Источник: Hall and Landry, 1997 9 страница

В старом автобусном и трамвайном депо в центре Глазго расположился огромный культурный центр "Tramway".

Медиа-центр Уотершед и галерея Арнольфини в Бристоле, разместившиеся в бывших складах на берегу реки на периферии центральной части города, сегодня фактически стали его сердцем.

Эти и подобные им культурные объекты и институты формируют вокруг себя творческую инфраструктуру и провоцируют цепную реакцию развития. Наиболее явно это проявляется в инвестициях в недвижимость в районах, прилегающих к этим объектам, где обычно развивается круглосуточная досуговая инфраструктура.

Художники - проводники перемен

Концентрация людей искусства формирует креативную среду и создаёт интересные эффекты - своего рода "выбросы энергии", стимулирующие творческую деятельность в других сферах.

Затем обычно происходит рассредоточение художников, положивших начало процессу регенерации в данном месте. Это хорошо видно на примере Лондона.

Сегодня художники рассредоточены по столице, хотя была тенденция к их скоплению в дешевых необычных районах, расположенных как можно ближе к центру. За последние сорок лет в Лондоне было несколько волн миграции художников.

Когда-то они жили и работали в лондонском Сохо. Но это время давно миновало, так как возросшие цены на недвижимость заставили их искать менее дорогие районы.

Их место заняли более успешные компании. Позднее похожий процесс имел место и в другом районе Лондона, Камден Таунс. Сегодня большая часть художников живёт и работает в Ист-Энле: в Уэппингс. в Тауэр Хэм-литс - возле БрикЛэйн, в Хокпи или на Хокстон Сквер. Обычно художники поселяются в обветшавших районах, ожидающих реконструкции.

По существу, художник становится исследователем и первопроходцем.

Новая жизнь пространств для творческих связей: Центр искусств и медиа-технологий (ZKM) (Карлсруэ, Германия)

ZKM - организация, не имеющая параллелей, хотя у центра "Ars Electronica" в Линце, Австрия и центра "Intercommunication" в Токио есть с ней что-то общее. Основанный в 1989 году ZKM располагает более чем 48 000 квадратных ярдов площади.

Кроме Медиа-музея, здесь Институт визуальных медиа, Институт медиа и акустики, медиа-библиотека, медиа-театр, музей современного искусства, а также Государственная академия дизайна и муниципальная галерея Карлсруэ.

Миниатюрные театры, видео и гигантские изображения меняют форму, танцуют, отвечают на вопросы и подгоняют посетителей во время воображаемой прогулки. Музей попросту сметает границу между искусством и развлечением.

... Художников приглашают для длительного проживания в 'лабораториях'... и экспериментов со звуком и визуальной средой....

Медиа-искусство впервые породило художественную среду,... практически все в этой области знакомы друг с другом" (New York Times, 14 February 1999).

\188\

Художники инициируют процесс возрождения района и создает условия для появления здесь вспомогательных структур — кафе, ресторанов и магазинов. Именно они привлекают клиентуру из среднего класса — тех людей, которые не хотели бы рисковать из неприязни к заброшенным районам. Эта группа жителей появляется на горизонте лишь после того, как художники улучшат репутацию района.

С точки зрения городского планирования ключевой вопрос - поддержание низких цен, способное принести городу неожиданные выгоды. В культурном квартале Темпл Бар в Дублине городские власти предоставили художникам собственность в долгосрочную аренду по льготным ценам. Результат - возрождение гораздо более широкой территории, полностью окупившее эту затею.

Сетевое взаимодействие и структуры общения

Сетевое взаимодействие бывает двух видов: внутри города и на международном уровне. Города всегда были центрами сетевого взаимодействия, но природа сетей меняется, по мере того как сообщества становятся технически более оснащенными.

Взгляд на город в целом позволяет увидеть множество перекрывающих друг друга сообществ и сетей, которые пересекают город, выходят за его границы и создают что-то вроде невидимого клея, удерживающего единство города. Эти сети порождают множественные взаимодействия, поддерживают имидж города далеко за его пределами.

Сетевое общение и креативность связаны друг с другом самым тесным образом.

Для повышения эффективности этой системы необходимо сделать сетевое взаимодействие как можно более интенсивным. Многие традиционные сети, однако, не прибавляют ничего особенного к творческому потенциалу города. Они просто являются одним из средств сотрудничества при решении общих проблем.

\189\

Прежде в мире преобладали социальная однородность и низкая мобильность, сопряженные с ограниченным кругозором. Теперь наш мир - это мир мобильности, этнического разнообразия и смешения разных образов жизни. Мы стали свидетелями размывания сообществ, основанных на географическом принципе.

{V: А город сам по себе?}

Интересно влияние новых моделей партнерства на городское развитие. Появление партнерств между муниципальным, частным и общественным секторами объединило людей, не знакомых друг с другом раньше.

Этот процесс положил конец безраздельному первенству и власти политиков, выдвинув на передний план новых действующих лиц. И мы ещё не знаем всех его долгосрочных последствий.

Массачусетский музей современного искусства (MASS MoCA)

13 акров отреставрированных заводских зданий XIX века в бедном фабричном городке превращены в крупнейший в США центр современных визуальных искусств. Он экспонирует скульптуру, танец, театр, кино, цифровое искусство и музыку.

"Музеи представляют собой реликварии, - говорит директор, - это не реликварий. Здесь можно увидеть искусство и отреагировать на него". Посетители могут наблюдать произведения искусства в процессе создания - репортер описал это как "эквивалент съемочной площадки в Голливуде".

У музея нет постоянной коллекции. Он время от времени приобретает объекты, "резонирующие со зданием. Например, берлинская художница Кристина Кубиш поместила на фабричную башню с часами куранты, которые должны были вызванивать мелодии, звуки которых были продиктованы движением и яркостью солнца".

\190\

Движение "виртуальных городов", включая виртуальные Хельсинки, Копенгаген, Амстердам или Манчестер, не только обеспечивает своим городам маркетинговые услуги, но выполняет более широкие функции. Несколько тысяч бывших манчестерцев регулярно входят в сеть, чтобы быть на связи с Манчестером и участвовать в дискуссионных форумах с местными жителями - они тоже члены городского сообщества.

Соединение городских сообществ становится настолько важно, что пришло, наверное, время создать специальные департаменты в органах местной власти, отвечающие за сетевое общение.

Их главной задачей может стать обеспечение встреч, усиливающих взаимодействие в городе. В этой работе могли бы принять участие и городские информационные службы.

Цель такой деятельности - стимулировать международное сетевое общение - среди чиновников, представителей местного бизнеса, школ или пенсионеров, ведь сравнение с другими городами обеспечивает эталоны.

Чтобы международное сетевое взаимодействие между городами приносило плоды и позволяло учиться друг у друга, необходимо изменить его принципы и сместить акценты:

• от общения, основанного на церемониях, к общению по существу;

• от дружеских начинаний к проектам, достигающим измеримых результатов;

• от любительства к профессионализму, гарантирующему; что идеи и проекты будут осуществлены;

• от дружеских связей внутри сообщества к вовлечению более широкого круга заинтересованных лиц;

• от общих инициатив к целенаправленной деятельности, включающей реальную передачу опыта;

\191\

• от случайного к систематичскому техническому сотрудничеству,

Можно предложить следующие критерии "секвой включенности":

- интенсивность коммуникаций;

- количеств работающих над проектами партнерств;

- диапазон мест встречи.

Внедрение сетевого общения

Сетевые организации между фирмами, между университетами, государственным сектором и коммерческими компаниями важны. Однако Патнэм (Putnam. 1993) заставил посмотреть на проблему под несколько иным углом. Он утверждает, что возможности сетевого общения укоренены в социальных структурах, которые чрезвычайно сложно воспроизвести, тогда как они жизненно необходимы для развития инноваций.

Сравнивая развитие северной и южной Италии Патнэм показывает, как традиции взаимопомощи в северной Италии поспособствовали становлению промышленной, финансовой и социальной структуры, стимулирующей совместную работу даже в чрезвычайно конкурентной среде. Этот сценарий, где в центре стоит сотрудничество, контрастирует с "провалившимся" развитием южной Италии, где феодальная иерархическая структура всегда подавляла прогресс.

Это наблюдение ставит под сомнение такие стратегии как японская программа технополисов, направленная на формирование инновационной среды "с нуля"

в регионах, где раньше не было соответствующего потенциала (Hall and Castells, 1994).

Интересно, до какого предела это наблюдение и сомнение подтвердится в таких разных странах как Россия, Перу, Финляндия, Египет или Китай, и насколько их культуры способствуют или препятствуют сетевому взаимодействию и основанному на партнерстве творческому городскому развитию.

\192\

Как заметил один из интервьюируемых в Хельсинки, "сетевая культура плохо приживается в Финляндии — это может звучать как клише, но нам свойственно упрямство, зависть и независимость... Не забывайте, что до недавнего времени почти все жили в лесной сельской местности и отличались особой бдительностью".

Даже если сетевое взаимодействие достигнуто в нескольких успешных коммерческих организациях, достичь его в масштабах целого города бесконечно сложнее. Такого рода компании обладают рядом особенностей.

Им свойственно работать на проектной основе с меняюшимися командами, которые собираются для решения ограниченных во времени задач: разработки компьютерной программы; постановки спектакля; выпуска компакт-диска; съемок фильма. Эти продукты защищены интеллектуальной собственностью.

По-настоящему творческие продукты всё более сложно создавать внутри герметично замкнутых крупных компаний, работающих на основе полной занятости персонала. Каждый такой продукт уникален и требует уникальною сочетания людей, способных его создать, а экономика творческого производства эффективно действует только на основе временных договоров.

Двигателем разработки продукта, будь то "художник" или '"инновационный технолог", часто являются "звезды", стремящиеся сохранить контроль, но нуждающеюся в команде, с которой можно работать. Этот бизнес не развивается планомерно, и каждый участник процесса повышаем свою жизнеспособность за счёт "подсоединенности" (сетевых связей). Сетевое взаимодействие основывается здесь на необходимости, а не на желании.

Город исети организаций

Создание ситуации, в которой сетевое взаимодействие насущно необходимо, гораздо сложнее для города в целом. Здесь мы имеем дело со сложным набором субъектов — государственных, частных, общественных. И каждый имеет свои организационную культуру и программу действий.

\193\

Вопросом остается возможность их творческого взаимодействия и поиск мотивов взаимодействия. Лишь обнаружив мотивы, можно надеяться внедрить креативную культуру в "генетический код" города.

Художественные сети в Кельне

Подъем Кёльна произошёл благодаря силе сетевого общения. Курт Хакенбург (1955-79) был центральной фигурой в городской сети в сфере искусств и музыки. В 1960-е он поддержал ряд мероприятий, связанных с художественными движениями Happening и Fluxus.

Это привлекло ещё больше художников, галеристов и коллекционеров. Схожий процесс происходил и в электронной музыке: созданная в 1951 году Студия электронной музыки стала центром встреч композиторов. Это привлекало всё новых композиторов, селившихся в Кельне и создавших кёльнскую школу современной музыки.

Достижением стало не только то, что участники художественных групп порождают потоки новых проектов, но и то, что со временем выросли аудитории ультрасовременных художественных течений. Кёльн превратился в место, где признание креативности стало частью общепринятой нормы.

Сетевое общение между композиторами, художниками, арт-галереями, коллекционерами и т. д. обеспечило очевидные преимущества и финансовые выгоды для участников и привело к созданию независимого художественно-экономического сектора, укрепило образ Кельна как "города искусств".

\194\

Хельсинки: сети для всех

Хельсинки приготовился занять лидирующие позиции путем вовлечения горожан в сеть Интернет. 65% финнов пользуются мобильными телефонами, а в возрастной группе до 25 лет - почти 90%.

Ласипалатси ("Стеклянный дворец") был открыт в1999 году как медиа-центр с особыми функциями. Так, в "уголке оратора", вы оказываетесь перед экраном, веб-камерой и микрофоном и можете высказывать свое мнение политикам или кому угодно, кто приготовился смотреть и слушать через интернет.

Свободный доступ в интернет есть и в публичной кибер-библиотеке; здесь вы можете заказать книги, которые сложно получить в другом месте, и они будут доставлены вам в переплете. Вы также можете издать книгу. Можно снять фильм и передать его через интернет - всё вместе обойдётся вам не дороже чем 2000 фунтов стерлингов.

Проект "Арена 2000" обеспечивает быстрый доступ в интернет для большинства горожан. Это - возможность передавать живое видео и получать его.

Город далеко продвинулся в разработке проекта "виртуального Хельсинки", который позволяет людям следить за движением автобусов, заказывать такси или продукты; родителям - следить за своими детьми; врачам - вести консультации "лицом к лицу" с пациентами, студентам - слушать лекции, даже если все они находятся в разных местах.

Все это выглядит как трехмерная модель города, дающая возможность каждому жителю прогуливаться по виртуальным улицам, делать покупки и чувствовать себя частью города, сидя дома.

Источник: Keegan, The Guardian, 16 September 1999

Весьма просто понять, почему промышленные компании могут работать в единой сети ради взаимной выгоды. Но какой смысл, особенно для небольшой фирмы, стремиться к сетевому общению с городскими властями по вопросам, не сулящим немедленной прибыли?

\195\

Тот же вопрос возникает и по поводу связей между обществеиным сектором и сферой бизнеса. Один из путей формирования мотивов совместной деятельности лежит в создании образа городского будущего.

Для этого необходимо расширить принцип бизнес-планирования от отдельной компании до масштабов целого города. Начало - всегда самый сложный этап. Как усадить людей вокруг стола для разработки потенциально креативных идей?

Гражданская ответственность не пробуждается сама по себе. В этой ситуации часто выручает кризис.

Может быть, компания потеряла ценных сотрудников, или в публичной деятельности может быть найден способ повышения ценности активов компании. Собственный интерес может быть расширен, если проникнуть в суть взаимосвязей. Хотя выполнение взаимных обязательств может оказаться нелегкой задачей, даже после согласования картины городского будущего.

Выборэталонов и дальнейшие действия

Ключевая задача творческого города - стимулировать процесс самообразования. Здесь важную роль играет создание эталонов. Это способствует распространению информации об удачных проектах и инновациях, вдохновляющих, стимулирующих воспроизведение.

Эталон создаёт реперы для измерения текущей и будущей деятельности. «Хорошие практики» - одним из инструментов развития городов.

Они могут быть воспроизведены и действуют как движущая сила по улучшению ситуации. Концепция «передового опыта» близка к идее "тотального управления качеством", популярной сегодня в сфере бизнеса.

Что же считать "передовым"? Все сходятся на том, что "передовой опыт" значит "хороший проект, который где-то успешно сработал и теперь может быть воспроизведен в моем городе".

\196\

Растёт понимание передового опыта как средства образования, а не просто результата ранжирования.

Определяющим является переход от простого знания, что хороший проект существует, к выяснению того, как он состоялся. Поскольку обучение происходит через собственный опыт, знание об инновационном проекте - лишь отправная точка.

Настоящий вызов для творческого города - начать действовать на переднем крае неизведанного. Между тем, опора на удачные, но чужие образцы замедляет процесс самообразования.

Существует опасность лишь имитации опробованных где-то формул без понимания того, что именно нужно именно вашему городу (с его индивидуальными особенностями). Необходимо оценить, насколько имитация чужих достижений продвинет ваш город вперёд.

Часто бывает достаточно применить только лишь принцип чужого проекта, а в иных случаях больше подходит изобретение чего-то эквивалентного, но совершенно нового.

Индикаторны следующие вопросы:

Существуют ли в вашем городе программы описания достижений?

Является ли изучение передового опыта неотъемлемой частью городского организационного планирования?

\197\

Глава 6.Креативная среда

Причины нашего интереса

Причина интереса к инновационной городской среде - очевидный успех некоторых городов и регионов в разных концах света. Основа их успеха - использование нетрадиционных креативных подходов к городскому и региональному развитию.

Им удалось внедрить креативность в "генетический код" городов. Главную роль при этом сыграли организационная культура, лидерство и определенные качества среды.

Примеры.

Можно упомянуть такие неиерархические, пронизанные сетями новаторские регионы как Силиконовая Долина или так называемая Третья Италия в провинции Эмилия-Романья, где частные фирмы преуспевают в условиях постоянного технического прогресса и наличия специализированных служб поддержки.

Сегодня набор поддерживающих условий включает в себя не только венчурный капитал и сети сбыта, но и активную культурную среду, формируемую представителями сферы искусства, социальную деятельность и, более широко — все составляющие качества жизни, включая достойное жилье, транспорт и объекты здравоохранения.

Городская среда должна создавать возможности общения во внерабочей обстановке и контактов между представителями разных фирм. Это может быть случайная встреча в кафе, на концерте, в спортивном клубе или в школе.

Важно понять, какие типы городской среды способствуют такому взаимодействию.

\198\

Государственное вмешательство для создания изменений в организационной культуре может ускорить формирование такой среды. Первоначально усилия были направлены на создание налоговых льгот для маленьких фирм или грантовых программ. Затем, когда на смену вышли проблемы качества жизни, были оценены по достоинству и другие виды поддержки.

Это создание материальной инфраструктуры - развитие общественного транспорта, перепрофилирование старых промышленных зданий, или лицензирование ресторанов и кафе.

В Сиэтле, который всё чаще упоминают как пример новой инновационной среды, по инициативе горожан состоялись дебаты, вынудившие городские власти включиться в строительство общегородской монорельсовой транспортной системы — первой в США.

Что такое творческая среда?

Творческой средой может стать любое место, будь то группа зданий весь город или же целиком регион, где есть необходимые исходные условия в виде "жесткой" и "мягкой" инфраструктуры, позволяющей генерировать поток, идей и изобретений.

Такая среда - это физическое пространство, где масса интеллектуалов, общественных деятелей, художников, политиков или студентов может существовать в открытой космополитической обстановке, где взаимодействие лицом к лицу порождает новые идеи, услуги и институты, приводящие к успеху.

\199\

"Жесткая" инфраструктура - это сеть зданий, места встреч людей, а также транспорт, здравоохранение и другие городские службы. "Мягкая" инфраструктура — это система сотрудничающих структур и социальных сетей, связей и взаимодействий между людьми, которая стимулирует поток идей между индивидуумами и организациями.

Такой обмен может происходить и с помощью информационных технологий. К ним относят общественные сети в форме клубов, или регулярных встреч в барах; сети, основанные на общих интересах; а также партнерства между государственным и частным сектором, системы финансовой поддержки для реализации креативных идей.

Все они должны работать в условиях доверия и соблюдения строгих, пусть и неписаных принципов. Это подразумевает их готовность делиться и вносить свой вклад в успех сети для общего блага — ведь здоровье и процветание творческой сети определяет процветание каждой отдельной компании.

Концентрация на собственных интересах приводит к атрофии среды. Доверие — главная особенность действия творческой среды. Оно порождает цепочки творческих идей, которые распространяются по сетям и на новом витке генерируют новые идеи и изобретения.

Творческая среда предполагает легкость переключения человека с одной работы на другую, а также перемещение из одной компании в другую. Это затруднительно там, где сохраняется жесткость рынка труда, строгое деление на голубые и белые воротнички и научных сотрудников1.

1 "Белые воротнички" — менеджеры или бюрократы; "голубые воротнички'' — рабочие или технический персонал.

\200\

К снижению эффективности приводят взаимные предубеждения представителей разных секторов, например, частного и государственного, или же ксенофобия. Основное условие процветания творческой среды — культура здоровой конкуренции, основанная на сотрудничестве.

Творческаясреда в различные исторические периоды

На протяжении истории существовали разные способы проявления творческого потенциала городов:культурный, интеллектуальный, технический, организационный.Со времён промышленной революции всё большее значение приобретали техническийиорганизационныйподходы. На протяжении XX века границы между креативностью и новаторством в сферах культурыитехникипостепенно стирались.

Этот процесс способствовал развитию новых типов взаимодействия, требующих новых организационных и политических форм. Питер Холл описывает их динамику в книге "Городская цивилизация".

Интеллектуальная и культурная жизнеспособность таких городов как Афины, Рим, Флоренция, Лондон, Вена или Берлин зависела от решительных экономическихи социальных трансформаций, направивших избыточные ресурсы на поддержку новых идей, в особенности в области художественного творчества.

{V: Клоака «Моабит» в Берлине, где творили и Ленин, и Гитлер как-то не укладывается в эту идиллическую картинку…}

На интеллектуальном поле происходила "неизбежная борьба между радикальными и консервативными силами" (Hall, 1998). Однако приятие "чужаков" и радикалов было жизненно важным.

Демократическая конституция, созданная Клисфеном в Афинах в 500 году до н.э., была социально-политической инновацией, приведшей в город энергию и успех.

Она обеспечила широким кругам граждан право голоса и влияние, способствовала расширению империи, что привело к появлению новых продуктов, товаров, идей и источников вдохновения.

\201\

Вместе с тем, расширение контактов с периферией греческой империи вызвало нестабильность, которая стала причиной возросшего влияния философов и деятелей культуры.

Творческий переворот во Флоренции между 1270и 1330 годами был вызван конфликтами между поколениями и борьбой между знатными родами.

Расцвет художественной среды в Англии в XVIII веке был связан с изменением баланса между двором и развивавшимся средним классом — основой зарождавшегося коммерческого общества. Особенное значение имела "свободная конституция". Лондон стал самым быстро растущим городом в Европе, магнитом, притягивающим художников и музыкантов.

Вена в 1880-1914 годах была центром творчества угасающей империи. Это была реформаторская деятельность в экономике, медицине, философии, психиатрии, изобразительных искусствах, градостроительстве и архитектуре.

Конфликты поколений и разногласия между группами с творческим потенциалом, и старыми институтами провоцируют лихорадочную активность. Такой кризис стал, в частности, причиной подъема культуры кафе - явления, возникшего Берлине, Вене, Мюнхене, Праге и Цюрихе, и дошедшего до наших дней.

Культура кафе - отличительная черта творческой среды по всему миру. Кафе - место ежедневных встреч интеллектуалов, журналистов, художников, ученых и даже представителей бизнеса. Они сформировали сеть циркуляции идей, знаний и технической эрудиции. Кафе стали теми плавильными котлами, где преодолевают различия между классами, чинами и званиями.

Города, известные своими техническими новациями, имеют более короткую историю — это места, где новаторы всегда были "чужаками". Это Манчестер, Глазго или Детройт — не слишком чопорные, имевшие открытые образовательные системы, готовые идти нариск, основанные на эгалитарных структурах и стремлении к личным достижениям.

\202\

Опираясь на технологические навыки, включаясь в разработку уже существующих идей, они были идеально приспособлены к рынку.

Лос-Анджелес - пример объединения культурной и технической креативности. Задуманный как место для новичков, удаленное от центров власти, он связал инновации с массовым рынком, благодаря союзу популярной культуры и технологии.

Технически-организационные инновации возникают в городах, которые нуждаются в решении собственных проблем, будь то создание новых канализационных систем, уборка мусора, развитие общественного транспорта. Лидерами в этой области были такие города как древний Рим, Лондон, Нью-Йорк, современный Стокгольм.

Новым стимулом для новаторства такого рода дала полемика о развитии городов. Одна из идей, взятых нами на вооружение, основана на недавней работе Римского клуба под названием "Фактор четыре; Как удвоить богатство, вдвое снизив расход ресурсов" (von Weizsacker et al, 1998).

Авторы предлагают способ получать вчетверо большую прибыль на основе используемых сегодня ресурсов благодаря принципу "делать большее из меньшего". Этот взгляд привлекателен, поскольку апеллирует к заинтересованности бизнес-структур. Успех подобной креативности будет зависеть от исхода борьбы между защитниками средового подхода и сторонниками свободного рынка.

Важность конфликтов для развития творческой среды подтверждается и моим опытом работы в агентстве Comedia. В Хельсинки, Хаддерсфилде. Мантуе и Аделаиде мы обнаружили разногласия, связанные не столько с возрастом, сколько со взглядами на жизнь разных поколении.

\203\

Инициаторы изменений отличались полной согласованностью идей и подходов, выступали в качестве выразителей менталитета, ценностей и философии нового поколения. Часто сам язык, использовавшийся разными группами, был настолько различен, что общение было практически невозможно.

Как отмечает Холл, "творческие города - это места, где установленный порядок постоянно находится под угрозой со стороны новых творческих групп" (Hall, 1998).

Следующая волна инноваций связана с внедрением новых подходов в информационные технологии с объединением телекоммуникаций - телевидения и компьютеров - в рамках единой мультимедиа-технологии. Их потенциал может быть реализован только в сочетании с социальными и политическими инновациями.

В принципе, это ознаменует конец «тирании расстояний» и открытие эпохи телепутешествий.

Эта волна спровоцирует и культурное возрождение городов. Избавившись от грязного производства, города сохранят привлекательность для всех видов деятельности, требующих контакта лицом к лицу.

Возможно, прототипы новых городов – это районы, которые часто называют "культурными кварталами".

Кварталы культурных индустрий

"Бум экономики битов и байтов" конца XX века сделал идею кварталов, - или "кварталов культурных индустрии", - чрезвычайно популярной. Такие кварталы существуют по всему миру: от Тауэр Хэмлнтс возле Брик Лэйп в Лондоне до Поп-кластера в Тилбурге. от Хакише Хофе в Берлине до Ньютауна в Йоханнесбурге, Силиконовой Аллеи в Нью-Йорке или Рандл Стрит Ист в Аделаиде.

Сам этот термин настолько популярен, что любое случайное скопление обьектов культуры теперь немедленно получает название "культурного квартала". Например, оно стало брендом для Музейной площади в Амстердаме или Внутренней гавани в Балтиморе, хотя здесь речь идёт скорее о потреблении, чем о производстве культуры.

\204\

В США культурные индустрии догнали авиацию по размеру экспортной прибыли. В них работают 20% населения страны (Pratt, 1998). В Европе этот показатель составляет около 5%. В Великобритании с начала 1980-х доходы от музыкального экспорта превышают прибыль от экспорта инженерной продукции.

Наши рекомендации