Несовершенная конкуренция и ее виды. Характерные черты чистой монополии. Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии
Несовершенно конкурентный рынок имеет место тогда, когда покупатели или продавцы могут воздействовать на рыночную цену, а, следовательно, и на объем спрашиваемой или предлагаемой продукции. Это рождает монопольную власть, т.е. ситуацию, когда продавец имеет возможность повышать цену на вою продукцию, ограничивая объем выпуска.
Чистая монополия – одна из структур несовершенной конкуренции. Чистая монополия – такая же идеальная модель, как и совершенная конкуренция, но исследование закономерностей ее функционирования дает возможность лучше понять механизм поведения на рынке реальных монополистических структур – монополистической и олигополистической моделей. Характерные черты чистой монополии: единственный продавец конкретного товара или услуги на рынке; одна фирма на рынке; уникальный, не имеющий заменителя тип продукта; значительный контроль над ценами; вступление в отрасль блокировано; неценовая конкуренция – реклама, «паблик-рилейшнз».
Пример отрасли – местные коммунальные предприятия. Для максимизации дохода и прибыли монополия, в отличие от фирмы конкурентного рынка, манипулирует не только объемом, но и ценой. Монополия – ценоискатель, т.е. это фирма ирайс-мейкер (price-maker) в отличие от фирмы-ценополучателем (price-taker).
Можно сформулировать следующее правило: Если кривая спроса на продукцию фирмы и рыночная кривая спроса совпадают, то первая кривая – убывающая. Чем ниже цена, тем больший объем будет продан. Рост цены возможен только при уменьшении объема продаж.
Монополизация экономики негативно влияет на функционирование рыночного механизма. Монополия деформирует наиболее важную – регулирующую функцию рынка, нарушает оптимальный характер распределения ресурсов в обществе. Навязывая цену, которая превышает альтернативные издержки, монополист побуждает потребителей уменьшать покупки, искать другие варианты, менее выгодные для него.
Монополистическая конкуренция – рыночная структура, в которой большое число фирм производят дифференцированную, т.е. не имеющую близких заменителей, продукцию.
Отличительными признаками монополистической конкуренции являются: большое количество фирм на рынке; дифференцированный тип продукта; контроль над ценами – в узких рамках; сравнительно открытые для новых производителей отрасли; неценовая конкуренция делает упор на рекламу, торговые марки и торговые знаки; доступ к рыночной информации имеет некоторые ограничения.
Пример отрасли – розничная торговля, производство одежды и обуви.
Олигополия – это рыночная структура, при которой несколько крупных фирм контролируют производство и сбыт основной массы продукции. Отличительные черты олигополии: На олигополистическом рынке доминируют несколько фирм; Тип продукта – дифференцированный и стандартизированный; Контроль над ценой ограничен взаимной зависимостью; Значителен при тайном сговоре; Наличие существенных препятствий для вступления в отрасль; Типична неценовая конкуренция – улучшение качества, реклама, паблик-рилейшнз; Доступ к рыночной информации существенно ограничен. Пример отрасли – металлургия, автомобилестроение, производство бытовых электроприборов.
Олигополистическая конкуренция совмещает два начала: координацию и конкуренцию. Необходимость координации обусловлена значительными потерями в случае конкуренции между несколькими крупными фирмами. Конкурентная среда обеспечивается объективными и субъективными факторами, препятствующими тайному сговору.
Важной особенностью этого рынка является олигополистическая взаимозависимость. Это новый феномен рынка, присущий только олигополистической модели. Поэтому преимущество имеет неценовая конкуренция: улучшение качества продукции, послепродажный сервис, связи с общественностью (паблик рилейшнз).
Что касается ценовой конкуренции, то здесь политика олигополии очень осторожна и вызвана возможной реакцией на изменение цен других участников рынка. Общий спрос определяется всеми участниками рынка, а не одной из фирм олигополистического рынка. Для покупателей спрос будет неэластичным, если вслед за ценовым лидером повысят цены все фирмы. Но если другие фирмы не поддержат повышение цены, спрос будет высокоэластичным.