Осн принципы постр нал. системы. Общая хар-ка нал. системы РБ

Эк. сущность налогов

Н сост. основу бюджета любого гос. Они появ-сь на заре чел. цивилиз. с возн. первых общ-ых потребн. Без Н не могло и не может сущ. ни одно гос обр-ие. Осн задача НО — обесп фин потребн гос. Однако этим роль Н не исчерп. Помимо выполн чисто фискал фун-ии нал-ый мех-м испо-ся как эк-ий инструм возд-ия гос на развитие пр-ва, отрасл и тер-ую пр-ую стр-ру, сост НТП и т.д., т.е. Н выполн важн фун-ию рег нар хозя-ва. При выполн общегос фун-ий важно не отнять у хоз суб стимула к продолже и развитию их предприним или иной профес деяте. Т.о, Н явл объектив необход, т.к. обусл-ны неотложн потребн пос-ого разв общ-ва.

Н предст собой обяза платежи, взима гос-ом с ЮЛ и ФЛ в гос или мест бюджеты. Н необх для форм гос бюджета, из кот финн-тся расх на разв хоз-ва, соц-культ меропр, на содерж орг-ов упр-ия, оборону и др затраты.

Согл НК РБ «Н призн обяз индив безвозм платеж, взим с орг-ций и ФЛ в форме отчужд принадл им на праве соб-ти, хоз вед или опер-ого упр ДС в респ и (или) местн бюджеты».

« Сбором призн обяз платеж в респ и (или) местн бюджеты, взим с орг и фл, как правило, в виде 1 из усл соверш в отношении их гос орг-ми, в т. ч. местн Сов депут, исп-ми и расп-ми орг-ми, иными уполн-ми орг и должн лицами, юр-ки значимых действий, вкл пред определ прав или выдачу спец разреш (лицензий), либо в связи с перемещ тов через тамож границу РБ».

Н, как правило, не им спец цели. Лишь в некот случаях исп целевые Н, однако при этом они никогда не бывают индивидуально возмездными.

В отличие от этого при уплате П и С всегда присут спец цель и спец интересы. Цель взыскания П или С сост лишь в покрытии издержек учрежд, в связи с деят кот взыскивается П: без убытка, но и без чистого дох. Но этот принцип не всегда собл на практике. Довольно часто размеры платежей превышают связанные с услугой расх. Более того, в ряде случаев не платеж уст ради покр расх, а сама услуга призн обязат ради взыскания платежей.

Сущ Н выр-ся в отн-ях м/гос властью, орг-ми и отдельными гражданами по пов перераспр НД на общегос нужды. Эти отнош не явл равноправ. В них гос-во выступает гл действ-им лицом, устанав в зак-ом порядке правила изъятия в свое расп-ие части дох орг и фл на услов безвозврат. Возврат Н возм т. в случае его переплаты или в кач-ве предост-ия льгот.

Функции и роль налогов

Фун-ия Н - это проявление его сущ в действии, способ выражего св-в:фиск; распр; регул; контр.

Фиск фун явл осн функ НО. Она обесп формир дох гос-ва, создает матер основу гос полит. Если Н,С,П не выполн фиск фун, то и др его фун-и не реал-ся. Пост-ия в виде Н д. покр оснфинансовые потр-сти общ-ва, но при этом не лишать заинтерес всех плат-ов в + своих дох.

Распр- связ с посл-щим распред гос-ом получ от налогоплат ср-тв.

Регул – нап-на на дост конкр задач фиск полит гос-ва. С пом этой фун форм-ся противовесы излиш фиск гнету, т.е. созд спец мех-мы, обесп баланс эк интересов гос-ва, ю и ф лиц. В регул фун выделяют неск подфункций:

Стимулир-напр на поддерж развития тех или иных пр-ов через системы разл льгот;

Дестимулир-напр на уст через нал бремя препятствий для разв к-либо эк проц посредством устан повышенных ставок Н.

Через контр фун гос осущ контроль за фин-хоз деят орг и граждан, а также за источ дох и расх. С пом контр фун оц-ся эф-ть нал системы, обесп контроль за видами деят и финн потоками. Через эту фун выявл необх внесения измен в нал систему и бюджет политику.

Роль налогов может быть: позитив; негат-ой.

Позитивная - когда потенциал НО реализован на практике в максим возм степени и достиг относит равновесие м/нало фун-ми. На практике это проявл в оптимизации уровня нал изъятий, в формир бюджета, не ущемл интересов пл-ков.

Осн принципы постр нал. системы. Общая хар-ка нал. системы РБ

Нал система –совок правовых норм, регул размеры, формы, методы и сроки взим Н и платежей, носящих нал хар-р и необх гос-ву для выполн его фун. Комплекс нал мер оказ сущ-ное влияние на эк деят хоз суб-ов, стим эк и инвест активность. В нал сис-ах разных стран отразилась специф гос устр-ва, особ-ти внутр и внеш полит, нац менталитет. Возн необх униф нал систем, выраб единых принц постр-ия. В их основу полож 4 принципа НО, сформул А. Смитом в ХVIII веке:

Рав-во и справ-ть Н по отнош ко всем налогоплат. Определен и однозначн нал зак, позв одинаково его тракт и налогопл и раб нал органа. Законом д. б. четко устан все факторы, опред размеры платежа, сроки и способ его упл.

Удобство для налогопл, выр-ся в приближ сроков упл Н к мом получ дох, простоте их исчисл, минимуме бюрократ процедур и требов со стороны нал орг. Эк-ть, т.е. Н не д. б. обремени д/налогопл. Для гос сбор налогов д. сопр-ся миним издержками.

Эти принц дополн и детал-тся с уч тех условий, в кот созд-ся нал системы. Напр, для не устоявшихся экономик гос-в перех периода, к каким отн РБ и страны СНГ, особое знач приобр оптим сочет принц стабил нал систем с гибк их реакции на изм эк ситуации. Отсут стабил служит гл препят притока иностр и отеч инвест в наци хоз. Нал система любой страны учит след методолог подходы:

*равные дох при равных усло д. облаг равными по величине Н; *ставка Н д. б. единой для всех орг незав от формы собств и вида деят;*нал система д. б. комплексной и умело сочет разл способы НО; *нал система д. дополняться нал льгот, нос целевой; *нал льготы д отвечать стратег целям эк полит; *Н д. платить те, чьи дох выше, т.е. должен собл принцип платежеспос;*нал система д. утв-ся в зак порядке, что обеспечит обязат и принудит порядок взим Н; *правила прим нал системы д. б. относит. стабил. Нал сис д. б. дост гибкой, чтобы оперативно реаг на изм эк ситуации. К общим хар-ам нал системы отн:

порядок устан и ввода в действие Н; виды Н или система нал; порядок распр нал м/звеньями бюдж системы; нал органы; права и обяз налогопл; права и обяз нал органов; отв-ть уч-ов нал отношений; защита прав и интересов налогопл; нал зак-во.

В законе о каждом Н д. сод-ся исчерп набор сведений, кот позволял бы конкретно опр-ть: обяз лицо, размер обяз-ва и порядок его исполнения; границы требов гос относит им-ва плательщика.

Выдел следу признаки несоверш налсистемы:

неясное опред нало базы в зак; множество норм актов, поправок, разъяснений. Такое явление свойств бел и рос зак; множество Н, взим с одной нал базы; сложн распред нал поступл по бюджетам разл уровней; отсут прогресс облож пр, дох; наруш системы ценообр путем исключ отдельных суб-ов или тов из обложения НДС; множество льгот и вычетов, способств уклон от Н; индивид льготы.

Нал сист РБ была сформ в 1992 году. Строилась она с уч наиболее приемл д/респ Основу ее составил Закон «О НиС, взим в бюджет РБ», а также спец акты нал зак, определ по каждому виду Н конкр объекты облож, порядок уплаты, ставки и льготы.

С 1992 г. провод многочисл коррект нал зак, кот несколько умен уровень нал изъятий, но не улучшали саму нал сист. Она все более утяжелялась множеством указаний, разъяснений.

В основу налоговой системы Республики Беларусь положены следующие принципы:

· однократность облож, т.е. один и тот же объект одного вида налогов облаг т 1 раз за опред зак период; оптим сочет прямых и косв Н; одинаковый подход ко всем хоз суб; установл порядок введения и отмены органами власти разного уровня налогов, их ставок, нал льгот; четкая класс Н; стабил ставок Н в течение довольно длит периода и простота исчисления платежа

За годы сущ нал сис РБ произошли знач изменения.

Наши рекомендации