Источник: Hall and Landry, 1997 3 страница

Необходимо к маркетингу привлечь историков, культурологов, географов. Сейчас же маркетингом занимаются узкие специалисты-маркетологи, у которых есть набор дельных советов и формул, но редко наличествует глубокое понимание города.

Слабое использование городских активов

Входные точки городов (аэропорты, железнодорожные и автовокзалы) почему-то не приветствуют приезжих или возвращающихся домой местных жителей. Реки тоже редко вносят позитивный вклад в жизнь городов.

\083\

Почему бы не использовать заброшенные церкви в каких-нибудь светских целях? Почему так редко применяют лесопосадки для украшения дорог и одновременно в качестве естественного барьера, как это делают в Руре?

Забывчивость

Мы упорно продолжаем стирать из памяти наше прошлое (бессмысленной вандализм!). Память места недооценивают, хотя она может быть прекрасным креативным ресурсом, помогающим установить необходимые взаимосвязи.

Куала-Лумпур и Сингапур в последний момент, когда было, слишком поздно, пожалели, что стерли с лица земли все свои старые районы. И им уже не помогло воссоздание их как моделей в городских парках развлечений.

В Берлине сохранились крошечные отрезки знаменитой стены, разрушенной местным населением, систематически уничтожавшим свидетельства о жизни в ГДР. В этом ведь можно было найти иные решения.

Внутренняя логика некреативных идей

Власть и политическая воли

Существует множество факторов, которые воздействуют на городскую жизнь, но не подвластны городским властям. Так, муниципалитеты не могут устанавливать налоговый режим, не могут снижать налоги на инновационную деятельность или проводить реформу налогообложения, направленную на охрану окружающей среды.

Они не вправе влиять на содержание школьного образования, которое могло бы прививать креативность и развивать воображение. У них нет полномочий на оформление стандартов в экологии, строительстве, использовании отдельных материалов.

\084\

Власти теряют контроль даже над дорожной службой. Не могут они повлиять и на объемы перевозок на междугородном транспорте. Города не имеют возможность самостоятельно определять своё будущее.

Их полномочия зависят от государственного устройства; чем больше развит федеральный принцип, тем больше полномочий получают обычно крупные города1.

Германские земли могут накладывать вето на федеральные законы, которые их не устраивают, а итальянские регионы могут самостоятельно распоряжаться подоходным и транспортным налогом. Согласно скандинавской системе "свободных коммун", поселения могут выйти из-под контроля центрального правительства и самостоятельно вести свои дела3.

Тотальная подотчетность

Внедрение креативных принципов в городское управление затруднено из-за подотчетности политиков избравшему их электорату. Подотчетность снижает темп принятия решений, что не характерно для частных предприятий.

Демократический принцип тотальной подотчетности, однако, мог бы способствовать развитию города путем формирования каналов обратной связи с населением, которые стали бы снабжать городскую администрацию креативными решениями, приходящими "снизу".

К сожалению, так происходит достаточно редко, потому что политики и чиновники боятся слишком высоких требований общества в условиях ресурсных ограничений.

Они опасаются, что такой процесс приведёт к образованию альтернативных властных структур.

1 Это достаточно спорное утверждение, так как в федерациях значительная часть полномочий достается регионам, а на долю городов обычно остаётся намного меньше, чем в унитарных государствах, в которых над городами (муниципалитетами) стоит талько национальный уровень государственной власти. Такое утверждение сразу выдает британца, жителя страны, в ко юрой регионализм делает первые робкие шаги, да и то лишь, на герритории Шотландии и Уэльса.

2 Н Скандинавии действительно сложилась наиболее развитая система местного самоуправления, однако и здесь круг вопросов, решаемых на уровне муниципалитетов, строго определен национальным законодательством. Само существование коммун определяется решениями центральной власти.

\085\

Бюрократические процедуры

Функция администрации — поддерживать сосуществование интересов во имя общего блага. Это делается путём регулирования процессов жизнедеятельности города: выдачи разрешений, лицензий, решений об ограничении дорожного движения и т. д.

Бюрократические процедуры пронизывают все городские организации и сковывают их креативный потенциал. Сдерживаемые разнообразными регламентами, менеджеры не могут использовать творческие ресурсы города.

Им приходится искать новые формы работы, позволяющие обходить правила: создавать разнообразные межведомственные рабочие группы, устанавливать партнерства с частными фирмами. И поскольку городские власти существуют в условиях необходимости сокращения штатов, хоть это иногда заставляет их мыслить.

Лечение без профилактики

Принцип "не чинить, пока не сломалось" может быть житейски оправданным, однако развитию городов он приносит больше вреда, чем пользы.

Когда власти лишь реагируют на уже возникшие проблемы, они, в сущности, идут на поводу у этих проблем и вынуждены решать их методами, которые затребуют сами эти проблемы.

Так они продвигаются от кризиса к кризису и занимаются вчерашними проблемами, а не завтрашними возможностями.

Высокий темп перемен требует дальновидной политики, профилактики и работы с вопросами, которые ещё не успели превратиться в проблемы.

\086\

Необходим внимательный мониторинг, выявляющий малейшие изменения, которые могут сыграть заметную роль впоследствии.

Недальновидность и жажда славы

Краткосрочная логика политиков и партнёрств направлена на быстрое достижение наглядных результатов, а не на решение долгосрочных проблем.

Рост числа громких проектов и фестивалей лишь создаёт видимость деятельности. Хотя такие акции мотивируют население, гораздо большие конкурентные преимущества город получает от внедрения простых обучающих программ. А уж создание резонанса для таких скромных проектов — это задача городского маркетолога.

Власть и патронаж

Сети патронажа элит затрудняют доступ к власти и снижают креативность, не допуская талантливых людей к распределению ресурсов.

{V: Распределение ресурсов и есть, по определению «принятие решений»}

В каждой стране есть элитные группы, члены которых с легкостью занимают ответственные посты, но настоящий талант может выйти не только из рядов элиты, а и из менее ангажированных образованных слоев. Новые университеты могут быть более креативными, чем знаменитые, потому что им просто нечего терять.

Города, отрезанные от магистральной линии развития, чаще других проявляют инновационные качества, чтобы выправить положение (Лос-Анджелес, Мемфис, Детройт. Глазго, Манчестер в разные периоды своей истории).

Велико и значение чужаков (иммигрантов и радикалов) в быстром развитии городов.

\087\

Неадекватные обучающие программы

Системы подготовки городских служащих имеют слишком узкую направленность, чтобы развивать умение строить креативные связи. Так происходит с городскими планировщиками, с инженерами, библиотекарями, работниками экологической и санитарной служб и т. д. Сообшества и работники сферы городского управления еще не осознали сложную динамику завтрашних городов, не прониклись пониманием важности "невидимых связей", которые обеспечивают развитие городов.

Профессиональная самозащита

Профессиональный язык затрудняет общение и ограничивает мышление. Системы самооправдания профессионалов не выдерживают испытания перед лицом городских проблем.

Дорожные службы ведь настаивают на необходимости создать однообразную визуальную среду вокруг главных городских магистралей, «чтобы водители не отвлекались во время движения». Они не учитывают побочных эффектов деградированной среды, способствующей появлению в лучшем случае граффити, а в худшем - росту преступности и повышению аварийности от скуки, одолевающей водителей.

Ведь очевидно, что если креативность «вдруг» расцветает во взаимодействии различных профессий и при участии самих городских жителей, то им всем необходимо искать общий язык.

Недостаток интеграции

Городское планирование больше сосредоточено на вопросах землепользования, чем на проблемах динамики городов. Разумеется, проще планировать в жанре контроля, а не в жанре развития, которое сейчас особенно необходимо.

\088\

На словах принцип соединения усилий различных ведомств получает одобрение, но на деле планировать продолжают отдельно по экономическим, социальным, культурным, экологическим вопросам, в ущерб интересам города.

В тисках стереотипов

Нельзя управлять сложными структурами современного мира с помощью простого контроля, с ними можно работать лишь на основе партнерства и сложных совместных действий.

{V: Да ведь никак это 11-я теорема Клода Шеннона – «многообразие пространства состояний управляющей системы не может быть меньше многообразия пространства состояний управляемой системы»!}

Но и совместные усилия не приносят результатов, если наш разум находится во власти стереотипов. Традиционно у каждого сектора своё поле деятельности, своя система целей, однако границы смешаются, и защитой общественных интересов может заняться некоммерческая частная компания, а городская организация - предпринимательством.

Остаются в силе ключевые принципы:

действенность — достижение поставленных целей;

эффективность — достижение максимально возможных результатов;

экономичность — наилучшее использование ресурсов, энергии и времени;

справедливость — порядочность в ведении дел;

высокое качество — ориентация па высокие стандарты (Matarasso, 1993, р. 41).

Однако представители разных секторов вкладывают разный смысл в эти понятия. Эффективность — это не просто быстрый оборот капитала или высокие прибыли, это ещё и характер преследуемой цели.

Многие полагают, что для бизнеса главная цель — прибыли, но есть компании, которые считают более приоритетными долговечность, долю на рынке, хорошую репутацию.

Прибыль — это лишь одна из шкал оценки результатов. Для Oxfam1 число спасенных жизней — главный индикатор успеха.

1Oxfam — крупнейшая британская благотворительная организация, часть всемирной благотворительной сети Oxfam International.

\089\

Кооперация на словах, а не на деле

Очевидна необходимость партнерства между местными властями и университетами.

И сколько же университетов вовлечено в решение местных задач? Как много городских администраций работает вместе с университетами над целевыми курсами, необходимыми для исправления местной ситуации?

А ведь именно связи, установившиеся между Стэнфордом, местными предпринимателями и венчурным капиталом, создали чудо Силиконовой Долины. Тезис о необходимости партнерств стал настоящим заклинанием современного мира, но сколько же потенциальных партнерств по-настоящему состоялось?

Слабое представление о мотивах

Городские власти мало верят в мотивированность людей и потому не слишком уверены, что могут достичь успеха. Оставим в покое идею поощрения и поищем другие стимулы к действию.

Успешными обществами становятся те, в которых развита культура взаимного доверия, позволяющая людям... брать на себя личную ответственность, а также строить долговременные отношения и вести дела с незнакомыми людьми" (Perry 6 Missionary Government, Demos Quarterly. 1995).

Преступность уменьшится не оттого, что мы будем наказывать преступников, а только путем их ресоциализации, возвращения в общество. А улучшение экологии возможно только как результат изменения стиля жизни.

Динамика капитала

Рост цен на недвижимость вытесняет из города тех, кто не готов платить высокую цену. Типичная динамика - переход от предприятий легкой промышленности к художественным мастерским, а затем к офисам. Это формирует в городе монотонный экономический ландшафт.

\090\

Получение разрешения на высотное строительство сродни лицензии на печатание денег, но крайне редко разрешения, повышающие цену на землю, приносят впоследствии доход в городской бюджет.

Есть ряд причудливых исключений. Их сразу видит внимательный наблюдатель, так как они сильно отражаются на внешнем облике города. В Вашингтоне нет небоскрёбов, потому что там запрещено что-либо строить выше здания Капитолия. В результате город растет вширь.

В Мельбурне же городские власти стремились сохранить масштаб викторианской застройки, и разместили небоскребы в глубине кварталов. Получилось, что пешеходы ходят по викторианскому городу, а очертания Мельбурна издали соответствуют космополитическому образу города XXI века.

Движение капитала отражается на застройке городов, где достижение краткосрочных выгод вытесняет задачи создания долговечных ценностей. Государство вполне может стимулировать повышение качества жизни, например, встраивая здания в естественный ландшафт, или сооружая автостоянки, которые походят на произведения искусства.

Такая политика окупится, если здания не будут оценивать вне контекста.

Это требует создания методики "контекстуальной оценки", способной определить реальную цену, не сводящуюся к себестоимости постройки.

{V: Здесь Лэндри подбрасывает нам тему нескольких кандидатских диссертаций на стыке многих дисциплин! Вообще надо прочесать текст, обнапружить и выписать все подобные подсказки в темник семинара…}

Ведь существуют реальные издержки в виде появления граффити и развития преступности на фоне неблагоприятной окружающей среды, которую мы создаем.

Инновационное мышление для меняющихся городов

Этот раздел состоит из двух частей. Вначале мы рассмотрим общие тенденции, которые заставляют смотреть на вещи по-новому, а затем выделим ключевые черты нового мышления, необходимого для создания креативного города.

\091\

Новые концептуальные подходы и описанные выше перемены открывают новые возможности, и чтобы ими воспользоваться, необходимо развивать навыки нового мышления.

Это мышление представляет собой как инструмент, так и саморазвивающийся механизм.

Оно позволит адаптировать к новым реалиям весь арсенал навыков и обогатить его. Чтобы осознать возможности разных типов мышления и разных способов действия, необходимо переосмыслить все: применимость разных уровней абстракции и форм коммуникации (нарративной и иконической), баланс между целями и средствами, стратегией и тактикой.

Основы нового мышления

Как справляться с переменами

Мы давно отринули мысль, что будущее может быть похоже на прошлое. Нам приходится наращивать адаптивность в условиях перемен. Для этого, помимо технологической грамотности мы должны осваивать новые навыки и, в особенности, - навыки нового мышления.

Люди охотнее и лучше овладевают возможностями, что им предоставляет прогресс, чем развивают в себе ответственность перед лицом обязанностей, которые несут с собой перемены.

Они справляются с локальными проблемами, которые затрагивают их лично, например, начинают пользоваться электронной почтой, но им трудно разобраться в изменениях, которые проявляются в сферах, которые их непосредственно не касаются.

Такие перемены сложнее любых технических вопросов, и только структурный подход позволяет найти устойчивые решения.

Возьмем, например, систему пенсионного обеспечения, которая базируется на отчислениях с зарплат людей, численность которых значительно превосходит количество пенсионеров.

\092\

Но что произойдет, если демографическая пирамида перевернется? И ведь такая тенденция наблюдается давно, а ответа всё нет. Другой пример - намечающийся всемирный кризис водоснабжения растущих городов.

Население столицы Йемена Саны за 30 лет выросло со 130 тысяч жителей ло полутора миллионов, и запасы подземных вод в регионе практически истощены. Это был предсказуемый факт, однако правительство не приняло никаких предупредительных мер.

Новое мышление могло бы подсказать массу решений для новых проблем, но его формированию препятствует поток обрушившейся на нас аморфной информации. Сам город - источник множества новых сведений, аморфность которых приводит к потере чувствительности.

Поэтому внимание (способность концентрироваться и понимать) становится фактором производства, сравнимым с финансовыми, трудовыми, креативными ресурсами.

Мы должны понять, для чего нужна та или иная информация (сделать её не аморфной!), и помнить, что технология - лишь средство, а не цель.

Необходима целая система фильтров и кодификаторов, причем не в технологическом смысле - нужны люди, которые отсортируют и каталогизируют информацию - своего рода супер-библиотекари, способные к самостоятельному суждению.

{V: Это администраторы базы знаний по модели города и городским проблемам!}

Работа ума, установки и мировоззренческие сдвиги

Управление новыми ресурсами города требует переоценки того, чему следует учиться, о чем думать, какие соображения принимать в расчёт. Потребуются критерии, позволяющие интерпретировать информацию, широкий взгляд на оценку перспектив, включая учёт ресурсов и свободный полет мысли при решении проблем.

Как можно этого достичь?

Ключевой момент здесь: смена установок мышления, пересмотр принципов, новые способы генерации идей.

Но что вообще такое "работа ума", "мировоззрение", и каким образом в этой области достигаются какие-то сдвиги?

{V: Здесь Лэндри находится в одном шаге от формулировки: «Необходима семантическая обратная связь, учитывающая структуру «логической модели города»! Только с её помощью можно что-то фильтровать, понимать и интерпретировать.}

\093\

Ум работает по модельным схемам, и это неплохо, так как, пользуясь системой концептов, аналогий, установленных взаимосвязей и интерпретаций, наш разум просеивает информацию и в целом справляется со своими задачами. Среда и модельный контекст определяют то, что мы видим, как мы это интерпретируем, какие средства применяем в той или иной ситуации.

Как ни тривиально это суждение, но, например, если спросить: "Какое слово мы записываем буквами: О, Б, Л, А, К и О", то любой ответит; "облако". А если сразу же задаь вопрос; "Что пьют коровы?", большинство людей скажет: "Молоко".

Мозг слышит то, что он ожидает услышать, видит то, что ожидает увидеть, отметая всё остальное. Это явление называется установкой или "контекстуальным предопределением". Оно имеет над нами большую власть, потому что оперирует нами на бессознательном уровне. И именно этот механизм действует и в более сложных мыслительных ситуациях.

Специалист всегда рассматривает проблему с позиций своего образования (это мощнейшая установка!) и имеет законный интерес в продолжении привычной практики. Землепользователь или инженер по транспорту не захочет и слышать, что его профессия уже не так актуальна при решении современных городских проблем.

Люди не станут более креативными, если увидят, что что-то угрожает их профессии.

Наоборот, они решат, что креативный подход - это опасный заговор. Однако, узкие специалисты будут терять влияние и, если не смогут адаптировать свою специализацию к новым реалиям, то превратятся просто в технических работников.

\094\

Мыслительные установки определяют, как люди структурируют свои мысли и совершают выбор в конкретной обстановке, - одновременно практически и идеалистически, основываясь на ценностях, жизненной философии, традициях и устремлениях.

Установки - наиболее удобный способ мышления и принятия решений.

Они диктуют не только поведение человека в его маленьком частном мирке, но и его действия на любом поприще, поскольку включают предрассудки, приоритеты и их рационализацию.

Смена установок - прежде всего переход к другим принципам рационализации поведения, ибо люди предпочитают, чтобы их поведение было последовательно и разумно объяснимо (хотя бы для них самих).

В нашем деле решающий фактор - смена установок городских менеджеров и организаций, принимающих участие в жизни города и формировании городской среды. Причем, необходимо изменить их подходы и установки в целом, системно, а не в отдельных частях.

В процессе такой смены человек переосмысливает свои позиции, функции и представления, которыми он руководствуется в деятельности. Когда человек достаточно открыт, этот процесс происходит легко.

Но чаще всего установки мышления меняются под прямым воздействием внешних обстоятельств. "Эврика! - кричит тогда наше сознание, — оказывается, мир устроен иначе".

Смена установок

Смена установок трудна, она пугает. Трансформация такого рода бывает эффективной, когда она происходит в непосредственном опыте, в результате наблюдения за деятельностью или в результате освоения новых концепций.

\095\

Наилучшее средство для смены установок - личный опыт, буквально заставляющий человека изменить свою деятельность, к примеру, участие в проекте развития городского сообщества. Это даёт гибкий опыт понимания, обучения и строительства новых отношений.

Непосредственное понимание позволяет интернализировать обучение, сделать его воспроизводимым.

А вот посещение городов, где уже применяют креативный подход, и знакомство с деятельностью продвинутых коллег представляет собой косвенный опыт и тоже может оказать существенное влияние на установки.

И такой опыт может оказать позитивное воздействие, особенно если рассматриваемый проект основывается сразу на нескольких разных принципах, например, на использовании интернет-технологий как средства защиты прав граждан и создания рабочих мест одновременно. Ещё один путь изменить понимание жизни города - это знание, почерпнутое из книг или в процессе обучения.

Этот путь эффективен в случае, если изменение мышления ведет за собой и изменение деятельности.

Но работает ли образование в этом направлении? Даёт ли молодым людям возможности знакомиться с опытом других, опробовать себя на различных поприщах, увидеть разнообразие жизни, повысить осведомленность о разных жизненных средах?

Лишь в этом случае они смогут понять мир своих городов.

Смена поведения

Есть шесть способов изменить поведение и восприятие человека:

1. Принудить его силой.

2. Подкупить.

3. Убедить, используя аргументы.

4. Обмануть или одурачить.

5. Соблазнить.

6. Создать и продемонстрировать принципиально новые вдохновляющие модели.

\096\

Городской менеджер должен разработать стратегию, направленную на смену установок сознания городского сообщества.

Вряд ли здесь возможны однозначные решения. Скорее всего, потребуется сложная комбинация приемов и методов стимулирования людей, рассчитанных как на быструю реакцию, так и на долгосрочные активные ответы (действием). Например, аргументированное убеждение публики — это самый сложный путь, но и самый надёжный в долгосрочной перспективе.

Применение нового мышления

Новое мышление должно воздействовать на политику сразу на трех уровнях:

- на концептуальном,

- на уровне отдельных дисциплин, а также

- на уровне внедрения.

Воздействие на первом уровне направлено на смену представлений о городе и подразумевает парадигмальные сдвиги в понимании. Это есть переосмысление понятий, которые определят действия, и явятся важнейшим моментом, так как определят способы рассмотрения и решения проблем на других уровнях.

Хороший пример - это идея воспринимать город как живой организм, а не только как «машину для жизни». Такое представление смещает фокус городской политики от поддержания физической инфраструктуры к регулированию динамики города и общей заботе о благополучии и здоровье людей.

Систематический подход к решению проблем города основывается па представлении о "достойном развитии", которое появилось в 1970-х как реакция на доклад Римского Клуба "Пределы роста" (Meadows et al. 1972) и привело к радикальной смене парааигм.

Другой пример мировоззренческого сдвига - переосмысление роли транспорта как «средства доступности», а не «повышения мобильности». В 1970-х это привело к появлению пешеходных зон и сетей.

Эти примеры хорошо иллюстрируют уровень, который относится к парадигмальным сдвигам и смене установок мышления.

\097\

На уровне отдельных дисциплин политика сводится к переосмыслению подходов в известных областях, таких как транспорт, охрана окружающей среды, экономическое развитие, социальные службы и оценке эффективности подходов к решению проблем. В сфере транспорта это может выразиться в отказе от расчёта только на частные автомобили и создании гибридной модели, опирающейся на преимущества общественного транспорта.

Или это может проявиться в переименовании городских служб и департаментов. Например, если вместо "социальной защиты" мы начнём говорить о "развитии сообществ", это даст сигнал для идеологическою сдвига: от понимания "горожанина как жертвы" (пожаров, эпидемий, преступности,) к пониманию "креативности горожанина как потенциала развития" города.

На уровне политических решений новый подход потребует сформировать конкретные механизмы (схемы финансирования и планы, детализирующие развитие). К этому же уровню относятся и программы грантового финансирования и системы возврата налогов.

Характеристики нового мышления

Интегральные подходы и размывание границ

Зашоренное мышление обычно сведено к привычным бинарным оппозициям и не способно генерировать решения городских проблем. Но чем больше аспектов проблемы мы рассмотрим, тем более изобретательным будет наш подход к её решению.

Рассмотрение проблем на разных уровнях, с позиций различных дисциплин и сфер знания, позволяет видеть даже мельчайшие ошибки, допущенные в прошлом. Это не обесценивает специальное знание, напротив, навыки инженера и планировщика по-прежнему необходимы, но для решения городских проблем требуется их интеграция с науками о человеке и обществе.

\098\

Ведь знания вобласти истории, антропологии, культурологии и психологии мало учитывают в городском управлении. Вопросы функциональною зонирования города не всегда связаны только с автомобилями и землепользованием.

Если бы планировщики транспортной системы лучше разбирались в психологии, культуре или ментальной географии, они бы осторожнее строили автострады, разрезающие надвое жилые районы. Пока же получается, что решение спровоцированных ткм самым проблем — становится задачей других ведомств.

Мы движемся вперед, отягощенные грузом истории, в которой превалировало бинарное мышление, и скептически относимся к междисциплинарным подходам.

Бинарное мышление склонно к достижению компромиссов, а не взаимной выгоды сторон. На протяжении XIX и XX веков преобладала тенденция иерархизации знаний. Сегодня мы знаем всё больше о всё меньшем. Мы игнорируем связи между дисциплинами, принципы экологической саморегуляции, действующие в сложных системах.

Между тем, новое мышление базируется на цикличности (воспроизводимости) процессов. Всё возвращается в какой-нибудь новой форме.

Это контрастирует с примитивными представлениями о прогрессе, которые препятствуют пониманию «моделей складывания» и противоречий в динамике городов. Так, строительство новых дорог приводит просто к росту числа машин и большему загрязнению воздуха, а снижая мобильность, мы иногда можем повысить уровень доступности.

Сегодня невозможно с уверенностью сказать, как достигается синергия между культурой, экономическим развитием и экологической безопасностью, и как движение транспорта влияет на психику человека.

\099\

В случае роста непонимания между дисциплинами нас поджидает опасность: исчезнет общий язык, пригодный для описания развития городов, и тогда специалисты в решении различных городских проблем просто не смогут друг с другом общаться. А тогда кризис неизбежен.

Можно отметить ряд трудностей, с которыми сталкиваются каноны знания, а интеллектуальные границы размываются, и возникают принципиально новые комбинации знаний.

Ключевое значение имеет взаимная оценка значимости дисциплин. При междисциплинарном планировании различные сферы учитывают одновременно. Каждая из них сохраняет целостность, но все они обогащают друг друга.

Однако это лишь первый шаг.

При междисциплинарном планировании различные формы и виды исходного знания переплетаются, образуя связное целое, и новые концепции и идеи рождаются как раз в местах пересечений. В таком процессе каждая дисциплина обогащается за счёт формирования по-настоящему инновационных подходов.

Если, например, команда работает над проектом переработки мусора (технологи, экологи), но с использованием нетрудоустроенных граждан (социологи) в рамках некоммерческой организации (юристы), то инициатива будет иметь многосторонний эффект.

Фокусируясь нa защите среды, такой проект использует безработных, что повышает экономическую устойчивость, а так как он использует организационную структуру некоммерческой организации, он может иметь широкую социальную базу.

Кроме того, такого рода инициатива оказывает социальное и экономическое воздействие, развивая у населения новые менеджерские навыки.

Наши рекомендации