О праве быть первопроходцами

Каким образом мы (общество и государство) должны обеспечить ограничение монополистов? Известны два варианта .

Вариант первый: принудительно разделить монополистов на несколько независимых компаний и создать реальную конкуренцию в ныне монополизированных секторах экономики (добыча/выработка, транспортировка и поставка потребителям газа и электроэнергии, железнодорожные перевозки), которая вела бы (в борьбе за выживание и хотя бы минимальную прибыль) к более качественным услугам и снижению тарифов.

Везде ли, во всех ли монополизированных секторах экономики такое возможно? Скажем прямо: не только у нас, но и в мире это пока научились делать далеко не везде и не всегда.

Можно ли и нужно ли здесь быть первопроходцами? В какой-то ситуации, может быть, и нужно, но только при соблюдении двух условий.

Во-первых, если ситуация объективно (а не в силу целенаправленного саботирования управления госимуществом сторонниками этого варианта) уже столь плоха, что нет другого выхода, или если есть весомые основания считать, что именно этот метод действия в данном случае даст не некоторые, а существенные преимущества.

И во-вторых, если во всех прочих секторах экономики (не монополизированных в силу "естественных" причин) вы уже научились создавать и поддерживать свободные рынки, демонстрируете высокую степень способности организовывать свободную конкуренцию, надёжно защищаете её от любых посягательств.

Вряд ли описанные условия реализации первого варианта действий по обузданию монополистов хотя бы в какой-то степени напоминают нашу нынешнюю ситуацию (см. изложенное выше в этой части книги, в том числе главу "Как украсть треть бюджета?"). Право пер-вопроходства необходимо, в конце концов, ещё и просто заслужить. И не перед каким-нибудь "педагогическим советом" из Международного валютного фонда, "семёрки-восьмёрки" или ВТО... А сознавая ответственность перед судьёй существенно более строгим - перед нашими собственными детьми и внуками.

Вариант второй. Обеспечить жёсткий контроль за поддержанием тарифов на товары и услуги естественных монополистов на уровне, который обеспечивает лишь некоторую минимальную прибыль. При столь же жёстком, полном и доскональном контроле за тем, чтобы все расходы монополистов соответствовали реальным потребностям их деятельности. В том числе за тем, чтобы зарплата персонала, включая высших руководителей, была обоснованной и признанной обществом и государством как соответствующая их квалификации, достижениям в работе и спросу на подобных специалистов на свободном рынке труда.

Здесь воспользуемся той же логикой, что и при обсуждении первого варианта - зададимся теми же вопросами.

Везде ли, применительно ко всем ли естественным монополиям такой метод действия возможен? Ответ однозначен: да, без каких-либо ограничений. И во всём развитом мире, в том числе на либеральном Западе, уж это-то делать - пусть не идеально, но на вполне приемлемом уровне - точно научились.

Соответственно, быть первопроходцами здесь нет абсолютно никакой необходимости - все рецепты и механизмы известны.

И жёстко контролировать деятельность и регулировать рентабельность монополистов нужно не в случае, если соблюдены ещё какие-либо условия, а абсолютно везде и всегда, независимо от того, насколько "надёжные" люди поставлены у руля монополий, хорошая ли ситуация в экономике или плохая, организованы ли и отрегулированы ли конкурентные рынки в прочих отраслях экономики или же они только ещё создаются и настраиваются.

Так какой вариант действия из двух описанных может быть рекомендован нам, а какой в нашей нынешней ситуации - категорически противопоказан? Надеюсь, ответ очевиден.

Наши рекомендации