МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЯСНЕНИЯ. Табл. 6.1, 6.7. Среднедушевые денежные доходы (в месяц) исчисляются делением годового объема денежных доходов на 12 и на среднегодовую численность


Табл. 6.1, 6.7. Среднедушевые денежные доходы (в месяц) исчисляются делением годового объема денежных доходов на 12 и на среднегодовую численность населения.

Табл. 6.1, 6.5. Реальные располагаемые денежные доходы – относительный показатель, исчисленный путем деления индекса номинального размера (т.е. фактически сложившегося в отчетном периоде) располагаемых денежных доходов населения на индекс потребительских цен за соответствующий период. Денежные доходы за вычетом обязательных платежей и взносов представляют собой располагаемые денежные доходы населения.

Табл. 6.6, 6.8. Денежные доходы населения включают доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью, выплаченную заработную плату наемных работников (начисленную заработную плату, скорректированную на изменение просроченной задолженности), социальные выплаты (пенсии, пособия, стипендии, страховые возмещения и прочие выплаты), доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов и другие доходы.

Табл. 6.7. Реальные денежные доходы – относительный показатель, исчисленный путем деления индекса номинального размера (т. е. фактически сложившегося в отчетном периоде) денежных доходов населения на индекс потребительских цен за соответствующий временной период. Показатель в целом по Российской Федерации рассчитывается с 1992 г., по субъектам Российской Федерации - с 1994 г.

Табл. 6.1, 6.9, 6.10. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата исчисляется делением фонда начисленной заработной платы работников на среднесписочную численность работников и на количество месяцев в периоде. В фонд заработной платы включаются начисленные работникам суммы оплаты труда в денежной и неденежной формах за отработанное и неотработанное время, компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, доплаты и надбавки, премии, единовременные поощрительные выплаты, а также оплата питания и проживания, имеющая системный характер. Пособия, получаемые работниками из государственных внебюджетных фондов, не включаются
в фонд заработной платы и среднемесячную заработную плату.

Табл. 6.1, 6.5, 6.10. Реальная начисленная заработная плата характеризует покупательную способность заработной платы в отчетном периоде в связи с изменением цен на потребительские товары и услуги по сравнению с базисным периодом. Для этого рассчитывается индекс реальной начисленной заработной платы путем деления индекса номинальной начисленной заработной платы на индекс потребительских цен за один и тот же временной период.

Табл. 6.1, 6.11, 6.12, 6.15. Средний размер назначенных пенсий определяется делением общей суммы назначенных пенсий (1995-2001 гг. - с учетом компенсации) на численность пенсионеров, состоящих на учете в системе Пенсионного фонда Российской Федерации (до 2002 г. - в органах социальной защиты населения).

Табл. 6.1, 6.5, 6.11, 6.15. Реальный размер назначенных пенсий –относительный показатель, исчисленный путем деления индекса номинального размера (т.е. фактически сложившегося в отчетном периоде) назначенных пенсий на индекс потребительских цен за соответствующий временной период.

Табл. 6.11-6.14. К пенсионерам относятся лица, реализовавшие право на получение пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и межгосударственными соглашениями, постоянно проживающие в Российской Федерации.

Табл. 6.17. Данные о минимальных социальных гарантияхприводятся на основании нормативных правовых актов, действовавших на указанную в таблице дату.

Табл. 6.1, 6.11, 6.22-6.25. Величина прожиточного минимума
в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997г.
№134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы.

C 2013 г. Федеральным законом от 3 декабря 2012 г.
№ 233-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон
"О прожиточном минимуме в Российской Федерации" изменен порядок определения потребительской корзины и прожиточного минимума в целом по Российской Федерации и по субъектам Российской Федерации.

Потребительская корзина включает минимальный набор продуктов питания (в натуральных показателях), а также непродовольственные товары и услуги, стоимость которых определяется в соотношении со стоимостью минимального набора продуктов питания (в объеме по 50% от стоимости продуктов питания), необходимого для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности и устанавливается Федеральным законом - в целом по Российской Федерации, законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации - в субъектах Российской Федерации.

Стоимостная оценка потребительской корзины в целом по Российской Федерации осуществляется на основании Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 227-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" (в 2000 - 2004 гг. она определялась на основании Федерального закона от 20 ноября 1999 г. № 201-ФЗ, в 2005 - 2012 гг. – на основании Федерального закона от 31 марта 2006 г. № 44-ФЗ) и данных Росстата об уровне потребительских цен на продукты питания и индексах потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги. Наблюдение за уровнем потребительских цен на продукты питания и индексах потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги для исчисления величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации осуществляется органами государственной статистики во всех субъектах Российской Федерации по Перечню продуктов питания-представителей, включающему 42 наименования.

Величина прожиточного минимума определяется ежеквартально в среднем на душу населения, а также для трех социально-демографических групп населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети) и устанавливается: в целом по Российской Федерации - Правительством Российской Федерации и по субъектам Российской Федерации – органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В 1992-1999 гг. расчеты величины прожиточного минимума производились на основе методических рекомендаций Минтруда России от 10 ноября 1992 г., разработанных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации
от 2 марта 1992 г. № 210 «О системе минимальных потребительских бюджетов населения Российской Федерации».

На основании Федерального закона от 24 июля 2009 г.
№ 213-ФЗ внесено дополнение к Федеральному закону
от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ, в соответствии с которым ежегодно устанавливается величина прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации для определения размера федеральной социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 17 июля 1999 года
№ 178-ФЗ "О государственной социальной помощи". Данная величина устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год,
по субъектам Российской Федерации для определения социальной доплаты к пенсии - законом субъекта Российской Федерации.

Табл. 6.1, 6.26, 6.27. Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимумаопределяется на основе данных о распределении населения по величине среднедушевых денежных доходов и является результатом их соизмерения с величиной прожиточного минимума. Показатель рассчитывается с 1992 г.

Табл. 6.28, 6.29. Численность малоимущего населения/домашних хозяйствопределяется на основе данных выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств путем соизмерения доходов каждого обследованного домашнего хозяйства с величиной прожиточного минимума. При этом величина прожиточного минимума для домашнего хозяйства в целом определяется исходя из его состава как сумма соответствующих показателей, установленных в конкретном субъекте Российской Федерации для различных социально-демографических групп населения, а доходы представляют собой сумму денежных средств и натуральных поступлений, которые находились в распоряжении домашнего хозяйства
в течение учетного периода обследования для обеспечения всех расходов (как потребительских, так и не связанных с потреблением) и создания сбережений.

Табл. 6.21. Коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов) - характеризует степень социального расслоения и определяется как соотношение между средними уровнями денежных доходов 10% населения с самыми высокими доходами и 10% населения с самыми низкими доходами.

Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов) характеризует степень отклонения линии фактического распределения общего объема денежных доходов населения от линии их равномерного распределения. Величина коэффициента может варьироваться от 0 до 1, при этом чем выше значение показателя, тем более неравномерно распределены доходы в обществе.

Табл. 6.2. Располагаемый доход домашних хозяйствпредставляет собой сумму доходов, полученных в результате первичного распределения (оплата труда, смешанные доходы, сальдо доходов от собственности), а также в результате перераспределения доходов в денежной форме (текущие трансферты).

Табл. 6.1, 6.3, 6.4. Фактическое конечное потребление домашних хозяйстввключает их расходы на покупку потребительских товаров и услуг, а также стоимость потребления товаров и услуг в натуральной форме – произведенных для себя, полученных в качестве оплаты труда и в виде социальных трансфертов в натуральной форме, т.е. бесплатных или льготных индивидуальных товаров и услуг, полученных от государственного управления и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства.

Табл. 6.30, 6.31. Денежные расходы и сбережения населения включают расходы на покупку товаров и оплату услуг, обязательные платежи и разнообразные взносы (налоги и сборы, платежи по страхованию, взносы в общественные и кооперативные организации, проценты за кредиты и др.), приобретение недвижимости, прирост финансовых активов.

Прирост финансовых активов состоит из прироста (уменьшения) вкладов на счетах граждан, денег на руках
у населения, расходов на приобретение ценных бумаг, иностранной валюты, покупку населением скота и птицы, изменения средств на счетах индивидуальных предпринимателей, за минусом изменения задолженности по кредитам.

Табл. 6.20. Распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов характеризует диффе­ренциацию населения по уровню материального достатка и представляет собой показатели численности (или долей) постоянного населения, сгруппированные в заданных интервалах по уровню среднедушевых денежных доходов. Ряды распределения строятся с применением метода имитационного моделирования в соответствии с методикой, утвержденной постановлением Госкомстата России от 16 июля 1996 г. №61 по согласованию с рядом заинтересованных министерств и ведомств, путем преобразования эмпирического распределения, полученного на основе данных выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, в ряд распределения, соответствующий значению группировочного признака в генеральной совокупности (среднедушевому денежному доходу, полученному по данным баланса денежных доходов и расходов населения)

Табл. 6.21. Распределение общего объема денежных доходов по различным группам населениявыражает­ся через долю общего объема денежных доходов, которая приходится на каждую из 20-процентных групп населения, ранжированного по мере возрастания среднедушевых денежных доходов.

Табл. 6.26. Дефицит денежного доходаопределяется как сумма денежных средств, необходимая для доведения доходов населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума до величины прожиточного минимума.

Табл. 6.34-6.39, 6.52-6.55. Выборочное обследование бюджетов домашних хозяйств является методом государственного статистического наблюдения за уровнем жизни населения.

Область изучения и распространения данных бюджетного обследования определяется целями: получения данных о распределении населения по уровню материального благосостояния; получения весовых показателей для расчета индекса потребительских цен, обеспечения данных для составления счетов сектора домашних хозяйств в системе национальных счетов.

Обследование бюджетов домашних хозяйств проводится ежеквартально во всех субъектах Российской Федерации
по выборочному методу и охватывает 47,8 тыс. домашних хозяйств. Итоги обследования разрабатываются ежеквартально и за год в целом.

Программа обследования основывается на ведении в домохозяйстве записей о текущих расходах и опросе (интервьюировании) членов домохозяйства по окончании учетного периода обследования.

Для формирования выборочной совокупности домашних хозяйств, начиная с 1997 г., применяется двухступенчатая случайная выборка, построенная по территориальному принципу. Конечной единицей отбора является домашнее хозяйство (за исключением коллективных и институциональных), представляющее собой совокупность лиц, проживающих
в одном жилом помещении или в его части, как связанных, так и не связанных отношениями родства, совместно обеспечивающих себя пищей и всем необходимым для жизни, т.е. полностью или частично объединяющих и расходующих свои средства. Домашнее хозяйство может состоять из одного человека, проживающего самостоятельно.

Единицами обследования выступают домашние хозяйства и их отдельные члены. Выборка обеспечивает получение репрезентативных данных обследования на федеральном и региональном уровнях (субъектов Российской Федерации).

Табл. 6.34. Расходы на конечное потребление домашних хозяйствсостоят из потребительских расходов, а также оценки в денежном эквиваленте стоимости натуральных поступлений продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг. В расходы на конечное потребление не включается стоимость товаров, если они были приобретены не для собственного потребления.

Табл. 6.35, 6.36. Потребительские расходы домашних хозяйствявляются частью денежных расходов, направленных на приобретение потребительских товаров и услуг. В их составе не учитываются расходы на покупку произведений искусства, антиквариата и ювелирных изделий, приобретенных в качестве капиталовложений, оплату материалов и работ по строительству и капитальному ремонту жилых или подсобных помещений, являющиеся инвестициями.

С 2001 г. сбор и обработка статистической информации, характеризующей уровень и структуру потребительских расходов населения при проведении бюджетного обследования, производятся с использованием Классификатора индивидуального потребления домашних хозяйств по целям (КИПЦ-ДХ). Классификатор разработан Росстатом на основе Международной статистической классификации индивидуального потребления по целям – Classification Of Individual Consumption By Purpose (COICOP), которая является одной из функциональных классификаций СНС и служит средством стандартного группирования затрат домашних хозяйств на личное потребление.

Табл. 6.34, 6.36, 6.39, 6.53, 6.55. Располагаемые ресурсы домашних хозяйств– объем денежных и натуральных
(в стоимостной оценке) средств, которыми располагали домашние хозяйства для финансирования своего потребления и создания сбережений в период обследования.

Табл. 6.42-6-45. Жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.

Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установ-

ленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

В составе жилищного фонда не учитываются дачи, летние садовые домики, спортивные и туристские базы, мотели, кемпинги, санатории, дома отдыха, пансионаты, дома для приезжих, гостиницы, казармы, кельи, железнодорожные вагончики и другие строения.

Учет ведется по основным видам собственности:

частный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц;

государственный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации);

муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

Виды жилых помещений. К жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната.

Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений
вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.

Виды жилых помещений специализированного жилищного фонда: служебные жилые помещения, жилые помещения
в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами, жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан.

Табл. 6.44. Благоустройство населенных пунктов.В число населенных пунктов, имеющих централизованное водоснабжение и водоотведение (канализацию), включаются те города, поселки городского типа и сельские населенные пункты,
в которых водопроводы и отдельные водопроводные сети отпускают воду насе­ле­нию и бюджетофинансируемым организациям, а канализационные сети осуществляют централизованный отвод сточных вод из жилых домов и бюджетофинансируемых организаций.

Наши рекомендации