Субъектов Российской Федерации в 2012-2014 годах, млрд. рублей
2011 год Ожидаемая оценка | 2012 год | 2013 год | 2014 год | ||||
проект | %% к предыдущему году | проект | %% к предыдущему году | проект | %% к предыдущему году | ||
Доходы, всего | 7 264,1 | 7 682,6 | 105,8 | 8 134,3 | 105,9 | 8 803,7 | 108,2 |
в том числе: | |||||||
налоговые и неналоговые доходы | 5 798,6 | 6 409,8 | 110,5 | 7 046,8 | 109,9 | 7 783,9 | 110,5 |
межбюджетные трансферты бюджетам других уровней | 1 465,5 | 1 272,8 | 86,9 | 1 087,5 | 85,4 | 1 019,7 | 93,8 |
Расходы, всего | 7 310,4 | 7 729,5 | 105,7 | 8 171,0 | 105,7 | 8 813,1 | 107,9 |
Дефицит | - 46,3 | - 46,9 | 101,3 | - 36,7 | 78,3 | - 9,4 | 25,6 |
Доля доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерациив доходах консолидированного бюджета Российской Федерации без учета трансфертов из федерального бюджета составит в 2012 году 35,2%, в 2013 году – 35,7%, в 2014 году – 35,6%. После получения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета доля доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в доходах консолидированного бюджета Российской Федерации возрастет.
Доля консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в консолидированном бюджете Российской Федерации, в %%
Показатель | 2011 год (оценка) | Проект | ||
2012 год | 2013 год | 2014 год | ||
Доходы (до получения трансфертов) | 34,6 | 35,2 | 35,7 | 35,6 |
Доходы (после получения трансфертов) | 43,0 | 42,3 | 41,2 | 40,2 |
Расходы, всего | 43,1 | 40,5 | 39,3 | 39,4 |
Расходы (без учета трансфертов государственным внебюджетным фондам) | 49,5 | 47,4 | 45,7 | 44,9 |
Сокращение доли консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в доходах (после получения межбюджетных трансфертов) и расходах в основном объясняется снижением объемов межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации из федерального бюджета.
Кроме того, при прогнозе доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации учтены изменения в законодательство в связи с переводом финансового обеспечения полиции за счет средств федерального бюджета:
- зачисление государственной пошлины за государственную регистрацию транспортных средств в федеральный бюджет (оценка 2012 года – 34,1 млрд. рублей);
- зачисление доходов от уплаты акцизов на алкогольную продукцию, распределяемых по нормативу, в федеральный бюджет (оценка 2012 года – 56,3 млрд.рублей).
Оценка объема расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации производилась с учетом исполнения за 2010 год и уточненных плановых назначений бюджетов субъектов Российской Федерации на 2011 год.
При оценке параметров бюджетов субъектов Российской Федерации учитывались предложения по:
- индексации заработной платы работникам бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений в 2012 году темпами и в размерах, планируемых для федеральных бюджетных учреждений;
- доведению к 2013 году заработной платы учителей общеобразовательных учреждений до средней заработной платы в экономике;
- ежегодному увеличению расходов в связи с увеличением размера страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения;
- снижению тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;
- увеличению расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на финансирование дорожного хозяйства в связи с созданием дорожных фондов субъектов Российской Федерации;
- изменению в разграничении полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации в связи с переводом с 2012 года финансового обеспечения полиции из федерального бюджета;
- ежегодной индексации расходов на социальное обеспечение населения, услуги связи, транспортные и коммунальные услуги, увеличение стоимости основных средств и материальных запасов на уровень инфляции;
- сохранению прочих расходов на уровне 2011 года.
С целью финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования с 2012 года во всех субъектах Российской Федерации должны быть созданы дорожные фонды. Средства данных фондов будут направляться на проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание дорог общего пользования. Объем бюджетных ассигнований дорожного фонда субъекта Российской Федерации утверждается в размере не менее прогнозируемого объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации от акцизов на нефтепродукты, подлежащих зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, транспортного налога, а также иных поступлений, утвержденных региональном законом, предусматривающим создание дорожного фонда субъекта Российской Федерации.
Источниками финансирования дефицитов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации будут являться кредиты кредитных организаций, бюджетные кредиты из федерального бюджета, государственные (муниципальные) ценные бумаги, средства от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в государственной и муниципальной собственности.
Несмотря на стабильное восстановление экономики и увеличение собственной доходной базы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, исполнение их расходных обязательств в значительной степени зависит от финансовой помощи из федерального бюджета, а финансовое положение в среднесрочной перспективе характеризуется рядом рисков, что требует пристального внимания со стороны Российской Федерации и предопределяет необходимость наличия инструментов для их предупреждения или сглаживания негативных последствий.