Источник: Hall and Landry, 1997 8 страница
Лидерство - это и качество, и навык.
Могут потребоваться разные качества - моральное лидерство для прекращения коррупции, интеллектуальное лидерство для поиска необычных решений, эмоциональное лидерство для воодушевления, или просто-напросто эффективное лидерство для обеспечения уверенности.
Лидерские качества включают в себя способность понимать, чего хотят люди, когда нужно двигаться вперед, а когда отступить.
Успешный лидер объединяет в себе волю, находчивость и энергию с дальновидностью и пониманием нужд города. У него есть последовательные идеи, отвечающие специфике местной ситуации, и такие личные качества как одухотворенность и то, что Гарднер называет "загадочной смесью ординарности и экстраординарности".
Лидеры экстраординарны в своей вере в себя, готовности принимать риск. При этом они просты в общении. Лидерам необходимо придумать историю о том, чем может стать их город и как этого достичь.
Эта история требует постоянного обновления в диалоге с населением и внешними обстоятельствами. Творческий лидер умеет предвидеть тенденции и поощряет полемику о проблемах и возможностях (см. Gardner, 1996).
Трудности лидерства
Лидерство представляет собой проблему. Дебби Дженкинс(1998) предполагает вакуум лидерства: "Нам нужны чёткие указания, - кричат на форумах люди — будь то менеджеры среднего звена, работники социальных служб или представители общественности, —
"Почему те, кто наверху, не могут действовать согласованно (прекратить борьбу друг с другом, проявить немного воображения, предложить новые идеи, понять проблемы? Работать над их решением?
\169\
Люди чувствуют разочарование из-за того, что их преданность своему городу или вопросам, к которым они испытывают интерес, не находит поддержки у представителей власти.
Мы испытываем смешанные чувства по отношению к людям, наделенным видением будущего и волей. Нам хотелось бы видеть сильных, даже догматичных лидеров, и в то же время - заботливых и способных рассматривать разные точки зрения и даже признать, что они не знают ответов на некоторые вопросы.
У лидеров-визионеров бывают как враги, так и последователи. "Существует потребность в новом типе лидеров, способных справиться с возрастающими трудностями и тонкостями городской жизни, обходиться без утомительных ритуалов саморекламы, которые так свойственны городскому руководству, и вплетать в городскую ткань самых разных людей, создающих общее видение". (Jenkins, 1998, р. 2).
Такие люди "обладают квалификацией, опытом и определенными полномочиями, и они находятся в контакт как с политиками, так и с людьми из нижней части городской пирамиды" (Jenkins. 1998, р. 3).
Они искренне верят, что им есть что предложить городу, и хотели бы внести свой вклад в формирование перспектив того места, где они живут и работают, однако они не чувствуют себя вправе участвовать в процессе из-за недостаточной открытости существующих представительских механизмов.
Многие лидеры отказываются от работы в местных органах власти, потому что скептически относятся к существующей системе и муниципальной политике.
\170\
Вместо этого они ищут более высокооплачиваемые руководящие позиции в третьем секторе или на передовой бизнеса. Одним из решений является организация "Общая цель" (Common Purpose), которая проводит ежегодные программы более чем в 30 британских городах, объединяя менеджеров из сферы здравоохранения, образования, торговли, искусств, медиа, бизнеса и благотворительности.
Цель заключается в создании лидерской сети с широкими взглядами и общим пониманием городских проблем. Благодаря ей были осуществлены многие новаторские проекты. Например, в городе Милтон Кейнс специалисты в области здравоохранения вместе с художниками пересмотрели методы реабилитации пациентов.
Человеческое разнообразие и доступ к талантам
Разнообразие
Демографические условия тоже могут влиять на творческие способности города, особенно в случаях, когда социальное и культурное разнообразие способствует взаимопониманию и обучению, а не ведёт к ксенофобии. Гражданское общество обычно имеет историю толерантности, обеспечения чувства безопасности и уверенности.
Это укрепляет жизнеспособность общества, повышает востребованность его членов, общение и взаимодействие, и в результате создает активную творческую атмосферу. И напротив, города с однородным населением часто испытывают дефицит творчества. Они могут найти решения, но им не хватает «творческого смешения», которое необходимо для преодоления трудностей городской жизни.
\171\
Внешний взгляд
На протяжении истории приезжие и иммигранты играли ключевую роль в создании творческих городов. В среде, где их вклад приветствовался, их разнообразные умения, таланты и культурные ценности порождали новые идеи и возможности.
Исторические исследования новаторских качеств таких разных городов как Константинополь, Амстердам. Антверпен, Париж, Лондон. Берлин и Вена показывают, что именно меньшинства вдыхали в местные сообщества новые силы.
В Лондоне насчитывается 33 национальные группы численностью более чем 10000 членов каждая. Через город прошло много волн иммиграции: гугеноты, евреи, ирландцы, русские, китайцы, жители Индийского субконтинента и, совсем недавно, - сомалийцы. Они принесли с собой занятия, навыки, ремесла, таланты, которые помогли закрепить статус Лондона как мировою города.
Свидетельства этого повсюду - в исторических зданиях, ремесленных формах, еде традициях и культурных проявлениях, таких как ювелиры в Хаттон Гарден, Маленькая Италия в Клеркенуэлле, текстильная промышленность в Спиталфилдз, мебельные производства в Шордитче, гончарные мастерские в Саутуарке, финансовая и банковская мощь лондонского Сити.
Внешние таланты стоит намеренно импортировать, поскольку местные жители смотрят внутрь своей среды и лишь изредка бросают взгляд во внешний мир. "Чужак" — будь то новый житель, бизнес-инвестор, консультант, посредник или человек, принимающий решения - более свободен от ограничений.
Такие люди могут посмотреть на город свежим взглядом, а их первые впечатления часто разоблачительны и способны быстро выявить потенциальные точки роста. Некоторые традиционные методы управления могут показаться "пришельцу" лишенными смысла. И эта независимость внешнего агента может служить источником новых связей и новых идей.
\172\
Взгляд изнутри
При всей важности внешнего взгляда, "пришельцы" не дадут всех ответов на все вопросы. Чтобы усилить мотивацию, необходимо использовать и внутренний интеллект, творческие способности и образовательный потенциал коренных горожан. Благодаря этому крепнет ответственность, растёт банк идей и выявляются новые разнообразные ресурсы.
Уверенность важна для культуры общественных объединений, в которых рождаются творческие решения социальных проблем. Поиск баланса между внутренним и внешним знанием — ключевая задача руководителя. Внешний взгляд обеспечивает свежесть, а внутренний - глубокое знание ситуации.
Можно предложить индикаторы, позволяющие понять, как город развивается в этом отношении. Вот некоторые.
Каков процент руководителей, приглашенных из других сфер деятельности?
Каков процент сотрудников, работающих по контрактам на проектной основе и на каком уровне иерархии?
Сколько новых организаций было создано за данный период времени?
Организационная культура
Сдвиги в организационной культуре в Хаддерсфилде, показывают, какие изменения необходимы для формирования инновационной среды. Организации, закрытые для нововведений, имеют иерархическую структуру и сосредоточены на внутренней ситуации.
Они порождают разновидность бюрократии, для которой "процедура важнее результата", что "приводит к потере перспективы. И люди уже не могут отличить большое от малого", и исходят из убеждения, что "запрещено все, что не разрешено" (Landry. 1998b).
\173\
Преварщение в творческую организацию: ключевые факторы
Опыт превращения Хаддерсфилда в креативный город позволяет выявить целый ряд изменений, происходящих в организационной культуре. Эти изменения имеют общий характер.
Централизм Передача полномочий
Изоляция Партнерство
Контроль Влияние
Руководство Уполномочивание
Информирование Участие
Количество Качество
Единообразие Разнообразие
Низкий риск Высокий риск
Осуждение Стимулирование
Послушание Творчество
Неудача Успех
Обучение через делегирование полномочий
Оргкультура творческих организаций отличается гибкостью и доверием. Работы здесь превращаются в "образовательный опыт за счет поощрения ротации менеджеров, объединения их в горизонтальные команды и группы, регулярного обсуждения идей развития и совместных тренингов с партнёрскими организациями". (Leadbetter and Goss, 1998).
Менеджеры таких организаций должны быть открыты новым идеям и готовы обсуждать их с сотрудниками, чтобы затем "осваивать эти идеи, искать пути применения их на практике... за счёт экспериментального и практического обучения.... Менеджеры могут учиться друг у друга благодаря 'эталонным клубам', группам совместною решения проблем, товарищеским и наставническим системам.
Может быть, самый важный и наименее используемый источник инновационных замыслов - это клиенты и публика,... генерирующие безграничный поток идей, которому образовательная система с трудом может соответствовать" (Leadbetter and Goss, 1998).
Города должны следить за тем, какое количество таких идей находится в данный момент в обращении.
\174\
Обучение путем передачи полномочий требует системы, одобряющей эксперимент и "креативные и инновационные отклонения". Это есть изменение культуры организаций с предоставлением больших прав людям, работающим на "прорывных" направлениях и создание большего простора для проектных инициатив, что даёт шанс проявить себя младшему персоналу, который участвует в повседневных контактах с клиентами.
В коммерческой сфере неэффективность бюрократии сразу же проявляется как неэффективность бизнеса.
Традиционным органам власти сложнее достичь открытости, они не в состоянии сократить цикл принятия решений и выработать подход, при котором возможностям уделяется больше внимания, чем преградам. И этот их дефект сказывается на благосостоянии города, но проявляется не сразу.
В связи с этим были опробованы новые структуры, в основном - формы партнерства между государственным и частным сектором. Эти формы используют преимущества как частного сектора, так и государственной сферы, с её заботой об общественном благополучии.
Нарушение правил
Необходимость способствовать образованию может казаться само собой разумеющейся, хотя, как ни смешно, сами университеты, создают преграды для обучения. Большинство преград здесь создают организационные бюрократические устои, а также жесткое разграничение профессий и дисциплин.
\175\
Бюрократия, творчество и обучение сосуществуют с большим трудом, ибо правила диктуют ограничения, а креативность, раскрывая новые возможности, обычно выходит за их рамки. Городские власти должны регулировать городской процесс, обеспечивая мирное цивилизованное сосуществования часто конкурирующих интересов, защиту и повышение общественного благосостояния.
Эта работа принимает порой форму сложных правил контроля, вроде правил лицензирования. Бюрократические системы неотделимы от администрирования, основанного на проверках и предписаниях, и существуют без изменений долгие годы, не подвергаясь анализу и необходимой адаптации к меняющимся обстоятельствам.
Со временем сам факт их существования становится более важен, чем цели организации.
Вызовом традиционным методам работы может служить «проверка бюрократической системы на креативность» - затребование данных о том, какое количество пилотных проектов находится в реализации и сколько департаментов с широкими полномочиями в ней существует.
О пользе неудач
В творчески обучающемся городе отношение к неудаче должно измениться. Ведь новаторские ответы на острые проблемы предполагают риск и возможность провала. К риску же обычно относятся неодобрительно, а неудачи считают непозволительными.
Само существование неудач мало кто признаёт и еще реже обсуждает открыто. Нет также и официальных процедур извлечения уроков из прошлого отрицательного опыта.
Однако признание эксперимента и возможных неудач необходимо для обновления организаций и проверки новых проектов.
Неудачи могут нести в себе семена будущего успеха: нужно только анализировать их и отказаться от автоматического наказания исполнителей.
\176\
Как таковые, неудачи можно превратить в инструмент обучения. Очень важно при этом различать компетентные и некомпетентные неудачи. Боязнь риска нередко значит, что в организации поросту нет аналитиков.
Это подчеркивает важность пилотных проектов, где каждый эксперимент служит уроком, а в случае же успеха берётся на вооружение. Организации просто обязаны иметь отдельный "инновационный" бюджет.
Да, эти средства могут быть частично потеряны, но при их разумном использовании они создадут городской банк идей и атмосферу непрерывного обучения.
Можно предложить для города следующие критерии:
Сколько пилотных программ инициировал город?
Сколько из них вошли в практику?
Существует ли отдельная статья расходов на исследования и развитие?
Катализаторы
Часть ресурсов из "инновационного" бюджета должна быть потрачена на события-катализаторы. Для этого необходимо сотрудничество средств массовой информации. СМИ и администрация могут проводить ежегодные фестивали достижений, например, "фестиваль изобретений" или "образовательная ярмарка".
Особенно важными становятся инструменты поощрения и признания.
Конкурсы, призы и публичное одобрение - лишь один из способов достижения этой цели. Города должны искать эти способы как внутри себя, так и вовне.
Ценные идеи могут быть позаимствованы на международных конкурсах, хотя сегодня они ограничены в основном архитектурными, градостроительными, парковыми и художественными проектами.
\177\
Спектр конкурсов все ещё неутешительно узок. Например, можно провести конкурс на лучшие способы решения проблемы преступности или наркомании, или решения задач экологического и экономического развития.
Критерии здесь таковы:
Проводят ли мероприятия, посвященные инновациям или образу будущего города?
Сколько конкурсов проводит город?
Сколько конкурсов выиграли жители или организации города?
На пути к обучающейся организации
Творческая организация должна быть вечным учеником и непрерывно двигаться по пути развития. Она должна:
развивать личные способности своих сотрудников;
создавать разделяемый всеми образ собственного будущего;
постоянно совершенствовать модели деятельности;
трансформировать коллективное мышление таким образом, чтобы команда всегда была большим, чем сумма ее частей;
и, наконец, воспринимать саму организацию как часть системы, чтобы видеть все её внутренние взаимосвязи как целое.
Для этого образование и обучение должны выдвинуться па передний план. Только в том случае, если в центре нашего повседневного опыта стоит обучение, мы можем надеяться, что:
• люди будут развивать свои навыки и способности;
• организации и учреждения поймут, как использовать потенциал персонала, и станут творчески откликаться на возможности и трудности периода смены парадигм;
• города смогут быстро реагировать на возникающие проблемы;
• сообщества поймут; что разнообразие и отличия между ними могут стать источником обогащения, понимания и развития.
Цель политиков создавать условия, при которых получат развитие "обучающееся общество" и "обучающийся город". Обучающееся общество — это гораздо больше, чем общество, чьи представители просто хорошо образованы; оно идёт гораздо дальше стандартного образования.
Это общество, в котором идея обучения пропитывает всю ткань его жизни:
где люди и организации ориентированы на городской процесс, то есть заинтересованы в изучении внутренней и внешней среды города и их изменений;
где на этой основе постоянно изменяются сами методы образования;
где жителей поощряют учиться;
и, самое главное, это общество, которое может научиться менять методы своего обучения демократическим образом (Сага el al. 1999).
\178\
Способность к организации
Организационная способность и открытая система управления - это основа основ творческого города. На всех уровнях городской жизни, от гражданина до учреждения, необходимо развить умение «обеспокоиться, озаботиться, придумать и выполнить», чтобы можно было изобретать, выявлять, осваивать и применять на практике инновационные идеи.
Элементы креативности должны присутствовать в любом процессе принятия решений.
Организационная способность есть способность выявить и преумножить средства и ресурсы.
Да и само принятие решений – это всегда, - рапределение ресурсов по проектам.
Она может быть увеличена за счет творческого мышления, анализа и обучения.
Организационная способность включает и широкий круг умений:
способность руководить,
быть технически компетентным,
идти в ногу со временем,
определять стратегические приоритеты,
оценивать долгосрочную перспективу,
слушать окружающих и консультироваться с ними,
внушать преданность и доверие,
вдохновлять и заражать энтузиазмом всех, принимающих решения,
создавать команду единомышленников,
обеспечивать консенсус по ключевым вопросам путем внедрения общего видения будущего,
усиливать уверенность,
находить способы позитивного использования конфликтов,
преодолевать частные интересы,
налаживать партнерские отношения с самыми разными группами,
брать на себя ответственность, но и уметь её делегировать,
принимать непростые решения быстро и эффективно,
действовать планомерно и целенаправленно перед лицом оппозиции и трудностей.
Все это предполагает переосмысление принципов управления городом.
Креативность сама по себе, - без организационных способностей, не сможет эффективно оперировать городскими ресурсами.
\179\
Укрепление местной идентичности
Сильная идентичность —условие формирования гражданской гордости и проявления заботы о городской среде. Ключевой аспект управления проявлениями идентичности – это толерантность, которая позволяет вносить вклад в общую жизнеспособность города без конфликтов.
Культурное самосознание
Формирование культурной идентичности очень важно. Специфические символы города, будь то еда, песни, местное производство, привлекательные окрестности, обеспечивают ресурс, на основе которого создаётся добавленная стоимость.
Не менее важно и создание новых образов, чтобы сознание города не было целиком погружено в прошлое. Исторические города обладают неотъемлемыми преимуществами — структурными слоями истории и памятниками архитектуры, создающими их неповторимый ландшафт.
Труднее приходится новым городам, хотя они могут обеспечить своеобразие иными средствами.
Неоднозначность истории
История — вещь сложная, и может ли она служить импульсом для креативности - спорный вопрос. Историческая цепь событий иногда вдохновляет, иногда — становится тяжкой ношей.
\180\
История порождает цепь инноваций, основанных на историческом прецеденте "мастера", передающего свои умения подмастерьям; или образовательных заведений, воспроизводящих процесс творчества и сотрудничества. Но бывает, что успех порождает самонадеянность и застой.
Как ни прекрасна Флоренция, многие полагают, что город живет лишь своей былой славой. Гордость и высокомерие флорентийцев, погруженных в свою историю, создают у них иммунитет к современности, порождают чувство закрытости и нехватку новых идей. В то же время, расположенный неподалеку промышленный город Прато, известен в Италии своими успешными инновациями в области современного искусства и организации бизнеса.
Если самобытность и своеобразие вырождаются в узость взглядов, они могут разрушить основы творческой среды.
Городские пространства и объекты Публичное пространство
Общественное пространство - это сложное понятие. Это и физическое пространство, и арена, где происходит взаимодействие — от физического общения до газет и киберпространства. В публичном пространстве происходят встречи и события. Оно помогает развивать творческий потенциал.
\181\
Публичная сфера напрямую связана с открытиями, с областью непознанною и удивительного, эксперимента и приключения.
Физическое общественное пространство
Воплощение публичного пространства - классическая итальянская "пьяцца" в центре города, например, Кампо в Сиене. Её четыре угла символизируют взаимодействие важнейших городских начал:
на одном из углов - церковь (духовную власть);
на другом — библиотека или университет (власть истины и культуры);
на третьем - ратуша или дворец (светская власть),
а на четвертом — рынок (коммерческая власть).
Сама же площадь - место встречи лицом к лицу людей различных сословий, где происходит обмен новостями, слухами, идеями и зарождение замыслов новых проектов. Эта идея отражена в европейской традиции градостроительства.
Городские центры как нейтральная территория
Городские центры - место, где формируется городская общность, где обитает дух места и складывается самосознание горожан. Городской центр противостоит пространственной изоляции социальных классов. Здесь люди разных сословий, этнических групп и образов жизни могут смешиваться самым непредвиденным образом.
\182\
В качестве такой "нейтральной территории" городские центры способствуют формированию творческих идей. Здесь люди могут комфортно отдохнуть, испытывая стимулирующее воздействие среды, социально более неоднородной, чем обычно.
Городские центры играют роль витрин творческих идей и видов деятельности, появившихся во всех частях города (в музеях, кафе, в кино, в барах, ресторанах, театрах, библиотеках). Городские центры - средоточие общественной жизни.
Пониманию города как публичного пространства и арены, где происходит обмен идеями, угрожает недавняя тенденция приватизации общественною пространства, отгораживания торговых центров и строительства внешне изолированных, обращенных вовнутрь зданий.
{V: Ещё один пример того, как оголтелая жажда наживы подрывает основы культуры!}
Места встреч: виртуальные и реальные
Ощущение общественного пространства может быть создано множеством способов. Креативный город должен испробовать их все, - будь то место проведения конференции или публичной лекции, зал для семинаров; кафе, бар или клуб; открытая сеть общения, такая, как набирающие популярность дискуссионные клубы.
В целом ряде крупных городов обнаружился настоящий бум обеденных и полемических клубов. Так в Лондоне открылся ряд новых клубов - Boisdale, Maverick, Asylum, а в Париже подъем переживают "философские кафе". Эта новая версия парижских салонов, что-то среднее между званым обедом и мозговым штурмом.
Но если традиционные клубы - для людей, согласных друг с другом, то новые создают с противоположной целью. Основная идея здесь - не выиграть спор, но стимулировать дебаты.
\183\
Идея новых обеденных клубов заключается в хитром сочетании структурности и неформальности. В век Интернета, когда в жизнь прочно входят чаты, форумы и прочие интерактивные формы общения, складывается, по сути, новое общественное киберпространство.
Компьютер показывает, насколько нам необходим личный контакт "Пусть мы производим биты, мы всё ещё состоим из атомов... нам всё ещё нужно время для встреч лицом к лицу" (из неопубликованного доклада Энди Пратта на конференции DCMS ''Культура работы", сентябрь 1998).
Креативный город – это и проблема создания гибких пространств взаимодействия. Интернет-кафе - это только начало.
Другой пример — новый формат организации труда, когда есть возможность арендовать офис на час или на день.
Что действительно сегодня необходимо - это среда, сочетающая две реальности, позволяющая блуждающему в сети кибер-работнику почувствовать себя одновременно и дома, и во всём мире.
Утопические ночи (Лондон, Великобритания)
Это пример объединения рабочего места и культурного пространства (семинара, фуршета, выставки, салона и походного костра). Десять лет назад английское дизайн-бюро Interbrand Newell and Sorell затеяло программу, в которую оно приглашало самых разных людей выступить перед своими сотрудниками с рассказом о страсти, которую они испытывают к той или иной деятельности.
Эти встречи превратились в публичные мероприятия, куда приглашают по списку ровно 200 человек. Попасть в этот список мечтают многие жители Лондона.
Программы проводятся пять раз в год и представляют собой закрытую вечеринку с фуршетом, посвященную выступлению особого гостя. В этом сообществе перемешаны школьные учителя и члены кабинета министров. Цель вечеров, ни больше ни меньше, -"вдохновение".
\184\
Общественные объекты
Качество и доступность различных объектов и услуг жизненно необходимы для творческих процессов в городе. Красота города, здоровье жителей, транспорт, торговля, чистота и наличие парков — все это очень важные факторы благополучия, но три из них играют особую роль: исследовательские возможности, информационные ресурсы и объекты культуры.
Наука и образование
Интеллектуальная поддержка творческого города - сложная многоуровневая научно-образовательная система, которая простирается от начальной школы до технических и гуманитарных университетов. Основополагающее значение здесь имеет возможность переходить от теоретическою знания к его практическому применению.
Важны также научные парки и бизнес-инкубаторы. Всё это - ключевые факторы для привлечения талантливых и квалифицированных специалистов.
Каналы коммуникации
Для поддержания информационных ресурсов необходима коммуникационная система, включающая и себя библиотеки, консультативные центры и средства связи. Чем выше "плотность" информационного обмена, тем проще творческим людям и организациям быть в курсе событий и последних достижений.
Коммуникационная "емкость" города зависит и от того, находятся ли в нём производственная база или центральные редакции местных, или национальных газет, радио или ТВ-каналов и других медиа-индустрий.
\185\
Однако, поскольку информация, важная для постиндустриальных городов, скапливается и в киберпространстве, на встречах и конференциях, ключевое значение приобретают стратегии активного международного сетевого взаимодействия.
Чем шире спектр исследовательской деятельности в регионе, тем больше шансы на обновление экономической мощи города. Это требует материальной поддержки со стороны как муниципальных, так и частных организаций (см.: Landry et al, 1996).
Объекты культуры
Объекты культуры и протекающий в них процессы - существенный фактор, стимулирующий вдохновение, профессиональную уверенность, обмен идеями, а также формирование образа города. Интенсивная культурная жизнь способствует привлечению талантливых специалистов.
"Потребление" художественных и культурных продуктов, конечно, воздействует на зрителей, но меньше, чем прямое творческое участие «потребителей» в художественных событиях, вызывающее более сильный развивающий эффект.
Творческие пространства и доступные цены
Творческим людям нужно место для жизни, земля и здания по доступным ценам, особенно для начинающих предпринимателей в социальной сфере. Обычно их можно найти на окраинах города.
Новаторские способы приспособления дешевых площадей позволяют снизить финансовый риск и стимулировать эксперимент, даже па таком банальном уровне как открытие необычного магазина. Вторичное использование старых промышленных зданий стало сегодня общим местом в политике городов.
{V: Снести старое добротное здание иногда стоит больше, чем построить новое. Основные фонды сверъдороги!}
Как правило, такие здания используются как "инкубаторы" для новичков в бизнесе, штаб-квартиры компаний-первопроходцев, мастерские художников или центры дизайна и новых медиа.
\186\
Примеры.
В Хельсинки, в бывшей фабрике но производству кабеля, разместились более 600 человек, работающих в самых разных компаниях. Вероятно, это самый большой центр такого рода в Европе.
Центр искусств и медиа-технологий в старой фабрике боеприпасов на окраине Карлсруэ, предлагает выставочное пространство для медиа, исследовательские лаборатории для звуковых и визуальных искусств. Художественный колледж, который входит в этот комплекс, обеспечивает дополнительное образовательное измерение.
Возможно, самым большим художественным пространством в мире является Массачусетский музей современного искусства (MASS MoCA), занимающий 13 акров отреставрированных фабричных зданий XIX века.