Экономические идеи Западной Европы и России в период средневековья.
Экономическая мысль средневековья опирается на труды Аристотеля, на так называемые “догмы Аристотеля”. Влияние Аристотеля видно в экономических взглядах Ф.Аквинского (1225-1274 гг.).
Основными произведениями Формы Аквинского являются «Сума против язычников» и «Сума теологии». Природную основу этой иерархии видел в деле труда. По его словам, «одни должны обрабатывать землю, другие – строить дома, а часть людей, будучи свободной от людских хлопот, должна посвятить себя духовному труду ради спасения остальных». Частную собственность он рассматривал как необходимый институт человеческой жизни.
Он дал свое толкование «справедливой цене». Обмен, на его взгляд должен происходить без обмана и ради общей пользы. Между продавцом и покупателем должно быть «установлена договоренность относительно равенства вещей». Цена товара является справедливой тогда, когда учитывается количество труда, затраченного на его производство».
Фома Аквинский производит деление богатства на естественную (продукты натурального хозяйства) и искусственную (золото и серебро).
Фома Аквинский осуждал ростовщичество (“постыдное ремесло”).
Фома Аквинский считал, что торговля занятие законное, поскольку различие в природных богатствах разных стран свидетельствует о том, что она предусмотрена Богом. Торговая прибыль само по себе не вносит ничего порочного в экономическую жизнь, поскольку может быть использована для честной цели, и к тому же прибыль может являться платой за труд, если произошла продажа вещи, “измененной к лучшему”.
Он отвергает идею о равнозначности всех видов труда, физический труд считает рабским занятием. Частную собственность считает необходимой, когда добро принадлежит отдельным людям - люди больше работают и меньше спорят.
Фома Аквинский считал, что общество - иерархическое и сословное, где подняться выше своего сословия грешно, ибо деление на сословия установлено Богом. Принадлежность к сословию и определяет уровень богатства, к которому должен стремиться человек.
В средневековье дискуссия о справедливой цене включала две точки зрения:
- первая - справедлива та цена, которая обеспечивает эквивалентность обмена ;
- вторая - справедлива та цена, которая обеспечивает людям приличествующие их сословию благосостояние (этим обосновывалось право светских властей устанавливать и регулировать цены).
Фома Аквинский в теории о справедливой цене вобрал оба эти положения, различая два вида справедливости в обмене:
-один вид справедливости гарантирует цену “сообразно вещи”, т.е. сообразно затратам труда и;
-второй вид справедливости обеспечивает благ тому, кто больше значит для общественной жизни, т.е. ценообразование ставилось в зависимость от социального статуса участников обмена.
Экономические идеи в средние века, в России. "Правительница" Ермолая-Еразма.
При изучении ЭКОНОМИЧЕСКОЙ мысли Древней Руси следует обратить внимание на летописи, договоры грамоты князей, церковную литературу. Важное место среди них занимает "Русская правда" — первый в истории кодекс законов Русского государства. Содержание ее отражало существовавшие в Киевской Руси в XI - XIII вв. производственные отношения.
Конец XV — начало XVI в. — один из важных этапов в истории русского народа. В этот период завершается процесс ликвидации раздробленности страны и образования Русского централизованного государства. С образованием централизованного государства роль поместного дворянства значительно возросла.
Экономические интересы поместного дворянства выражал в XVI в. По своим политическим воззрениям Ермолай-Еразм — противник боярского своевластия.
Значительное для своего времени произведение Ермолая-Еразма под названием «Благохотящим царем правительница и землемерие», или короче «Правительница» представляет собой первый в России специальный экономико-политический трактат, написанный в 40-х или начале 50-х годов XVI в. В нем изложена система мер, направленная на решение актуальных задач того времени.
Большое место в "Правительнице" занимает вопрос о положении крестьянских масс. Еразм отводил им первостепенное значение в жизни общества и обращал внимание на их тяжелое, бедственное положение. Стремясь облегчить положение крестьян, он считал необходимым освободить их от денежных уплат землевладельцу и от выполнения ямской повинности, которую предлагал переложить на население городов.