюдению технических регламентов;
  2. обеспечения научно-технического прогресса;
  3. повышения конкурентоспособности продукции, работ и услуг;
  4. рационального использования ресурсов;
  5. технической и информационной совместимости;
  6. взаимозаменяемости продукции.
  7. Создание систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации ,систем обеспечения качества продукции( работ, услуг) ,систем поиска и передачи данных , содействие работ по унификации.

Целями стандартизации являются также:

• повышение качества продукции в соответствии с развитием науки и техники, с потребностями населения и народного хозяйства;

• содействие экономии людских и материальных ресурсов, улучшение экономических показателей производства

• устранение технических барьеров в производстве и торговле; обеспечение конкурентоспособности продукции на мировом рынке.

Безопасность— отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба, причинения вре­да жизни и здоровью людей.

Охрана здоровья людей— защита здоровья людей от неблагоприятного воздействия продукции, процессов и услуг, окружающей среды.

Охрана окружающей среды— защита окружающей среды от неблагоприятного воздействия продукции, процессов и услуг.

Совместимость— пригодность продукции, процессов и услуг к совместному, не вызывающему нежелательных взаимодействий использованию при заданных условиях для выполнения установленных требований.

Взаимозаменяемость— пригодность одного изделия, процесса, услуги для использования вместо другого процесса, изделия, услуги в целях выполнения одних и тех же требований.

В общественном питании разработана таблица взаимозаменяемости продуктов.

2.Задачи стандартизации

Основными задачами стандартизации в соответствии с ГОСТ Р-1,0 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения» являются:

  1. обеспечение взаимопонимания между разработчиками, изготовителями, продавцами и потребителями (заказчиками);
  2. установление оптимальных требований к номенклатуре и качеству продукции в интересах потребителя и государства, в том числе обеспечивающие ее безопасность для жизни, здоровья людей и имущества, охрану окружающей среды;
  3. установление требований по совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;
  4. согласование и увязка показателей и характеристик продукции, ее элементов, сырья и материалов;
  5. установление метрологических норм, правил, положений и требований;
  6. нормативно-техническое обеспечение контроля (испытаний, анализов, измерений), сертификации и оценки качества продукции;
  7. установление требований к технологическим процессам;
  8. нормативное обеспечение межгосударственных и государственных социально-экономических и научно-технических программ;
  9. создание системы каталогизации для обеспечения потребителей информацией о номенклатуре и основных показателях продукции;
  10. содействие выполнению законодательства Российской Федерации методами и средствами стандартизации.

Основной задачей стандартизации является также разработка и обеспечение выпуска технических регламентов.

3.История возникновения. Основные направления развития стандартизации

Стандартизация стала развиваться с давних времен. Еще в Древнем Египте при строительстве пользовались кирпичами постоянного размера. Древние римляне при строительстве водопровода применяли трубы постоянного диаметра.

В средние века с развитием ремесла были установлены единые требования к сырью в ткацком производстве, единые размеры ширины ткани.

Во второй половине XIX в. работы по стандартизации проводились почти на всех промышленных предприятиях. Благодаря стандартизации стала возможной рационализация производства. Стандартизация развивалась прежде всего внутри отдельных предприятий. Однако по мере развития общественного разделения труда все большее значение начинала приобретать стандартизация национальная и международная. Началом международной стандартизации можно считать принятие в 1875 г. в Париже представителями 19 государств Международной метрической конвенции и учреждение Международного бюро мер и весов. Участники этой конвенции согласились принять в качестве единицы измерения длины метр, которая была создана еще в 1790 г. во Франции и была равна десятимиллионной части четверти длины земного меридиана.

Первые упоминания о стандартах в России отмечены во времена правления Ивана Грозного, когда были введены для измерения пушечных ядер стандартные калибры — кружала. Петр I, стремясь к расширению торговли с другими странами, ввел технические условия для повышения качества экспортируемого сырья (древесины, льна, пеньки и др.).

Началом развития стандартизации в нашей стране следует считать введение метрической системы мер и весов. В 1925 г. был создан первый центральный орган по стандартизации — Комитет по стандартизации при Совете Труда и Обороны. Основной задачей Комитета была организация руководства работой ведомств при разработке ведомственных стандартов. Была введена категория стандартов — ОСТ (общесоюзный стандарт).

В 1940 г. постановлением Совнаркома СССР был создан Всесоюзный комитет по стандартизации. Вместо ОСТов и различных отраслевых стандартов была введена категория — государственный стандарт (ГОСТ).

В 1968 г. был разработан и утвержден комплекс государственных стандартов «Государственная система стандартизации» (ГСС).

В 1970 г. Комитет стандартов, мер и измерительных приборов Совета Министров СССР был преобразован в Государственный комитет Совета Министров СССР по стандартам (Госстандарт).

Образование в 1992 г. независимых государств на территории бывшего Советского Союза потребовало поиска новых форм сотрудничества этих стран в области стандартизации, метрологии и сертификации. Правительства государств СНГ 13 марта 1992 г. подписали Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации. Подписание Соглашения, последующая раз­работка государственных стандартов РФ послужили началом формирования Российской системы стандартизации.

Большим событием в истории стандартизации явилось принятие в 1993 г. Закона РФ «О стандартизации», цель которого была защита интересов граждан посредством разработки и применения нормативных документов по стандартизации.

Закон РФ «О стандартизации» потерял силу в связи с принятием 27 декабря 2002 г. Федерального закона «О техническом регулировании». Закон разработан в соответствии с практикой работы в данной области стран с развитой рыночной экономикой, требованиями Всемирной торговой организации (ВТО). Закон выполняет основные положения Соглашения по техническим барьерам в торговле ВТО.

Главными направлениями развития стандартизации РФ являются:

• развитие межгосударственной стандартизации в соответствии с Соглашением от 13 марта 1992 г.;

• работа по гармонизации российских стандартов с международными;

• развитие международного сотрудничества в области стандартизации;

• формирование технического законодательства (технического регламента);

• актуализация действующего фонда государственных стандартов;

• обновление нормативных документов до уровня передовых стран;

• информационное обеспечение стандартизации должно быть доступным для заинтересованных пользователей;

• оптимизация состава и структуры системы общероссийских классификаторов;

• устранение технических барьеров в торговле;

• стандартизация услуг.

4.Объекты стандартизации и их классификация

Объект стандартизации — предмет (продукция, процесс, услуга), подлежащий или подвергшийся стандартизации. На объект стандартизации разрабатывают те или иные требова­ния, характеристики, параметры, правила и т. д. Стандартизация может касаться либо объекта в целом, либо его отдельных составляющих. Например, разрабатывается технический регламент «О безопасности пищевой продукции» и наряду с этим разрабатываются технические регламенты «Требования к мясу птицы и продуктам его переработки», «Требования к сахару, его производству и обороту» и др.

Объекты стандартизации классифицируются на: продукцию (товары народного потребления, средства производства); услуги (бытовые, производственные); процессы (работы).

В предмете «продукция» разрабатывают стандарты на сы­рье, продукты, на технические требования однородных групп продукции, методы контроля ее, правила маркировки, упаковки, транспортировки, хранения.

В предмете «услуги» стандартизируются материальные и нематериальные услуги и требования к однородной группе услуг (классификация предприятий, требования к персоналу). Например, в общественном питании разработаны стандарты: ГОСТ Р «Общественное питание. Классификация предприятий»; ОСТ «Общественное питание. Требования к производственному персоналу» и др.

В предмете «процессы (работы)» стандартизируются производственные процессы, происходящие на отдельных стадиях изготовления продукции; процессы, связанные не с материальным производством (статистические, банковские и др.); управленческие процессы, измерительные процессы и др.

В общественном питании объектами стандартизации яв­ляются кулинарная продукция предприятия, технологические процессы, услуги, предоставляемые предприятием.

5.Субъекты стандартизации

Субъекты стандартизации — организации, учреждения, объединения, основной деятельностью которых является осуществление работ по стандартизации. Субъекты стандартизации организуются на международном, региональном (межгосударственном), национальном уровнях.

В области международной стандартизации работают Международная организация по стандартизации (ИСО), Международная электротехническая комиссия (МЭК). Деятельность ИСО направлена на содействие развитию стандартизации с целью обеспечения международного обмена товарами и услугами. Основными объектами МЭК являются материалы для электротехнической промышленности, электронное оборудование бытового и производственного назначения.

Региональными организациями по стандартизации являются:

Европейский союз (ЕС), ставящий своей целью интеграцию экономики европейских стран, развитие европейской стандартизации;

Европейский комитет по стандартизации (СЕН), основная цель которого — содействие развитию торговли товарами и услугами путем разработки европейских стандартов (евро норм, ЕН);

Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) -занимается вопросами по согласованию национальных стандартов;

Европейская организация по качеству (ЕОК), основная форма работы ее — проведение конференций, семинаров по вопросам обеспечения высокого качества продукции, обмен опытом.

Национальным органом по стандартизации России является Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Госстандарт РФ), который осу­ществляет государственное управление стандартизацией в стране, формирует и реализует государственную политику в области стандартизации.

По Федеральному закону «О техническом регулировании» Госстандарт России в области стандартизации:

осуществляет меры по защите прав потребителей и экономических интересов в области контроля за соблюдением требований безопасности товаров, работ и услуг;

утверждает национальные стандарты;

принимает программу разработки национальных стандартов;

организует экспертизу проектов национальных стандартов;

обеспечивает соответствие национальной системы стандартизации интересам национальной экономики, состоянию материально-технической базы и научно-техническому прогрессу;

осуществляет учет национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечивает их доступность заинтересованным лицам;

создает технические комитеты по стандартизации и координирует их деятельность;

организует опубликование национальных стандартов и их распространение;

• утверждает изображение знака соответствия нацио­нальным стандартам;

• участвует в соответствии с уставами международных организаций в разработке международных стандартов и обеспечивает учет интересов Российской Федерации при их принятии;

• представляет Российскую Федерацию в международных организациях, осуществляющих деятельность в области стандартизации.

Постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 294 утверждено Положение о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии. Более подробно об этом агентстве сообщено в разделе «Основы метрологии».

К Российским службам стандартизации относятся научно-исследовательские институты Госстандарта России, в их числе НИИ стандартизации (ВНИИ стандарт) — головной институт в области Государственной системы стандартизации; ВНИИ сертификации продукции (ВНИИС) — головной институт в области сертификации продукции (услуг) и систем уп­равления качеством продукции (услуг).

Госстандарт России осуществляет свои функции непос­редственно и через созданные им органы. К территориальным органам Госстандарта относятся федеральные государ­ственные органы — центры стандартизации, метрологии и сертификации (ЦСМ), которых на территории России более 100 (например, в Москве, Санкт - Петербурге и в других центрах экономических районов). Эти центры проводят работу по сертификации продукции (услуг), оказывают инженерно-техническую поддержку по стандартизации, метрологии, сертификации. На базе территориальных органов создаются орга­ны по сертификации и испытательные лаборатории, которые должны быть аккредитованными.

Работы по государственной стандартизации планируются. Составление планов находится в ведении Госстандарта РФ, который является основным заказчиком по государственным основополагающим стандартам, стандартам общих технических условий, по исследованиям в области международных и региональных стандартов относительно применения их в ка­честве государственных. Заказчиками могут быть также отраслевые ведомства, научно-технические и другие общества

Технические комитеты по стандартизации. Постоянными рабочими органами по стандартизации являются технические комитеты (ТК). Технические комитеты по стандартизации создаются как общественные объединения заинтересованных предприятий для организации и осуществления работ по стандартизации (разработка межгосударственных и национальных стандартов) по закрепленным объектам или областям деятельности. Любой стандарт — продукт согласованного мнения всех заинтересованных в этом документе сторон (пользователей). Поэтому в состав ТК включают представителей разработчиков, изготовителей, реализаторов, потребителей (заказчиков) продукции обществ потребителей и организаций, а так­же ведущих ученых и специалистов в конкретной области. ТК несет ответственность за качество и сроки разрабатываемых ими проектов стандартов в соответствии с действующим законодательством и заключенными договорами на проведение этих работ. Особое внимание при таких разработках уделяется требованиям безопасности объектов стандартизации и защите прав потребителей.

Технические комитеты не только разрабатывают новые стандарты, но и пересматривают, отменяют или вносят изменения в действующие стандарты.

В ряде ТК создаются подкомитеты (ПК) по отдельным объектам стандартизации.

В состав ТК № 347 «Услуги торговли и общественного питания» входят два подкомитета:

• ПК 1 «Услуги торговли»;

• ПК 2 «Услуги общественного питания».

В состав ТК № 347 также входят представители:

• Министерства экономического развития и торговли РФ;

• департамента Госсанэпиднадзора;

• департамента потребительского рынка и услуг Правительства Москвы;

• отраслевого центра повышения квалификации;

• Московской ассоциации кулинаров;

• Всероссийского научно-исследовательского институт сертификации и др.

В области государственной стандартизации ТК № 347 организует и осуществляет:

• разработку концепции стандартизации в сфере услуг торговли и общественного питания;

• разработку программ и годовых планов по стандартизации, включая исследовательские работы, рассмотрение заявок на проведение работ по стандартизации в сфере услуг торговли и общественного питания;

разработку, рассмотрение, согласование государственных стандартов РФ; пересмотр действующих нормативных документов; подготовку предложений по отмене действующих документов в сфере услуг торговли и общественного питания;

• оказание научно-методической помощи по вопроса стандартизации предприятиям, организациям, объеди­нениям торговли и общественного питания;

• сотрудничество в смежных областях деятельности с другими ТК, связанными по роду деятельности со сферой услуг торговли и общественного питания;

• организацию и ведение справочно-информационного фонда межгосударственных, государственных и отраслевых нормативных документов в сфере услуг торговли и общественного питания.

Вопросы для контроля знаний

1. Определение стандартизации и ее значение.

2. В каких целях осуществляется стандартизация?

3. Какие задачи должна выполнять стандартизация?

4. История развития стандартизации.

5. Какие главные направления развития стандартизации в РФ?

Наши рекомендации