Тема 2. Хозяйственная жизнь древних славян
Сельское хозяйство.Как уже указывалось выше, земледелие у восточных славян носило исключительно экстенсивный, трудоемкий и крайне рискованный характер. Крестьянская общинная колонизация новых территорий – характерная черта русской экономики, сохранившаяся до настоящего времени. Ход колонизации находился в сильной зависимости от рек, перерезавших в разных направлениях страну, а также от лесов, ее покрывавших. Огромное протяжение государства с севера на юг обусловили существование различных природных зон, что оказало большое влияние на агротехнические методы и в результате привело к заметной разнице между севером и югом.
Степная зона была открыта внешней опасности, поэтому славяне вынуждены были селиться крупными массами, скучиваться в огромные села. Главным сельскохозяйственным орудием на юге, в степной зоне, был плуг. обеспечивающий достаточно глубокую и качественную вспашку Почвы здесь благодаря низкому уровню осадков чрезвычайно плодородны и давали хорошие урожаи несколько сезонов подряд, не требуя дополнительной обработки Через несколько лет, когда почвы истощались, земледельцы покидали участок, оставляя его на продолжительный отдых, и распахивали новый участок степи. Такая система использования земли получила название залежная или перелог.
На севере, в зоне лесов и лесостепи, земледельцы применяли крайне трудоемкую подсечно-огневую систему. Чтобы подготовить пашню, в первый год обдирали кору с вековых деревьев, на следующий год в феврале производилась вырубка высохшего леса, весной срубленные деревья и подлесок сжигали, а затем выкорчевывали пни, корневые сплетения и лишь после этого пахали. Земли в лесной зоне тощие – серые лесные и подзолистые, первые два три года крестьяне собирали неплохой урожай, благодаря тому, что зола является превосходным удобрением, но, как пишет В.Ключевский, - «это было насильственное и скоропреходящее плодородие» (12). К тому же главным сельскохозяйственным орудием в зоне лесов, как правило, была соха хотя и более легкая и маневренная по сравнению с плугом, но дававшая неглубокую вспашку и почвы очень быстро истощались. Поэтому земледелец был вынужден расчищать новые участки леса. Старые же оставленные участки быстро покрывались молодой порослью. которую опять нужно было выжигать, когда земледелец возвращался к ним.
В целом земледелие носило характер простого, а не расширенного, производство и было направлено на удовлетворение лишь непосредственных физиологических потребностей человека.
Сельское хозяйство древнерусского человека было комплексным его невозможно представить без животноводства. Скот выращивали как в степной, так и лесной зонах. Огромное внимание уделялось коневодству, так как именно лошадь служила главной тягловой силой в лесной зоне. Не меньшее значение имел и крупный рогатый скот: мясо, молоко, рог, кость – все это широко использовалось в хозяйстве. На юге главной тягловой силой были волы, и значение крупных рогатых еще более возрастало. Ради шерсти разводились овцы и козы. Но, тем не менее, животноводство на Руси, из-за недостатка кормов, носило в основном натуральный характер (т.е. скот выращивался для личного потребления), недаром некоторые исследователи называют русских нацией вынужденных вегетарианцев. Правда в летописных источниках упоминается об огромных табунах лошадей в княжеских доменах, но этот факт легко объяснить: князья уделяли особое внимание разведению лошадей исходя из военной необходимости.
Ремесло. Ремесло на Руси находилось на достаточно высоком уровне развития. Изделия, изготовленные руками русских ремесленников, были известны далеко за пределами русского государства и не уступали изделиям как западноевропейских, так и восточных мастеров.
Еще с VII в. берет свое начало металлическое производство. Несмотря на то, что единственным металлом, добываемым в пределах будущего русского государства, было болотное железо, а остальные металлы приходилось ввозить из-за рубежа,[1] к IX в. искусство металлургии достигло высокого уровня. Затейливые висячие замки с ключами сложного рисунка, самозатачивающиеся ножи были весьма популярны и пользовались огромным спросом в соседних странах. Но особенно прославились искусные русские оружейники, изготавливавшие кольчуги, шлемы, пластинчатые брони, чешуйчатые панцири, копья, боевые топоры, сабли, булавы, палицы, а русский булатный меч вполне успешно конкурировал со знаменитым дамасским мечом.
До наших дней дошли и восторженные отзывы о шедеврах, русских златокузнецов, мастеров черни и эмали. Ювелирные изделия древнерусских мастеров ставились в один ряд с изделиями из Византии, Италии, Франции и Аравии.
Суровость русского климата, создававшего необходимость строить дома, которые могли бы защитить человека от холода, и обилие лесов обусловили появление плотницкого ремесла. Первые крепости, дома, церкви, мосты, мостовые, замки все возводилось из дерева. Основным инструментом древних русских плотников был топор, и в умении обращаться с ним они достигли высокого мастерства, кроме того они использовали долото, сверло, тесло, а вот пила вошла в широкий обиход лишь в XVI в. Русские плотники украшали свои изделия, служившие человеку изо дня в день, такой же тонкой и причудливой резьбой, как и стены знаменитых владимирских храмов. Плотники и бондари изготавливали бочки без дна, трубы, выдолбленные из распиленных вдоль длинных стволов деревьев, которые шли на устройство дренажной системы, осушавшей город. Широко на Руси были развиты и такие ремесла как кожевенное, гончарное, скорняжное.
Однако, несмотря на столь высокий уровень развития, ремесло в Киевской Руси на протяжении IX−XI в.в. носило в основном придворный, вотчинный характер. Главной фигур ремесленного производства был не свободный посадский мастер, а зависимый, работающий на усадьбе своего хозяина и изготавливающий продукцию на заказ. Такой ремесленник не обладал правом собственности на орудия труда и его результаты. Пространная Правда ставит таких ремесленников на один уровень с высшими представителями княжеской или боярской дворни (штраф за убийство ремесленника 12 гривен, тогда как за убийство смерда или холопа – 5 гривен). Именно вотчинное и придворное ремесло главным образом и совершенствовалось. К XI в. существовало уже около 60, а в крупных городах (Новгород, Киев) до100 ремесленных специальностей. Но специализация шла по чисто средневековому принципу – не по материалу, а по готовому изделию. К тому же работа, прежде всего, по государственным заказам делала их самостоятельно нежизнеспособными.
XI – XII в.в. важный этап для хозяйственного развития: часть орудий сельского хозяйства начинают производиться не ремесленниками на заказ, а мелкими товаропроизводителями для реализации на рынке, т.е. прослеживаются начальные этапы перерастания ремесла в мелкое товарное производство. Именно в этот период происходит отделение ремесла от земледелия, что нашло выражение в росте городов. Если в IX−X в.в. было известно 26 городов, то XI в. возникло еще 62 города, а в XII в. – 119. Древнерусский город был одновременно сосредоточием ремесла, торговли и сельского хозяйства и тем самым напоминал древнегреческий полис, но только внешне. В отличие от греческого полиса русский город эксплуатирует сельскую волость подчиняя ее себе прежде всего внеэкономическим путем. Отличался древнерусский город и от современного ему западноевропейского города – коммуны. Отношения которого с деревней основывались не на власти-собственности, а на свободных товарно-денежных отношениях.
Промыслы. При всей важности земледелия, скотоводства и ремесла именно промысловые занятия еще длительное время играли едва ли не первостепенную роль в хозяйстве древнерусского человека.
Охота была не только любимой забавой, но и важным промыслом русских князей. Охота давала князьям одну из основных статей экспортных товаров – пушнину. Еще более важной она была для простых людей, так как, во-первых, давала пищу; во-вторых, обеспечивала мехами, необходимыми для изготовления одежды, уплаты налогов; в-третьих, давала шкуры для кожевенных работ.
В связи с важностью охоты как промысла, охотничьи угодья охранялись законом. У каждого князя были собственные места для охоты. В «Русской Правде» предусмотрены суровые наказания за охоту в чужих угодьях, а также за кражу или порчу охотничьих сетей и убийство охотничьих собак.
Не менее важным лесным промыслом было бортничество (сбор меда диких пчел). Продукция бортничества – воск и мед – пользовались огромным спросом как внутри страны, так, и что особенно важно для княжеской торговли, за ее пределами. Стволы деревьев в которых находились дупла с пчелами метились специальным знаком и охранялись, права владельца защищались законом. Штраф в три гривны был установлен в Русской Правде» за снос чужого улья и в 12 гривен за удаление с дерева знака владельца.
Рыболовство же, игравшее не последнюю роль в русской экономике, особенно после принятия христианства, носило в основном натуральный характер.
В связи с рыболовством необходимо отметить ловлю моржей в Северном ледовитом океане и на Белом море. Моржей добывали из-за клыков (называемых по-древнерусски рыбий зуб), пользовавшихся огромным спросом на внешнем рынке.
Торговля. Внутренняя торговля длительный период времени носила примитивный и, как правило, вынужденный характер и существовала в виде простого продуктообмена.
Главными причинами развития внутренней торговли Киевской Руси, как впрочем, и других стран, можно усматривать в различии природно-климатических условий. Известно, что на севере, в Новгородской земле, всегда не хватало собственного хлеба. Поэтому с юга на север везли хлеб. А в обратном направлении в обмен на хлеб – новгородские ремесленные изделия из железа. Соль развозилась из Галицкого княжества и Новгородской земли по всей Киевской Руси.
Другим фактором развития внутренней торговли являлось различие между городами и сельскими районами. На первом этапе становления Древнерусского государства это различие, правда, сказывалось слабо. Крестьяне все необходимое им для жизни производили внутри собственного хозяйства. Повседневная одежда, из домотканой ткани и овчины, обувь, предметы домашнего обихода, простейшие орудия труда изготовлялись умельцами, которые имелись в каждой большой семье. В IX−X в. каждый дом был одновременно и ремесленной мастерской. Горожане в виду недостаточно высокой производительности сельского хозяйства сами вынуждены были себя кормить и заниматься пахотой. По оценке В.Ключевского земледелием в Киевской Руси занимались 19 из 20 трудоспособных мужчин и женщин.
На рубеже XI−XII вв. в связи с постепенным развитием земледелия, ремесла начинает развиваться и товарная торговля, на что указывает использование всеобщего эквивалента – денег. В безмонетный период на Руси использовались меховые деньги (К.Маркс назвал их «русскими деньгами»). Самой крупной денежной единицей считалась шкурка черной куницы – соболя. Вместо мелкой монеты использовались уши, половина ушей, лбы и морды куниц и белок. Но эти деньги не были конвертируемы и имели ряд других недостатков. Широко использовались в этот период также иностранные монеты, как восточные (арабские), так и западные (римские, позже византийские).
Во время княжения Владимира на Руси начинается чеканка собственной золотой и серебряной монеты. За образцы были взяты византийские золотые и серебряные монеты, что было обусловлено значительным ростом русско-византийской торговли в X−XI в.в., а также принятием в 988 году христианства в его византийском варианте. Но в обращение русские монеты поступали мало и в большей степени использовались в качестве наградных знаков. В общей сложности чеканка русской монеты продолжалась 25 – 30 лет. А затем страна вновь вступила в безмонетный период, который продолжался до второй половины XIV в. Сказалось отсутствие на Руси собственных источников благородных металлов и сокращение притока на Русь арабских динариев. Стандартной единицей во всех крупных торговых сделках была серебряная гривна (весовая) равная одному тройскому фунту серебра, или 96 золотников, т.е. около 400 грамм. Некоторое время разменные деньги были меховыми, что прослеживается в их названии, затем применялись в качестве расчетных единиц. В одной гривне было 20 ногат (наименование арабской денежной единицы перешедшее в название русских денег), 25 кун (наименование в древности русских пушных денег,) 50 резан. Самой мелкой денежной единицей была векша (также бывшее наименование пушных денег). В одной гривне было 150 векшей. При бытовых наличных расчетах использовалась гривна кун (счетная).
Для развития товарного производства и товарно-денежных отношений большое значение имело развитие кредита. Поэтому вполне естественно, что русское законодательство того времени уделяло большое внимание кредитным отношениям. Согласно «Русской Правде» процент по кредиту зависел от срока займа. «Месячная» ставка, которая была максимальной, разрешалась для коротких кредитов на срок не более четырех месяцев; для займов от четырех месяцев и до одного года устанавливалась ставка в «треть» года; для длинных займов законной являлась «годовая» ставка, которая была минимальной, и только для нее оговаривался процентный потолок – 10 кун с гривны, или, иначе говоря, 40%. По высоте процентной ставке можно судить об уровне развития торговли, о скорости оборота капитала. К примеру, в византийском праве XI в.законная процентная ставка по кредитам колебалась от 5,5 до 8%, в зависимости от условий займа. В Древнерусском же государстве уровень развития кредитных отношений еще не обеспечивал потребностей, кредит был дорог. Несмотря на то, что 60% годовых считалось грубым нарушением, «лихвой», за что полагалось наказание, это закон постоянно нарушался, очевидно, в силу чрезвычайной рискованности торговых предприятий и низкой скорости оборота капитала.
После ряда крупных выступлений против ростовщиков в 1068, 1113 Владимиром Мономахом был принят «Устав о резах», в котором было установлено, что ростовщик имеет право брать проценты только три раза, иначе он лишается права на возврат самой кредитной суммы, кроме того, была указана предельная величина процента (около 40%). Владимир Мономах потребовал принимать во внимание причины несостоятельности купцов – должников. Разорившиеся в результате действия стихии или неприятеля не подвергались наказанию, хотя и не освобождались от уплаты долга. Те же, кто по собственной вине потерял капитал, выводились на торг, где распродавалось все их имущество.
Внешняя торговля традиционно считалась главной экономической опорой Киевской экономики. Внешняя торговля являлась продолжением полюдья по своей масштабности, по необычайной сложности, по неизбежной мощной поддержке военными силами молодого государства.
Полюдье – сбор дани с подвластных киевскому князю племен было важной составляющей хозяйственной жизни князя. Достаточно подробное описание полюдья дает Б.А. Рыбаков Князь отправлялся в круговой объезд как только вставали реки в ноябре месяце. В поход вместе с князем отправлялись его дружинники, а также конюхи, ездовые с обозом, ремесленники, кашевары и т.д. Всю эту массу должно было принять становище. По зимнему времени в становище должны были быть теплые помещения для размещения людей, конюшни, амбары для склада и сортировки дани, сусеки и сеновалы для заранее запасенного зерна и фуража, печи для выпечки хлеба, жернова, кузнецы. Должны быть люди, исполняющие разнообразные работы по подготовке становища, по обслуге его во время полюдья. В апреле, когда с рек сходил лед, князь возвращался в Киев, куда уже со всех концов Руси пригонялись ладьи, изготовленные на протяжении зимних месяцев тысячами русских плотников. В Киеве было отведено специальное урочище, где все ладьи окончательно оснащались уключинами и веслами. К работе мужчин следует добавить труд нескольких тысяч славянских женщин, ткавших паруса для оснастки торгового флота. Ко всему этому следует прибавить выращивание и прядение льна и конопли, а также изготовление канатов. Все эти процессы уже свидетельствуют о государственном подходе к этому важному делу. Следующей важной задачей являлась организация сбыта полюдья. Сборщики дани превращались в мореплавателей и караван-башей, воинов, пробивавшихся через кочевнические заслоны, и в купцов, продававших привезенное с собой и закупавших все то, что производилось на Западе и на Востоке. (29) Таким образом, полюдье на Руси являлось не простой формой кормления князя и его дружины, так как большая часть дани взималась «экспортными товарами» и использовалась не для непосредственного удовлетворения потребительских нужд элиты, а для товарного обмена за рубежом.[2] Именно сбыт полюдья был главной заботой киевских князей, обеспечивающих свои торговые операции договорами, вырванными зачастую силой оружия. Таким образом появляется уже знакомая формула: аккумулированный в результате редистрибуции внутри страны продукт выступает в качестве товарной массы для торговли за ее пределами. Поставщики ренты – налога от этого, естественно, ничего не получают, зато обогащаются редистрибуторы, которые за пределами страны выступают уже в роли торговцев. Полюдье становилось предметом предприимчивости многих людей: князей, бояр, дружинников. Дружинники, с которыми князья делились частью собранной дани, были лично заинтересованы в обмене приходившихся на их долю товаров. В 1945 году они чуть ли не насильно тянули Игоря за данью: «рекоша дружина Игореви: отроци Свенележи изоделиса суть оружием и порт, а мы нази. Поиди княже с нами в дань, да и ты добудеши и мы» (29). В результате появляется специфический военно-торговый, дружинно-купеческий слой – «военно-торговая аристократия».Но учитывая промысловый характер дани и то, что ее добыча не улучшала состояние ни производительных сил, ни хозяйственных отношений в обществе, их предприимчивость имела поверхностный характер и не закручивала хозяйственный механизм или запускала его очень медленно.
С IX в. Днепр становиться основной артерией русской внешней торговли, главный южный конец которой был в Константинополе. Именно этот путь являлся главной географической осью государства. Византия в этот период становиться привилегированным партнером Киевской Руси. Предпринятые в первой половине X в. военные походы русских князей преследовали цели создания благоприятных условий для русской внешней торговли.
В 907 году князь Олег предпринял военный поход на Византию, результатом этого похода становиться заключение торгового договора, носящего ярко выраженный протекционистский характер. Согласно условиям договора, греки должны были выделить специальные фонды для важнейших русских городов. Из этих фондов византийское правительство должно помесячно выдавать содержание разными продуктами гостям этих городов в течение их пребывания в Константинополе, предоставлять им право пользоваться столичными банями, а также снабдить их лодки продовольствием и всем необходимым для обратного пути из Константинополя на Русь. Очень важно, что русские гости при совершении торговых сделок не должны были платить торговую пошлину. Это право было предоставлено Византией только руссам. Договор 907 года стал основанием для дальнейшего коммерческого взаимодействия между русскими и греками. В договоре 911 года было добавлено несколько юридических деталей технического свойства. Наиболее примечательной статьей договора является взаимное обещание оказывать помощь потерпевшим кораблекрушение торговцам обеих стран. Это противоречит так называемому «береговому праву», практиковавшемуся в большинстве европейских стран. Что могло заставить могущественную Византию пойти на подписание этих явно невыгодных для нее договоров с варварской Русью? Ответ очевиден: сила русского оружия. Подтверждением является договор 945 года, заключенный после неудачного похода князя Игоря в 944году. В новый договор не было внесено условие относительно освобождения от пошлинных платежей. В договоре 977 года некоторые привилегий «руссов» были восстановлены, что вызвало недовольство греческих купцов, выразившееся в неоднократном избиении «руссов». В 1043 году, после подобного избиения в Константинополе (одного из купцов убили) князь Ярослав был вынужден послать на греков флотилию во главе со своим сыном. Результатом явилось восстановление торговых отношений с Византией.
Основными статьями русского экспорта в Византию были рабы, меха, мед, воск. Из Византии Русь импортировала в основном вина, шелка и предметы искусства, такие как иконы и ювелирные украшения, а также фрукты и изделия из стекла.
По Волго-Донскому пути и Каспию Русь торговала со странами Востока. Русские торговые караваны ходили в Персию, Багдад, Хорезм; есть версия, что русские посещали Египет. В 1006 году Владимир Святой заключил с волжскими булгарами торговый договор, который позволял им проезжать по всему государству беспошлинно. Согласно этому договору булгарам разрешено было торговать только с русскими гостями, а не продавать товары ни крестьянству, ни шляхетству и не покупать у них. В страны Востока Русь продавала меха, мед, воск, клыки моржей, а покупала там специи, драгоценные камни, шелковые и сатиновые ткани, ковры, оружие из дамасской стали и лошадей.
Через Балтийское море Русь торговала со странами Западной Европы. На Запад вывозились меха, мед, воск, в небольших количествах лен, пеньку, канаты, холстину, хмель, овчины, шкуры. Через Новгород в Западную Европу шли также некоторые товары, закупаемые у восточных купцов. Из стран Запада везли шерстяное сукно, льняное полотно, шелк, иглы, оружие, изделия из стекла, селедку, тонкое вино, пиво, металлы.
Анализируя состав русского экспорта и импорта становиться очевидным, что Русь экспортировала исключительно сырье, а импортировала в основном готовую продукцию, прежде всего предметы роскоши, что вовсе не способствует развитию рыночных отношений.
В целом же к особенностям внешней торговли Руси IX – начала X в. можно отнести ее масштабность, необычайную организационную сложность и военную поддержку со стороны государства. Частное же предпринимательство на этом этапе не играло заметной роли во внешней торговле Древнерусского государства.
На рубеже XI – XII в.в. на Руси появляются люди, чьей основной профессией становиться торговля. В этот период наряду с термином «гость» появляется понятие «купец». В узком смысле под ним понимался торговец, участвующий во внутреннем обмене товарами в пределах города и близлежащей округи. В широком смысле купцами называли всех, причастных к организации торговли (6). «Русская Правда» содержит множество статей, защищающих права гостей. Но было бы не корректно считать, что гости занимали достаточно высокое социальное положение в русском обществе. На самом деле они находились на 6 ступени русской иерархической лестницы, ниже них были лишь смерды и холопы. Гости интересовали государство лишь как источник пополнения казны. Свобода предпринимательства не была предусмотрена. Напротив, торговля мелочно регламентировалась и облагалась тяжелыми многочисленными пошлинами. Налоги на торговые сделки были многообразными. Во-первых, это мыто, которое можно назвать «таможенной пошлиной», хотя оно собиралось не на государственной границе, а при подъезде к каждому городу, особенно на мостах – с товара, который везут в повозках, и на речных набережных – с товара перевозимого на кораблях. При этом не делалось разницы между иностранными и иногородними товарами. Во-вторых, это «перевоз» – пошлина за пересечение реки на переправе или за транспортировку товара по волоку. В-третьих, это «гостиное» – налог на склады, которыми пользовались иностранные купцы на рыночной площади. В-четвертых, «торговое» – общий налог с купцов, пользующихся рыночной площадью. В-пятых, «весчее» – налог за взвешивание и измерение товаров. В-шестых, «корчмита» – налог за проживание в гостинице (8). И это далеко еще не весь список. Подобное отношение государства к этому роду занятий рождало соответствующее отношение гостей к торговле, которое можно назвать, мягко говоря, недобросовестным, и населения, крайне неприязненно относившегося к купцам и воспринимавшего торговлю как недостойное дело. Ситуация, которая мало изменилась до сегодняшнего дня.
[1] Медь и олово привозили с Кавказ и Малой Азии, свинец поступал из Богемии.
[2] Перед нами уже знакомая формула: аккумулированный в результате редистрибуции внутри страны продукт выступает в качестве товарной массы для торговли за ее пределами. Поставщики ренты – налога от этого ничего не имеют, зато обогащаются редистрибуторы, которые за пределами страны выступают уже в роли торговцев.