Высшего образования «Вологодский институт права и экономики

Положение

О практике обучающихся, осваивающих

образовательные программы высшего образования – программы бакалавриата, программы специалитета,

В федеральном казенном образовательном учреждении

высшего образования «Вологодский институт права и экономики

Федеральной службы исполнения наказаний»

I. Общие положения

1. Положение о практике обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего образования – программы бакалавриата, программы специалитета, в федеральном казенном образовательном учреждении высшего образования «Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний» (далее ‑ Положение) определяет порядок организации и проведения практики обучающихся, осваивающих основные программы высшего образования, формы и способы ее проведения, а также виды практики обучающихся.

2. Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказами Минобрнауки России от 19.12.2013 № 1367 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» и от 27.11.2015 № 1383 «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования», распоряжениями ФСИН России от 09.11.2010 № 253-р «О закреплении за образовательными учреждениями ФСИН России территориальных органов ФСИН России», и от 16.04.2012 № 306-р «О внесении изменений в распоряжение ФСИН России от 09.11.2010 № 253-р», Методическими рекомендациями по организации и проведению практик курсантов и слушателей образовательных учреждений ФСИН России, утвержденными заместителем директора ФСИН России 13.01.2011.

2. Практика обучающихся федерального казенного образовательного учреждения высшего образования «Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний» (далее – институт) является составной частью основной образовательной программы высшего образования, реализуемой на основе федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (далее – ФГОС ВО), федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (далее вместе – образовательные стандарты).

3. Программа практики разрабатывается специальными (профильными) кафедрами с учетом требований настоящего Положения, рассматривается на заседаниях методического совета, утверждается начальником института.

4. Программа практики включает в себя:

общие положения

цели и задачи практики;

указание вида практики, способа и формы (форм) ее проведения;

перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы;

указание места практики в структуре образовательной программы;

указание объема практики в зачетных единицах и ее продолжительности в неделях либо в академических или астрономических часах;

сведения по организации практики;

содержание практики;

указание форм отчетности по практике;

фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по практике;

описание показателей, критериев и шкал оценивания сформированности компетенций;

порядок оценивания результатов практики;

типовые вопросы и тестовые задания, необходимые для оценки результатов прохождения обучающимся практики;

перечень учебной литературы и ресурсов сети Интернет, необходимых для проведения практики;

перечень информационных технологий, используемых при проведении практики, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости);

описание материально-технической базы, необходимой для проведения практики.

Факультеты могут включать в состав программы также иные сведения и (или) материалы.

II. Виды практики, способы и формы ее проведения

5. Видами практики обучающихся являются: учебная и производственная практики, в том числе преддипломная практика (далее вместе – практики).

6. Учебная практика направлена на получение обучающимися первичных профессиональных умений и навыков, сведений о будущей профессиональной деятельности с учетом специфики избранной специальности (направления подготовки).

7. Производственная практика организуется и проводится в целях получения профессиональных умений и опыта, приобретения и совершенствования практических навыков в выполнении работы по профильному направлению обучения, углубления и закрепления полученных знаний.

8. Преддипломная практика является завершающим этапом обучения и проводится после освоения обучающимися программы теоретического и практического обучения. Она направлена на обеспечение непрерывности и последовательности в овладении обучающимися профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями, предъявляемыми к уровню подготовки выпускника и предполагает сбор материала в целях использования его при подготовке выпускной квалификационной работы.

9. Специальными (профильными) кафедрами в свободное от плановых учебных занятий время может проводиться ознакомительная практика, не предусмотренная учебным планом.

10. Способы проведения практики: стационарная и выездная.

Стационарной является практика, которая проводится в институте либо профильной организации, расположенной на территории г. Вологды.

Выездной является практика, которая проводится в территориальных органах ФСИН России.

11. Практика проводится в следующих формах:

а) непрерывно – путем выделения в календарном учебном графике непрерывного периода учебного времени для проведения всех видов практик, предусмотренных образовательными программами высшего образования;

б) дискретно:

по видам практик – путем выделения в календарном учебном графике непрерывного периода учебного времени для проведения каждого вида (совокупности видов) практики;

по периодам проведения практик – путем чередования в календарном учебном графике периодов учебного времени для проведения практик с периодами учебного времени для проведения теоретических занятий.

Возможно сочетание дискретного проведения практик по их видам и периодам проведения.

III. Организация практик

12. Организацию и проведение практики обеспечивают образовательное учреждение, территориальные органы ФСИН России и подведомственные им учреждения.

13. В целях организации практики обучающихся институт заключает договоры о сотрудничестве с различными учреждениями и организациями.

14. Прохождение практики осуществляется по программам практики применительно к содержанию будущего вида служебной деятельности.

15. Для руководства практикой, проводимой в территориальных органах ФСИН России, назначаются руководитель (руководители) практики из числа лиц, относящихся к профессорско-преподавательскому составу института, и руководитель (руководители) практики из числа практических работников территориальных органов ФСИН России.

16. Объемы практик определяются образовательными стандартами по каждой специальности или направлению подготовки.

17. Перечень видов практик по образовательной программе высшего образования, их продолжительность и период проведения определяются рабочим учебным планом института, годовым календарным учебным графиком.

18. Место проведения практики определяется институтом в соответствии с нормативным правовым актом ФСИН России, регламентирующим данное направление деятельности.

19. Ознакомительная практика, не предусмотренная рабочим учебным планом, организуется и проводится специальными кафедрами и конкретными службами (подразделениями) учреждений и органов УИС в свободное от плановых занятий время по месту дислокации института (на базе УФСИН России по Вологодской области).

20. Направление обучающихся на учебные и производственные практики осуществляется институтом в базовые территориальные органы ФСИН России, установленные соответствующим нормативным правовым актом ФСИН России.

21. Направление обучающихся в учреждения и органы УИС, имеющие низкие показатели оперативно-служебной деятельности и не располагающие надлежащими материально-бытовыми условиями, не допускается.

22. Практика обучающихся, прибывших на обучение из территориальных органов, незакрепленных за институтом в соответствии с распоряжением ФСИН России от 16.04.2012 № 306-р, организуется по месту дислокации института или в других территориальных органах ФСИН России по согласованию с ними.

23. Преддипломная практика обучающихся проводится по месту предполагаемой службы в соответствии с решением комиссии по персональному распределению выпускников.

24. Обучающиеся проходят преддипломную практику в подразделениях учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (далее – УИС), соответствующих их ведомственной специализации. Для сбора материала и использования его при подготовке дипломной работы допускается прохождение практики в нескольких подразделениях.

25. Практика обучающихся по заочной форме обучения проводится по их месту службы.

26. При наличии в организации вакантной должности, работа на которой соответствует требованиям к содержанию практики, с обучающимся может быть заключен срочный трудовой договор о замещении такой должности.

27. При проведении выездных производственных практик обучающихся порядок оплаты проезда к месту проведения практики и обратно, а также дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), за каждый день практики, включая нахождение в пути к месту практики и обратно, устанавливаются локальным нормативным актом организации.

28. При прохождении стационарной практики проезд к месту проведения практики и обратно не оплачивается, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), не возмещаются.

IV. Функции подразделений института

в сфере организации и проведения практик

29. Организация практик и контроль за ее проведением осуществляется факультетами, кафедрами, учебным отделом.

30. Факультеты:

до 1 октября текущего года представляют в учебный отдел списки обучающихся по распределению на практику по всем направлениям (специальностям) подготовки с учетом вида практики и сроков ее проведения;

до 1 ноября текущего года совместно с учебным отделом информируют органы уголовно-исполнительной системы, другие правоохранительные органы, иные учреждения и организации о сроках проведения практики, передают программы, сообщают о количестве практикантов и конкретных должностях, по которым они должны практиковаться, направляют информацию о допуске обучающихся к работе с материалами и документами ограниченного распространения;

разрабатывают методические рекомендации для руководителей практики из числа практических работников органов и учреждений уголовно-исполнительной системы и других правоохранительных органов;

контролируют ход осуществления практики, для чего за обучающимися приказом института закрепляются на весь период ее проведения опытные преподаватели, как правило, специальных (профилирующих) кафедр;

проверяют при направлении обучающихся на практику наличие у них справок о форме допуска для работы с материалами и документами ограниченного распространения;

не менее чем за две недели до начала практики готовят проект приказа о проведении практики и представляют его на утверждение начальнику института;

перед началом практики проводят с обучающимися инструктивное собрание по вопросам организации и проведения практики;

выдают обучающимся направления на практику;

представляют в учебный отдел до 1 октября текущего года отчеты о проведении практики, в которых указываются сроки проведения практики, отражаются результаты проведенных зачетных мероприятий, а также рекомендации, выводы и предложения по организации практик.

31. Кафедры в лице преподавателя-руководителя практики:

разрабатывает индивидуальные задания для обучающихся, выполняемые в период практики (приложение № 1);

принимает участие в распределении обучающихся по рабочим местам или перемещении их по видам работ;

контролирует своевременное прибытие обучающихся в территориальный орган управления уголовно-исполнительной системы и их возвращение в институт;

осуществляет контроль за соблюдением сроков практики и соответствием ее установленным требованиям;

оказывает методическую помощь обучающим при выполнении ими индивидуальных заданий и сборе материалов к выпускной квалификационной работе;

взаимодействует с закрепленными за обучающимися руководителями практики от учреждения;

осуществляет выезды в учреждения уголовно-исполнительной системы для оказания помощи практикантам, ведет постоянный контроль за ходом проведения практики;

обеспечивает общее руководство практикой, ее организацию и учет результатов;

вносит предложения руководству института по совершенствованию и организации учебно-воспитательной работы с обучающимися;

оценивает результаты прохождения практики обучающимися;

составляет отчет по итогам практики и представляет его на факультет.

32. Учебный отдел:

координирует деятельность факультетов по распределению обучающихся по местам прохождения практик;

осуществляет контроль организации и методического обеспечения практик;

принимает участие в проведении зачетов по результатам прохождения практики обучающимися;

анализирует результаты прохождения всех видов практик в целом по институту;

инициирует рассмотрение вопросов совершенствования практического обучения на заседаниях ученого и методического советов.

V. Функции территориальных органов ФСИН России

33. Начальник территориального органа ФСИН России:

определяет конкретные учреждения, подведомственные территориальному органу ФСИН России, для проведения практики и обеспечивает создание в них надлежащих условий;

организует встречу обучающихся, прибывающих на практику, их инструктаж, распределяет и направляет по учреждениям УИС, в которых осуществляется практика;

осуществляет систематический контроль за организацией и проведением практики;

подводит итоги практики, обобщает и анализирует результаты практики, разрабатывает рекомендации по ее совершенствованию и направляет соответствующие предложения в институт.

34. Организацию работы по руководству практикой осуществляют начальники учреждений УИС, в которых она проводится. Начальник учреждения УИС:

согласовывает индивидуальные задания, содержание и планируемые результаты практики;

предоставляет рабочие места обучающимся;

обеспечивает безопасные условия прохождения практики обучающимся, отвечающие санитарным правилам и требованиям охраны труда;

проводит инструктаж обучающихся по ознакомлению с требованиям охраны труда, техники безопасности, а также правилам внутреннего трудового распорядка;

утверждает индивидуальный план прохождения практики в течение 3-х дней с начала практики;

обеспечивает полное выполнение программ практики и контроль за ходом их реализации;

устанавливает режим работы обучающихся;

осуществляет подбор и утверждают приказом непосредственных руководителей практики (приложение № 2) из числа наиболее подготовленных работников, имеющих специальное образование и стаж работы в должности не менее 3 лет, обладающих высокими деловыми и моральными качествами (за одним руководителем практики, как правило, закрепляется не более пяти обучающихся, копия приказа о закреплении непосредственного руководителя практики от учреждения УИС направляется в институт);

представляет обучающихся работникам подразделения, разъясняют им правовое положение, роль и место руководителей практики и других работников в выполнении практикантами своих обязанностей;

знакомит практикантов с оперативной обстановкой, задачами и функциями учреждений и органов УИС, их структурой, внутренним распорядком, проводит инструктаж обучающихся по ознакомлению с требованиями охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности, а также правилами внутреннего трудового распорядка;

обеспечивает необходимые условия для выполнения обучающимися программы практики и приобретения ими практических навыков, предоставляет им рабочие места, обеспечивает необходимой техникой, документацией, служебными бланками, специальной литературой с учетом профиля подготовки, нормативными правовыми актами;

обеспечивает при возможности условия для проживания практиканта;

анализирует работу практикантов и оказывает им помощь в успешном выполнении программы практики;

обобщает итоги практики и представляет отчеты начальникам территориальных органов ФСИН России;

утверждает отчеты обучающихся о результатах прохождения практики;

рассматривает, утверждает характеристики и направляет в институт предложения о поощрении или наложении дисциплинарного взыскания.

35. Сотрудники УИС, являющиеся непосредственными руководителями практики:

разрабатывают совместно с практикантом индивидуальный план прохождения практики (приложение № 3);

осуществляют повседневное руководство работой практикантов в тесном взаимодействии с представителями института;

знакомят обучающихся с оперативной обстановкой в учреждении УИС, характером и особенностями выполняемой работы;

осуществляют постоянный учет и оценку работы обучающихся, контроль за ведением ими соответствующей документации, соблюдением дисциплины и внутреннего распорядка, изучают личные и деловые качества практикантов;

составляют на обучающихся не менее чем за 3 дня до окончания практики характеристики (приложение № 4)и представляют их начальнику учреждения УИС на утверждение;

согласовывают отчеты обучающихся о результатах прохождения практики;

осуществляют для руководителя учреждения УИС подготовку материалов по итогам практики в целях дальнейшего обобщения и выработке предложений по совершенствованию практики.

VI. Деятельность практикантов

36. Во время прохождения практики обучающиеся находятся в подчинении начальника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы, других правоохранительных органов, который на этот период является для них прямым начальником.

37. С момента прибытия обучающихся в учреждение и на весь период практики на них распространяются требования законодательства о труде и прохождении службы в уголовно-исполнительной системе, в том числе уголовно-исполнительного законодательства, а также правил охраны труда и внутреннего распорядка.

38. Обучающиеся в период прохождения практики: выполняют предусмотренные программой практики индивидуальные задания в полном объеме и установленные сроки, соблюдают правила внутреннего трудового распорядка, требования охраны труда и пожарной безопасности.

39. В ходе практики обучающиеся имеют право знакомиться с нормативными актами, служебными документами, находящимися в производстве учреждений и органов УИС, а также другими материалами в объеме заданий, определяемых программой практики.

40. Допускается с разрешения руководителей учреждений УИС присутствие практикантов на совещаниях, на которых рассматриваются служебные вопросы.

41. Не допускается использование практикантов для выполнения заданий, не предусмотренных программой практики, а также их перемещение из одного учреждения УИС в другое без согласования с институтом.

42. В соответствии с индивидуальным заданием практики обучающиеся с помощью непосредственного руководителя практики составляют индивидуальный план прохождения практики, в котором должна быть отражена система мероприятий, соответствующих последовательной отработке программы практики.

43. Обучающиеся обязаны вести учет проделанной работы в дневнике прохождения практики (приложение № 5), с внесением ежедневных кратких записей о выполненных мероприятиях и итогах. Дневник по окончании практики согласовывается с непосредственным руководителем практики.

44. Перед окончанием практики обучающиеся составляют отчет (приложение № 6), который согласовывается с непосредственным руководителем практики из числа сотрудников УИС и утверждается начальником учреждения УИС.

VII. Подведение итогов практики

45. Непосредственные руководители практики из числа сотрудников УИС составляют характеристики на обучающихся, в которых отражают: качество выполнения программы, степень подготовленности практикантов к исполнению должностных обязанностей, организаторские способности, знание нормативных документов и умение пользоваться ими в работе, наличие навыков составления оперативно-служебных документов, морально-волевые качества, дисциплинированность, исполнительность, общий и культурный уровень развития; дают рекомендации по использованию выпускников на службе; выставляют оценку за практику с учетом оценочного листа.

46. По итогам проведения практики обучающиеся составляют отчеты, в которых отражают: где, когда и в какой должности они практиковались; общие сведения об учреждении или органе УИС (состояние оперативной обстановки, организация оперативно-служебной деятельности, служебной подготовки, наличие положительного опыта и т.п.); сведения о выполнении индивидуальных заданий и планов прохождения практики (перечень основных проведенных работ и мероприятий, анализ и решение практических ситуаций и т.д.); выводы и предложения по итогам практики.

К отчету прилагаются дневники и копии служебных документов, подготовленные обучающимися во время практики.

47. Приказом института назначаются комиссии для проведения промежуточной аттестации по практике. В их состав могут включаться руководители практики, другие сотрудники кафедры, представители практических органов и учреждений УИС, сотрудники учебного отдела и факультета.

48. Промежуточная аттестация по практике проводится в форме дифференцированного зачета, в ходе которого оценивается уровень сформированности общекультурных, профессиональных и профессионально-специализированных компетенций.

49. Оценка сформированности компетенций осуществляется руководителем практики от института (комиссией) и руководителем практики от учреждения.

50. Итоговая оценка по результатам практики выставляется на основании следующих показателей: рекомендуемая оценка руководителя практики от учреждения (из характеристики); содержание и качество оформления отчетных материалов по практике (руководитель практики от института/комиссия); защиты результатов практики (круглый стол, устное собеседование, тестирование (руководитель практики от института/комиссия).

51. На защите обучающиеся должны доложить, как они организовали свою работу во время практики, насколько полно выполнили индивидуальные планы прохождения практики и индивидуальные задания, какие им встретились трудности, обосновать принятые решения и другие действия, которые совершались в процессе практики.

52. В соответствии с программой практики защита практики может проходить в форме круглого стола.

53. Обучающиеся, не выполнившие без уважительной причины требования программы практики и получившие по результатам практики неудовлетворительную оценку, проходят ее повторно.

54. Обучающиеся, не выполнившие программу практики по уважительной причине, должны представить руководству факультета соответствующие документы. По каждому конкретному случаю руководством факультета принимается индивидуальное решение.

55. Результаты защиты практики отражаются в аттестациях обучающихся.

56. Итоги практик и меры по дальнейшему совершенствованию организации и проведения всех видов практик обсуждаются на совещаниях в территориальных органах ФСИН России, заседаниях ученого и методического советов института, общих собраниях обучающихся, семинарах с участием представителей территориальных органов ФСИН России.

VIII. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по результатам прохождения учебной практики

57. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по практике включает в себя:

перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы;

описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания;

типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы;

методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций.

58. Для каждого результата обучения по практике кафедра определяет показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования, шкалы и процедуры оценивания.

Приложение № 1 к Положению о практике обучающихся, осваивающихся основные программы высшего образования федерального казенного образовательного учреждения высшего образования «Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний»

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

Наши рекомендации