Бразилия в мировой экономике.

Средним темпом, с остановочкой в секунду после показателя:

Основные тенденции и проблемы экономики Бразилии

К концу 80-х гг. прошлого столетия импортозамещающая индустриализация, которой Бразилия следовала с середины ХХ в., себя исчерпала и превратилась в тормоз развития. До этого в течение нескольких десятилетий импортозамещение здесь было возведено в ранг государственной политики. В результате принятия жестких мер и тотальной мобилизации национальных ресурсов государству удалось ускорить развитие базовых отраслей промышленности и производственной инфраструктуры, однако затем экономика стала давать сбои. Произошло углубление диспропорций в хозяйстве, из-за снижения качества выпускаемой продукции появились трудности с ее сбытом на внешнем рынке, инфляция достигала 2000% в год, страна оказалась на пороге массовых социальных волнений, связанных с существенным падением уровня жизни населения. Эти и другие проблемы пытались решить с помощью внешних займов, что способствовало нарастанию государственного внешнего долга.

Начавшееся в середине 90-х гг. реформирование бразильской экономики шло в рамках неолиберальной модели, направленной на усиление рыночных начал, сокращение участия государства в хозяйственной жизни и открытие экономики. Наиболее действенным инструментом экономического реформирования стала приватизация. С середины 90-гг. ХХ в. в частную собственность перешли черная металлургия, производство минеральных удобрений, нефтехимия, железнодорожный транспорт, порты и аэропорты федерального подчинения, а также в значительной степени добывающая промышленность, электроэнергетика и машиностроение. Суммарные поступления от приватизации составили свыше 100 млрд долл. По этому показателю Бразилия не имеет себе равных в развивающемся мире. При этом примерно '/~ капитала приватизированных компаний перешла в руки зарубежных инвесторов.

Большое внимание уделяется участию страны в интеграционных процессах. Бразилия стремится к расширению и углублению сотрудничества между всеми латиноамериканскими государствами. Бразильцы выдвинули идею создания Южноамериканской зоны свободной торговли (ЮАЗСТ), которая могла бы стать противовесом Североамериканскому соглашению о свободной торговле (НАФТА).

Экономическая динамика

В 60 — 70-х гг. истекшего столетия бразильская экономика росла довольно высокими темпами (Этот период был наиболее успешным для модели импортозамещения.

Однако в последние три десятилетия бразильская экономика развивалась недостаточно быстро для страны догоняющего развития. Сказались как накопившиеся дефекты предыдущей модели, так и политика дефляции (т.е. борьбы с инфляцией) в рамках новой модели, побочным эффектом которой является снижение динамики ВВП.

Один из основных ресурсов увеличения темпов экономического роста Бразилии — это ее человеческий капитал. Для страны помимо высоких темпов прироста населения (1,4% в год) характерен сравнительно высокий уровень образования (среднестатистический гражданин тратит 8,4 года на образование).

Реальный сектор

За последние 15 лет структура ВВП Бразилии изменилась незначительно. В то же время произошли существенные качественные сдвиги внутри секторов, прежде всего в промышленном производстве

Одной из быстрорастущих отраслей экономики является обрабатывающая промышленность. Реализация государственных программ структурной перестройки промышленного производства, в котором особое внимание уделялось внедрению передовых технологий в обрабатывающем секторе, способствовала росту качества продукции, повышению производительности труда, увеличению конкурентоспособности товаров. За счет местного производства ныне обеспечивается свыше 90% внутреннего спроса на промышленные изделия, в том числе свыше 80% — на машины и оборудование. Динамичной отраслью бразильской экономики остается добывающая промышленность. По добыче полезных ископаемых, таких как железная руда, бокситы, олово, марганец, цинк, золото. Бразилия входит в число мировых лидеров. Страна практически полностью покрывает внутренние потребности в продовольствии и занимает лидирующие позиции в мире по производству и экспорту некоторых видов сельскохозяйственной продукции — кофе, сои, какао-бобов, сахара, риса, бананов. По производству животноводческой продукции Бразилия также входит в число мировых лидеров. Продолжающиеся аграрные преобразования включают создание на селе необходимых инфраструктурных объектов, предоставление сельскохозяйственных кредитов на льготных условиях и, что особенно важно, постепенную передачу земельных наделов безземельным и малоземельным крестьянам.

Медленнее

Денежно-кредитная сфера

Денежно-кредитная политика Бразилии была направлена на сдерживание, а затем снижение инфляции — с 2000% в 1992 — 1994-х гг. до 10% — в 1999 г. и 4% — в 2007 г. Реализованная в тот период правительственная программа стабилизации, реконструкции и усиления финансовой системы заметно повысила надежность и ликвидность частных банков за счет их слияний. Выданные местной банковской системой кредиты в 2005 г. составили 81% по отношению к ВВП, что является довольно высоким показателем по меркам стран с формирующимися рынками (в Мексике — 35%, Индии — 40%, России — 24%, Китае — 120%). Большие доходы бразильские банки получают также от операций с государственными долговыми обязательствами.

Налогово-бюджетная сфера

Для бразильского федерального бюджета характерен постоянный дефицит в размере 1 — 5% от ВВП и как следствие — большой государственный долг (55% от ВВП, на треть состоящий из внешнего госдолга). Отчасти это следствие субсидирования из федерального бюджета региональных бюджетов, многие из которых дефицитны, в том числе из-за высоких расходов на заработную плату госслужащим. Из-за расходов по этой статье (в штатах Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро — до 80% их бюджетов) в 90-х гг. стал быстро расти бюджетный дефицит и государственный внутренний долг Бразилии, что явилось одной из причин возникновения финансовых проблем в конце 90-х гг. В 2000 г., после длительного противостояния в парламенте, был принят закон, устанавливавший лимит по заработной плате в субъектах федерации, который не должен превышать 60% их бюджетов. Но в целом перестройка государственных финансов, призванная приостановить рост дефицита бюджета и внутреннего долга, оказалась малоэффективной, так как предусматривала дальнейшее наращивание налоговых поступлений. Бразильское руководство на это не могло пойти из-за политических соображений.

Социальная сфера

Бразилия имеет тяжелый груз нерешенных социальных проблем. Доходы ниже 2 долл. в день имеет 21% населения, а ниже 1 долл.— 7,5%. Для Бразилии характерно огромное неравенство в распределении дохода. В 2006 г. коэффициент Джини составлял 0,59, т.е. был самым высоким среди крупных стран мира. Большую озабоченность вызывают проблемы низкой грамотности, медицинского обслуживания, а также безработицы (9,6% в 2006 г.) и очень высокой преступности и коррупции. Неспособность государства решать социальные проблемы привела к формированию в экономике огромного теневого сектора, в котором, по некоторым оценкам, занято до '/> населения страны. В последние годы в Бразилии начали более активно проводить в жизнь социальные реформы: городского строительства, образования, здравоохранения. Разработаны кодексы о труде, создана система отраслевых профсоюзов, установлен минимум заработной платы. Вмешательство государства в земельные отношения позволило полумиллиону семей безземельных и малоземельных крестьян получить наделы общей площадью 20 млн га. В соответствии с программой «Нет голоду» были приняты срочные меры по улучшению жизни наиболее обездоленных граждан.

Наши рекомендации